Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Учитель новой формации Отечественная система образования переживает период радикальных пе-ремен, обусловленных социально-экономическими изменениями в нашей Республике и мировом сообществе. Необходимость признания системы обра-зования Казахстана в мировом образовательном пространстве требует прове-дения учеными теоретических и прикладных исследований различных аспек-тов образовательной системы. Образование как сложноорганизованная система имеет социальное содержание, направленность, определенные пространственные границы, обу-словленные социально-историческим развитием конкретного государства и его культуры. Деятельность школы как социального института строится на основе взаимодействия общечеловеческих, духовных, материальных и мо-рально-этических ценностей. В настоящее время почти во всех странах Европы осуществляются и пла-нируются структурные и качественные изменения образовательной системы. В этой связи граждане нашего государства проявляют глубокую заинтересо-ванность и озабоченность будущим своих детей. Министерство образования и науки Республики Казахстан активно ищет пути оптимальных условий и возможностей интеграции образования в Евразийское образовательное пространство. Реальная ситуация еще далеко от ожидаемой перспективы. В современном Казахстане конкурентоспособность системы образования еще не на достаточном уровне, поэтому перенос многих элементов западной системы образования является актуальным. Усложняется работа педагога в связи с обязательным внешним контро-лем после каждого уровня образования – начального, основного, среднего. Тем самым, усложняется и подготовка педагогических кадров. В числе усло-вий реализации новой модели особый акцент должен быть сделан на подго-товку, переподготовку и повышение педагогических кадров, как ключевых фигур в реализации намеченных новшеств. Так, одним из шагов в данном процессе является Программа курсов повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ Республики Казахстан, которая базируется на теоретических основах Кембриджского подхода к преподаванию. Основная задача настоящей Программы – помочь казахстанским учите-лям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. По этой при-чине современные подходы к преподаванию и обучению рассматриваются во взаимосвязи с действующей практикой учителя и профессиональным кон-текстом. Основное содержание Программы представлено в виде семи моду-лей: 1. Новые подходы в преподавании и обучении. 2. Обучение критическому мышлению. 3. Оценивание для обучения и оценивание обучения. 4. Использование информационно-коммуникационных технологий в преподавании. 5. Обучение талантливых и одаренных детей. 6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностя-ми учеников. 7. Управление и лидерство в обучении. Работая учителем химии, замечала, что детям не интересны традици-онные уроки. Современный ребенок получает от СМИ, телевидения и сети интернет не меньше информации, чем в школе, а может быть – даже больше. Но только при помощи школы и педагога, то есть при помощи организован-ного, систематического и целенаправленного обучения вся эта информация может трансформироваться в знания, в компетентность и стать собственно-стью, приносящей пользу. Школа изрядно отстала от потребностей общества и в связи с этим, наступило время перемен для педагога. Пройдя курсы повышения квалификации учителей третьего базового уровня, и ознакомившись с теоретической частью новых подходов в обуче-нии, я стараюсь реализовать их на практике. В результате чего прихожу к выводу, что детям надо давать не готовые ответы на поставленные вопросы, а организовывать процесс обучения таким образом, чтобы они сами нашли способы решения проблем. Ведь не случайно Конфуций говорил : «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать - и я научусь» .В связи с этим, считаю первый модуль - новые подходы в обучении, включаю-щим в себя саморегуляцию одним из важных. Саморегуляция - это понимание учащимися как и чему учиться. Ученик должен, прежде всего, осознать и принять цель учебной деятельности, т. е. понять, что от него требует учитель. Далее, в соответствии с понятой целью, ученик продумывает последовательность действий и оценивает условия дос-тижения этой цели. Результатом этих действий является учебная деятель-ность, на основе которой ученик составит план действий, средств и способов ее осуществления. Если ребенок мотивирован на успех, усваивает материал, успешен в обу-чении - у него высокий уровень саморегуляции. По мнению Льва Выготско-го, важную роль в развитии саморегуляции учащихся играет взрослый чело-век - педагог, обеспечивающий уровень обучения, который не может быть самостоятельно достигнут учеником. Именно педагог должен предвидеть ход учебного процесса, степень новизны для ученика излагаемого материала, его интересность и значимость. Поэтому, в арсенале учителя должны быть средства, помогающие сохранению усваиваемого материала, его дублирова-нию в слуховой, зрительной, двигательной и других формах. Также необхо-димо применять методы, позволяющие сосредоточить и направить внимание учащихся на создание ассоциаций, использование схем и наглядных пособий. Но при всем этом, по мере развития обучения требуется меньше подсказок, поддержки учителя, поскольку ребенку становится понятным его суть и, следовательно, обучение становится независимым - саморегулируемым. Обучение в моей практике, прежде всего, направлено на то, чтобы научить детей самостоятельно обучаться, так как основной путь развития саморегу-ляции - это организация самостоятельной работы учащихся. Согласно этому я разработала серию уроков, содержащих вышеперечисленные модули Про-граммы. В самом начале создала ребятам комфортные условия для работы и атмосферу сотрудничества – проводя различные тренинги. Тем самым, счи-таю, достигла цели раскрепостить, сблизить учащихся между собой. Вместе с тем, выяснила посредством проведения анкетирования отношение учащих-ся к предмету, методу преподавания, их учебную мотивацию. Уроки стара-юсь проводить в режиме интерактива, т.е. использовать групповую, парную формы работы, различные творческие задания. Активно применяю неисполь-зуемые ранее методы самооценивания, взаимооценивания, элементы крити-ческого мышления: синквейн, таблицу ЗХУ, инсерт, кластер - особенно по-нравившийся ребятам. Здесь наблюдаю активную социальную и мотиваци-онную саморегуляцию учащихся. Ребята, столкнувшись с поставленной пе-ред ними проблемой, работают в группах, предлагают свои идеи, решения и затем вместе, придя к общему мнению, отображают мысли на флипчартах, находятся в постоянном взаимодействии друг с другом. Ребята, как утвер-ждал Л.Выготский, находясь в ЗБР(зоне ближайшего развития), лучше ус-ваивают учебный материал, лучше понимают друг друга .Применяя методы «Пила» и «Джиксо» вижу, что ребятам нравится выступать в роли учителя. Они активны на уроке, делятся друг с другом имеющейся у них информаци-ей, знаниями. Так ,допустим, интересно наблюдать, когда ученик со средни-ми способностями консультирует более сильного ребенка. Также на практике убеждаюсь в том, что очень важно какие вопросы задает учитель ученикам. Вопросом можно стимулировать к размышлению. Раньше я задавала в ос-новном закрытые вопросы, теперь же считаю, что открытые вопросы спо-собствуют развитию мышления детей. Также думаю ,что правильно органи-зованная групповая работа повышает уровень самостоятельности (саморегу-ляции),объем , темп, выполнения заданий. Применяя на своих уроках групповую работу, наблюдаю что, взаимопомощь взаимообучение исключает возникновение состояния тревожности, парали-зующей познавательные возможности детей, тем самым стабилизирует по-ложительную мотивацию ученика. Также хочу сказать о технологии крити-ческого мышления(КМ). Ранее я применяла её элементы на своих уроках. Например, при изучении основных классов неорганических соединений предлагала выполнить учащимся задания «Найди лишнее», которое способ-ствует запоминанию формул химических веществ и их классификацию. Так-же использовала различные задания по нахождению соответствия, где уча-щиеся анализируя предложенный им материал, рассматривают химические явления с разных сторон. Развитию КМ также способствуют лабораторные и практические работы. Ведь здесь учащиеся сравнивают, анализируют, ищут причинно-следственные связи, делают выводы. В результате более широкого применения мной различных стратегий КМ, например, таких как «Кластер», «Синквейн», «Инсерт», «Лист решения про-блем», «Инструкция», таблица ЗХУ, «Эссе» я вижу, что ребята постепенно начали, самостоятельно осмысливая и анализируя информацию, выделять противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Выполняя групповое задание, об-щаясь между собой ученики участвуют в активном построении знаний, в до-бывании необходимой информации для решения проблемы. В силу специфи-ки моего предмета, где необходимо учить учащихся устанавливать те или иные причинно-следственные связи, способствовать формированию научно-го мировоззрения ребят, в будущем я планирую еще более активно приме-нять приемы технологии РКМ на своих уроках, так как стратегии критиче-ского мышления побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа, способствуют развитию интеллектуальной и эмоциональной деятельности ребенка. Также интересен модуль оценивания. Должна признаться, что ранее на своих уроках применяла в основном суммативное оценивание, то есть боль-шей частью выставляла отметку за выполнение какого-либо задания. Сейчас же стараюсь применить различные виды оценивания деятельности учащихся.Так, например, на первом этапе урока по теме «Электролитическая диссоциация кислот, солей, оснований» ,при повторении пройденного мате-риала учащиеся индивидуально выполнили задание «Данетка», после чего, обменявшись тетрадями, сделали взаимопроверку, а потом самопроверку своих работ по готовому образцу. Затем по предложенным мною критериям выставили оценки. Также на этом уроке я применила формативное оценива-ние .Так, учащиеся при заполнении таблицы ЗХУ формативно оценивали свои знания, то есть делали записи в таблице о том, что они знают и чего не знают о процессах диссоциации. После составления и презентации класте-ров, учащиеся писали на стикерах свои комментарии и прикрепляли их к со-ответствующим плакатам. Например, на уроке по теме «Гидролиз солей» учащиеся в устной форме прокомментировали кластер каждой группы. Ребя-та высказали свои мнения о доступности, информативности, эстетическом оформлении работ. Наблюдая, за учениками я пришла к выводу, что для них очень важно мнение товарищей, то есть формативное оценивание. Выполняя в следующий раз аналогичное задание, они стараются учесть все пожелания, замечания и выполнить то или иное задание ещё лучше. Так же я всячески подбадриваю, хвалю ребят, отмечаю любые даже незначительные их личные продвижения в учебе, тем самым стимулируя, побуждая их работать еще лучше, что, считаю, мне неплохо удаётся. Так же применяю оценивание в группе. Учащиеся с большим удовольствием и интересом оценивают каждо-го члена группы. При оценивании раздаю ребятам оценочные листы и крите-рии (разработанные мной), по которым они должны оценить друг друга или себя. Чтобы у ребят не было затруднений, стараюсь разрабатывать к каждому уроку определенные конкретные критерии. Каждый учитель знает , что очень важно комментировать выставляемую оценку, а также необходимо, чтобы учащиеся знали что именно они должны сделать, чтобы получить ту или иную отметку. Должна признаться, что раньше ученики иногда задавали мне вопрос «А за что вы мне поставили такую оценку?». Теперь же они зна-ют почему и за что получают свою отметку, так как сами являются активны-ми участниками процесса оценивания, что дает ребятам стимул завтра рабо-тать еще лучше, чем сегодня. Конечно, считаю очень важным проведение в конце каждого урока рефлексии. На этом этапе дети осознают, размышляют о том ,чему же они научились на этом уроке, что нового для себя узнали и что еще предстоит сделать, тем самым между учениками и мной устанавли-вается обратная связь, а не игра в одни ворота, как раньше. Применение ИКТ в преподавании тоже является одним из инновационных методов обучения. Использование ИКТ на уроке должно быть целесообразно и методически обосновано, а не служить данью веления времени. К инфор-мационным технологиям обращаюсь в том случае, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами обучения. Компьютер в состоянии заменить основную часть на-глядных пособий и моделей. При организации практических работ он стано-вится незаменимым помощником. Например, при изучении токсичных ве-ществ виртуальный мир даёт возможность проводить химический экспери-мент без риска для здоровья учащихся. С помощью электронных учебников показываю видеофрагменты опытов, которые не всегда можно провести на уроке в полном объёме, ввиду отсутствия необходимого оборудования и ре-активов. Также электронные учебники снабжены трёхмерными иллюстра-циями, способствующими развитию пространственного мышления. На уро-ках при изучении нового материала, закреплении, отработке умений и на-выков активно применяю слайдовые презентации. Применение слайдов обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объём информации по сравнению с традиционными методами. Элементы следующего модуля «Обучение талантливых и одаренных» тоже стараюсь применить на своих уроках. До прохождения курсов повышения квалификации учителей третьего базового уровня я придерживалась мнения, что современная школа пока еще не в полной мере раскрывает талантливых и одаренных детей. Думала, что с такими детьми нужно работать только во внеурочное время, так как на уроке в основном ориентировалась на среднего ученика. В ходе своих наблюдений пришла к выводу, что способным детям нужно давать больше самостоятельности на уроке, чего я раньше боялась и брала все обязанности на себя. Такие ребята являются активными помощни-ками на уроке и значительно облегчают работу учителя. Последний модуль «Управление и лидерство в обучении» также очень ва-жен. Сотрудничество с коллегами играет важную роль в процессе обучения. В нашей школе я нашла поддержку в лице своих коллег, которые проявили интерес к новым подходам в обучении. Учителям необходимо действовать коллективно, сообща для того чтобы добиться положительного результата. Кроме того, обучая друг друга, мы будем учиться сами и многого достигнем в поиске, творчестве, в суждениях, в конечном результате. Реализуя модули Программы в своей практике приходишь к выводу ,что все они тесно взаимосвязаны друг с другом и их одновременно можно при-менить на одном уроке. Хочу отметить ,что данная Программа курсов повышения квалификации учителей третьего базового уровня в корне изменила мой взгляд на процесс обучения, в частности на мою педагогическую деятельность. В заключении хотелось бы сказать, что школа - один из первых социаль-ных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологи-ческого и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, в первую очередь, педагоги и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа была образцом такой среды, которая способствует пол-ному раскрытию задатков ребенка и реально готовит его к будущей жизни. Итог вышесказанному подведет одна притча. -Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая - я ее раздавлю, скажет мертвая - выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Все в твоих руках". Именно в наших руках находится возможность создать в школе такую атмосферу благоприятного психологического микроклимата, в которой дети будут чувствовать себя "как дома", радовать нас своими успехами и дости-жениями. Учитель химии II категории третьего базового уровня Зерендинской СШ№1 Башмачникова Людмила | |
Просмотров: 4346 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|