Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Рефлективный отчет по внедрению модуля «Применение информационно – коммуникационных технологий» В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий. Если мы обратимся к “Словарю методических терминов” (авторы: Э.Г.Азимов, А.Н.Щукин), то мы найдем следующее определение: информационные технологии – это “система методов и способов сбора, накопления, хранения, поиска, передачи, обработки и выдачи информации с помощью компьютеров и компьютерных линий связи”. В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка. Информационными технологиями, как правило, называют технологии, использующие такие технические средства как аудио, видео, компьютер, Интернет. В обучении иностранному языку широко применяются компьютерные технологии. Специфика компьютера как средства обучения связана с такими его характеристиками как комплексность, универсальность, интерактивность. Интерактивное обучение на основе мультимедийных программ позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов, делает процесс обучения более интересным и творческим. Возможности учитывать уровни языковой подготовки учащихся являются основой для реализации принципов индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом соблюдается принцип доступности и учитывается индивидуальный темп работы каждого ученика. Используя компьютер, можно организовать на уроке индивидуальную, парную и групповую формы работы. Однако необходимо помнить, что компьютер не может заменить учителя на уроке. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его именно тогда, когда он действительно необходим. В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин “мультимедиа” означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными. Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий. Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные результаты. Я полагаю, что компьютерная программа PowerPoint является самым эффективным средством. Образовательный потенциал этого технического средства обучения стал хорошим подспорьем в осуществлении наглядной поддержки обучения иноязычной речи в нашей школе. Самостоятельно созданные презентации требуют серьезной подготовки, но зато, они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляться индивидуальность учителя, его видение материала. В моем банке мультимедийных презентаций есть самые разнообразные презентации, которые можно разделить на разные категории. Также используя разные презентации, я представляю материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. Я считаю, что использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Использование компьютерных моделей способствует образному мышлению и лучшему усвоению материала. На моих уроках целью презентации может быть: - актуализация знаний; - сопровождение объяснения учителем нового материала; - первичное закрепление знаний; - обобщение и систематизация знаний. При проведении серии последовательных уроков я использовала три вида презентаций: на этапе актуализации знаний, при первичном закреплении знаний, для обобщения и систематизаций Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с учащимися. Вопросы такой беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы могут быть представлены как небольшой видеоряд, фото, рисунком, требующим комментария, таблицей и т.д. На первом же уроке после психологического настроя я включила интерактивную доску со слайдом, на котором были картинки с разными продуктами, и попросила ребят назвать то, что они видят на слайде по-английски. Следующая просьба была назвать все, что дети видят на доске одним словом. Несколько человек сразу назвали «продукты». Затем я попросила разделить все продукты на две группы. Было множество вариантов, но в итоге Игорь сказал, что каша одна и ее посчитать нельзя, а яблок много и посчитал их. После этого сразу несколько ребят сказали, что можно разделить на исчисляемые и неисчисляемые существительные. Задача учащихся была озвучить тему урока, и они с ней справились. Во время данного этапа один слайд с несколькими яркими картинками помог детям при развитии критического мышления. Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы или термины. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения, лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти. При первичном закреплении полученных на уроке знаний и умений я на уроке № 3 использовала презентацию, в которой пошагово были написаны правила употребления much, many, a lot of, few, little. Второй слайд содержал такие слова «понять и правильно использовать их в речи довольно легко, если соблюдать следующие правило английской грамматики и следовать нижеописанным шагам». Ученики прочитали по цепочке первые три слайда. Затем я попросила предположить, что же будет написано на следующих (Какие следующие шаги?). Ученики замечательно справились с данным заданием. Сразу несколько человек рассуждали по теме, ребят очень радовало, когда они видели, что их предположения полностью совпадали с правилами на последующих слайдах. На данном этапе развивалась умственная активность ребят, речь, общеинтеллектуальные умения и навыки (приёмы анализа, синтеза, классификации, сравнения, обобщения). Вспоминая изученный материал, я снова включила слайд, который дети уже видели на первом уроке. На слайде было несколько картинок с продуктами и ученики должны были в два столбика написать слова, а также правильно распределить much, many, a lot of, few, little. Сильные ученики писали слова на английском языке по памяти, слабым можно было пользоваться словарем. Время было ограничено. Результаты оказались ожидаемыми. На каждом уроке дети пользуются англо-русскими, русско-английскими книжными словарями. Наличие компьютера на уроках позволяет использовать электронные словари. На всех компьютерах в кабинетах, в которых я работаю, установлен Lingvo. Лингво – это электронный словарь с самой большой и современной электронной базой. При помощи этого словаря ребята могут найти не только перевод необходимого слова, также он позволяет оказать справочно-информационную поддержку, так как это автоматизированный справочник по грамматике, в котором действует система обнаружения грамматических ошибок на морфологическом уровне, позволяет работать над лексикой учащихся – подбор синонимов и антонимов, помогает при переводе. В словаре можно найти примеры использования слов, формы слов, определения. Поэтому я давно практикую использование Лингво во всех классах. Если в кабинете один компьютер, то ребята по мере необходимости могут подойти к компьютеру и найти перевод слова. Если работаю в мультимедийном кабинете, то ребята каждый на своем компьютере ищет необходимую информацию. Отрабатывается сразу несколько навыков: - ребята запоминают графическое написание слова; - видят несколько вариантов перевода одного слова и примеры его использования; - учатся печатать на компьютере. Ребятам очень нравится работать со словарем. Изучение иностранного языка подразумевает ежеурочную отработку фонетических и лексических навыков. Это очень удобно сделать при помощи различных программ, таких как «Профессор Хигинс» и многосерийного учебного издания Disney's Magic English. На протяжении серии уроков в 6 классе я включала мультипликационный фильм № 15 «Disney's-Cooking», что позволяло ребенку в непринужденной форме усвоить языковые структуры английского. Дети повторяли слова и фразы за героями из диснеевских мультфильмов. Не могу не коснуться вопроса применения тестирования на уроках. Его преимущества в том, что за несколько минут одновременно и продуктивно работает вся группа и учитель получает срез обученности всех учащихся. Системность в применении тестирования вынуждает школьников готовиться к каждому уроку, работать регулярно. Такая проверка помогает увидеть пробелы в знаниях и спланировать их устранение. На своих уроках я проводила тестирование в двух вариантах: мини-тест на интерактивной доске и тестирование для суммативного оценивания. На каждом я уроке выводила на интерактивную доску несколько тестовых вопросов, которые оценивала формативно (делая пометки в своем журнале). Ребята по одному выходили к доске и разбирали один вопрос, объясняя, какой вариант ответа правильный и почему. Раньше я давала такие мини-тесты в распечатанном виде, и учащиеся выполняли тесты самостоятельно. Результаты часто не радовали меня. Не понятно, понял ребенок тему или просто угадал ответ. Программа тестирования, которую я применяю, довольно проста в эксплуатации и позволяет организовать тестирование по любым темам. Она имеет три вида тестов: «многочисленный выбор», «написать краткий ответ» и «соотнести». Последний дает возможность использовать рисунки, фото, схемы и т.д. Программа позволяет проверить процент усвоения материала, причем результаты заносятся в электронный журнал. Хорошо и то, что после выполнения задания, ученик может увидеть свой результат, количество ошибок и даже просмотреть задания, выполненные неверно. Я работаю с этой программой либо в компьютерном классе, когда каждый ученик сидит за отдельным компьютером и выполняет подготовленный мною комплект из 2-3 тестов самостоятельно. Результат их работы я проверяю уже после урока по журналу программы. Либо мы работаем с одним тестом, но у ребят есть возможность посмотреть свои ошибки и сделать тест 2-3 раза, пока не достигнут хорошего результата. В этом случае осуществляется индивидуализация обучения. Понятно, что создание тестов требует достаточно много времени, но и здесь я привлекаю к работе старшеклассников. Когда есть отобранный материал, они с удовольствием работают в этой программе. А некоторые даже создают тесты на материале, найденном или подобранном ими самими. Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где информационно-коммуникационные технологии применяются в системе, показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование информационно-коммуникационных технологий способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников, особенно на среднем и старшем этапах, когда учащиеся утрачивают в какой-то мере интерес к предмету и веру в успех. Применяя компьютер и мультимедийные технологии на серии последовательных уроков, я сделала вывод: • мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения; • они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету; • улучшают качество усвоения материала; • позволяют индивидуализировать процесс обучения; • дают возможность избежать субъективности оценки, Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель. Компьютерные программы предоставляют интерес и для слабого ученика, и для мотивированного ученика. Слабые ученики успевают сделать немного, но получают удовлетворение от своего учебного труда. Сильный ученик получает возможность, не дожидаясь товарищей, проявить инициативу и углубиться в поисковую работу. Дидактическая ценность использования информационно – коммуникационных технологий очевидна, т.к. решаются сразу несколько дидактических задачи: • усвоить базовые знания по английскому языку; • систематизировать усвоенные знания; • психологически настроить на урок; • сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера; • сформировать навыки самоконтроля; • сформировать мотивацию к учению в целом и к английскому языку в частности; • готовить учеников к экзамену, формируя у них общеучебные навыки. При работе с интерактивной доской необходимо учитывать возможные трудности: - Наличие чисто технических проблем. При скачках напряжения, или отказе доски по неизвестной причине далеко не всегда можно сразу найти верное решение проблемы. - Конструктивные недостатки стилусов. Они толстые, изображение отстаёт от движений даже после калибровки, писать ими очень неудобно и трудно. - Временные затраты на подготовку урока очень велики. - Необходимость временного ограничения работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы. Чтобы эти и другие трудности не мешали мне при дальнейшей работе, необходимо всегда иметь второй план к уроку, в котором будут прописаны действия без ИКТ, во избежание заминок на уроках. Всегда менять виды деятельности на уроке, а не использовать интерактивную доску в течение 45 минут урока, а также иметь (по возможности) наглядный материал для ребят, которые не могут работать с интерактивной доской, в связи с проблемами со зрением. Таким образом, внедрение компьютерных технологий создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Они позволяют на практике использовать психолого-педагогические разработки, обеспечивающие переход от механического усвоения знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Литература: 1. Тайчинов М.Г. Развитие национального образования в поликультурном, многонациональном обществе // Педагогика. – 1999. – № 2. 2. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование – Актуальная проблема современной школы // Педагогика. – 1999. – № 4. 3. Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности при обучении иностранным языкам, ИЯШ №4 2008 с.36 | |
Просмотров: 6524 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|