Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Сельская школа

Компетентностный урок в малокомплектной школе глазами учителя
Эффективность любого урока
определяется не тем,
что дает детям учитель,
а тем, что они взяли в процессе обучения.

Образование - важнейшая составляющая национального богатства, а образованность человека, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи – основа прогресса, устойчивости и безопасности страны. Исходя из задач, поставленных Законом Республики Казахстан «Об образовании», работа малокомплектной школы строиться с учетом приоритета деятельностной концепции личности, когда максимально учитываются потребности каждого ученика развивающегося в достаточно специфических условиях маленького села, его интересы, психобиологические задачи, особенности здоровья и психики. В системе образования Республики Казахстан сегодня совершенствуются не только стандарты и методика преподавания. Малокомплектность, обусловленная социально-экономической ситуацией, уменьшением рождаемости, миграцией, является характерной чертой современной сельской школы. Малокомплектные школы решают задачи обеспечения потребности учащихся в общем среднем образовании, а так же задачи выравнивания стартовых возможностей выпускников школы с целью получения ими в дальнейшем профессионального образования. Эти задачи невозможно решить старыми подходами. Именно поэтому педагоги нашей малокомплектной школы начали работу по внедрению компетентностного подхода в обучении.
Обучать компетентностно – это значит формировать качества личности, то есть компетентности: самоменеджмента, информационную, коммуникативную. Процесс обучения проектируется по целям, а не по содержанию. Это значит, что свой интеллектуальный и творческий потенциал знаний и умений, полученных в школе обучающиеся должны применять в конкретной жизненной ситуации, успешно определиться в личной жизни профессиональной карьере.
Компетентностный подход наряду с другими принципами является ведущими в организации педагогического процесса в малокоплектной школе:
• преемственность образования;
• системность;
• индивидуализация и дифференциация образования;
• интегративность;
• компетентностный подход.
В связи с этим, при выборе форм организации учебного процесса в условиях малой наполняемости классов мы учитываем и специфику целей, задач, содержания методов и форм обучения потому или иному учебному предмету.
Большинство ученых - педагогов указывают, что современное обучение в МКШ должно представлять преимущественно самостоятельную деятельность учен6иков управляемую посредствам обучающихся и контролирующих программ, учебно-модульных блоков, диагностических карт, таблиц прохождения учебного материала и их измерителей. Следовательно, механизм организации учебного процесса в малокомплектной школе предполагает:
• обучение по разноуровневым программам;
• обучение в индивидуально различном темпе прохождения учебного материала;
• структурирование предметных курсов на блоки;
• учет скорости прохождения материала;
• подача учебного материала с опорой на жизненный опыт учеников;
• использование классических и нетрадиционных методов и технологий обучения.
При организации компетентностного урока в малокомплектной школе необходимо определить философские и практические аспекты деятельности.
В 21 веке изменяются цели и задачи образования, так как дальнейшее накопление информаций ведет к перегрузке учащихся, и задача педагога заключается не в суммировании знаний, а в вооружении учащегося инструментом, который можно использовать для получений этих знаний самостоятельно. Весь «инструмент» учения у обучающегося находится в его саквояже – компетенции УМЕТЬ УЧИТЬСЯ.
Начинается современный урок с подготовительного этапа. Для этого следует определить форму плана урока, учет требований ( выполнение социального образовательного заказа, учет психологических и физиологических особенностей детей, выбор форм и методов работы на уроке, использование информации и ИКТ). Необходимо ответить на вопрос: Каким должен быть Я – каким должен быть мой УЧЕНИК. Современный урок направлен на формирование жизненно- важных компетенций, которые являются основанием для формирования целей урока: готовность к разрешению проблем, готовность к самостоятельной познавательной деятельности, готовность к коммуникации, готовность к использованию информационно – коммуникативных технологий, готовность к социальному взаимодействию, готовность к самоопределению, самореализации.
В настоящее время наметился целенаправленный переход от пассивных к активным методам обучения. На первый план выходит личность ученика, его активная деятельность в процессе обучения. Таким образом в условиях школы, в том числе и малокомплектной необходимо обязательная организация самостоятельной работы обучающихся. От умения учителя чередовать выполнение заданий под своим руководством и самостоятельную работу во многом зависит успех урока. Во всех случаях для правильной организации самостоятельной работы целесообразно подробная разработка учебных заданий, указание на рациональную последовательность действий, выполняемых учениками. Постоянно увеличивая долю индивидуальной самостоятельной работы обучающегося и усложняя ее, мы готовим его к самообразованию, то есть к самостоятельному анализу учебного материала, умение формулировать цели своей работы, планировать свою деятельность, приобретать навыки самоконтроля. При этом реализуются такие модели обучения как: ученик – учитель, где учитель выступает в роли помощника и консультанта ученик – ученик, то есть взаимная помощь и взаимопроверка.
Использование традиционных методов обучения в классах с малой накопляемостью обучающихся приводит к чрезмерному эмоциональному напряжению, перегрузки обучающихся и педагогов, низкой эффективности учебно-воспитательного процесса. Решение проблемы организации способствует применение таких образовательных технологий как коллективный способ обучения, технология уровневой дифференциации, технология развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ. Внедрение ИТ в образовательный процесс школы существенно меняет характер взаимодействия между учителем и учеником, ориентируя последнего на активное самостоятельное освоение знаний. На уроках истории и обществознания в малокомплектной школе целесообразно использовать такие средства как
• презентации;
• компьютерное тестирование;
• показ видио, флеш – роликов, интерактивных схем;
• интерактивные задания.
На этапе мониторинга – анализа результатов необходимо применять компетентностно–ориентированные задания.
• Во – первых, это деятельностное задание;
• Во – вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
• В третьих, оно строиться на актуальном для учащихся материале;
• В – четвертых, его структура задаётся следующими элементами: Стимул (погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение), задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания, текст задания должен начинаться с глагола), источник (содержит информацию для успешной деятельности учащегося по выполнению задания), инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результатов). Разработка учебных заданий осуществляется на основе цели и определенной таксономии (классификации) по Блуму. Таксономия учебных заданий по Блуму классифицирует учебные задания на шесть уровней:
• Первый уровень «Знания» имеет своей целью научение интерьеризировать информацию, то есть переносить информацию со слов учителя, со страниц учебника и других источников в кладовую памяти – превращать информацию в знания;
• Второй уровень «понимание» - имеет целью научение манипулировать знаниями;
• Третий уровень «применение» - имеет целью научение применять знания по примеру, по правилу;
• Четвертый уровень «анализ» - имеет научение посредствам алгоритма анализа на основе раннее приобретенных знаний открыть для себя новые знания;
• Пятый уровень «синтез» - имеет целью научение на основе раннее приобретенных знаний посредствам алгоритма анализа открыть для себя новые знания;
• Шестой уровень «оценивание» - имеет целью научения делать умозаключения – открывать новые знания на основе решения проблемы, имитирующей конкретную жизненную ситуацию.
Итогом современного урока является рефлексия. Необходимо инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействие с учителем и одноклассниками. Учитель может научить только тому, чем сам владеет в совершенстве. Компетентностное обучение решает стратегическую задачу подготовки всесторонне-образованной социально-активной личности, понимающей процессы обществ жизни, имеющей идейно-нравственные, культурные и этические принципы, соблюдающей нормы поведения, готовый к социально-ответственной деятельности и непрерывному образованию в быстро меняющемся мире, то есть уметь жить. Поэтому наша задача – овладеть и применять компетентностный подход в обучении.
Список используемой литературы:
1. Белошниченко Е.В., Рудик Г.А. Электронное пособие «Методическая работа в школе».
2. Жайтапова А.А., Рудик Г.А. Информационно – методический дайджест «Педагогика 21 века». Алматы, 2009г.
3. Концепция развития современной малокомплектной школы
4. Ниязова Г.Б. « О методиках реализации компетентностного подхода в образовании», журнал «12-летнее образование».
5. Рудик Г.А. «Обучение без границ», 2010г.
6. Содержание работы и управление малокомплектной школой в условиях развития образования. Материалы международного семинара. Алматы, 2009г.
Категория: Сельская школа | Добавил: irsan (2013-11-22) | Автор: Кривоносова Ирина Александровна E
Просмотров: 2037 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:18 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru