Главная » Статьи » В помощь учителю » Новые технологии в обучении |
Пояснительная записка. Водные ресурсы Земли слагаются из вод морей и океанов, ледников, рек, озёр, подземных вод и исчисляются приблизительно в 1500 миллионов кубических километров. На долю пресной воды приходится всего 30 миллионов километров кубических, 94,2% всех водных ресурсов составляют солёные воды морей и океанов. Все воды Земли непрерывно участвуют в круговороте, образуя замкнутую систему океан - атмосфера - суша. Скорость водообмена колеблется в широких пределах. Медленнее всего возобновляются подземные воды (около 5 тысяч лет), а обмен речных вод происходит 32 раза в течение года. В нашей стране ресурсы пресной воды неравномерно распределены по территории. Промышленность, сельское хозяйство, коммунально-бытовое хозяйство городов являются потребителями большого количества воды. Охрана водных ресурсов - система организационных, исследовательских, юридических, экономических и технических мер, направленных на предотвращение и устранение последствий загрязнения и истощения водных объектов. При изучении используются элементы технологии РКМУ. Тема урока: «Охрана водных ресурсов». Образовательные цели: Обучающие: систематизировать знания о воде, сформировать знания об основных загрязнителях, сформировать убеждения о том, что каждый причастен к экологической ситуации на Земле. Развивающие: развивать индивидуальные способности учащихся, умение работать с литературой, публично выступать. Воспитательные: воспитывать стойкую гражданскую позицию, понимание необходимости охраны окружающей среды, личностные качества: трудолюбие, творчество, целеустремленность, дисциплинированность. Тип урока: сообщение новых знаний Дидактические материалы и оборудование: Презентация «Вода – источник жизни», видеоролик «Водопады», интервью с Акимом сельского округа с Чаглинка «о состоянии водных ресурсов» Ход урока: I Организационный момент Эмоциональный настрой на урок; Сообщение темы урока; Постановка перед учащимися целей урока. II Сообщение новых знаний. 2.1 Вызов: “В пустыне шел караван. Медленно покачивались путники на усталых верблюдах. Нещадно пекло солнце. И вдруг на пути они встретили лежавшего на песке человека. Равнодушно проследовал караван мимо умирающего, и только один старик остановил своего верблюда, слез и наклонился над человеком. “По повязке на твоей руке вижу, что мы с тобой смертельные враги, но в пустыне мы все равны. Пей! Пей и живи”. Он усадил путника на своего верблюда, отдал свои запасы воды и велел догонять караван. “А как же ты?” – забеспокоился молодой человек. “Ты молод, а я стар”, – ответил старик и, завернувшись в белое покрывало, лег на песок. Через некоторое время караван возвращался, поэтому же пути. И вдруг перед глазами изумленных путников появился оазис. На берегу весело журчавшего ручейка лежало белое покрывало”. Так восточная легенда говорит: “Где добро – там вода, а где вода – там жизнь”. А что же мы знаем о воде? Для чего она нужна? 2.2 Кластер. Заполнение таблицы ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал). 2.3 Сообщение о воде на фоне презентации «Вода – источник жизни» Вода была той великой колыбелью, в которой зародилась жизнь на Земле, и все процессы, которые мы наблюдаем в живых организмах, осуществляются при ее участии. Человек начал использовать речные воды ещё на заре цивилизации, когда в Древнем Египте, Месопотамии, Индии и Китае появилось орошаемое земледелие. Уже в XXIX-XXII вв. до н.э. в государстве Аккад воды Тигра и Евфрата применялись для орошения полей и водоснабжения городов. С этой целью строили каналы и дамбы. Возникали законы. Регулирующие водоиспользование. Последнее тысячелетие до новой эры стало периодом расцвета гидротехнического искусства. В Китае в VI в. до н.э. началось сооружение Великого канала, который впоследствии соединил все устья крупных рек страны. Обширные и совершенные ирригационные системы были построены в Междуречье, в Риме действовали водопровод и канализация. Однако с использованием оросительным систем были связаны значительные экологические нарушения. Избыток воды при поливах полей, просачивание через стенки каналов повышали уровень грунтовых вод, содержащих соль. В результате происходило интенсивное засоление почв, с/х угодья теряли плодородие. Ученые полагают, что некоторые государства в долинах Тигра и Евфрата пришли в упадок именно по этой причине. После распада в V в. Римской империи гидротехнические сооружения стали постепенно разрушаться. Их возрождение началось только в эпоху позднего Средневековья, когда были построены величественные каналы Венеции, особенно в период Ренессанса. Но самой большой вехой в истории стали ХГХ- XX века – Суэцкий канал и Панамский канал. Вывод: вода – необходимое условие жизни на планете 2.5 Сообщение учащегося «Запасы воды на планете». ІІІ Осмысление Проблема: Нужно ли охранять воду, ведь её так много? Почему? 3.1 Работа в группах с использованием литературы 3.2 Обсуждение 3.3 Доклад лидера 3.4 Заполнение кластера 3.5 Сообщение «О состоянии водных ресурсов Казахстана» (Презентация «Основные загрязнители воды») 3.6 Работа по приему «Идеал» А теперь вы ненадолго станете учеными-экологами. Какие меры по охране воды вы могли бы предложить государству, руководителям предприятий, простым людям? 3.7 Заполнение таблицы. IV Рефлексия урока: 4.1 Беседа по вопросам: Что мы узнали нового? Где можно на практике применить эти знания? 4.2 Эссе «Обращение капельки к людям Земли» 4.3 Сиквейн в группах (по желанию). V Подведение итогов урока. VI Домашнее задание - Составить карточки взаимоопроса. - Составить развернутый устный рассказ по теме | |
Просмотров: 1143 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|