Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Сельская школа

А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный»
Тема: А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный»
Цели: познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым видом жанра (поэма) ;
учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение) воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрация «У лукоморья дуб зелёный…», муз. запись увертюра к опере «Руслан и Людмила»
Ход урока
1.Оргмомент.
-Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.
-Давайте вспомним какие произведения А.С.Пушкина читали? Какие знаете наизусть?
-А насколько вы знаете и помните сейчас узнаем из викторины. Названия произведений распределите по группам.
2. Работа учащихся в группах.
1. «Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;»
«Уж небо осенью дышало» (отрывок из стих.)
2.«Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
«Кабы я была царица…»
3.В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
«Сказка о Царе Салтане»
3. «Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?»
Что же зеркальце в ответ?»

4.Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
5. «Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга.»
«Гонимы вешними лучами…»(отрывок из стих.)
6. «Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила».
«Сказка о рыбаке и рыбке»
7.«Жил был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару…»

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
«Сказка о попе и о работнике его Балде»

8.«Кири-ку-ку .Царствуй, лёжа на боку…»
9 . «Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок»
«Сказка о золотом петушке»
10 . «Лисица видит сыр,- Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз она не сводит,»
Басня И.А.Крылова – Ловушка
-Дети узнают произведения, несколько человек уже прочитали, а также узнали ловушку.
3.Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина
-Ребята, а какие по жанру произведения у А.С.Пушкина (Стихотворение, сказка)
ЖАНРЫ произведений А.С.Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА
4.Работа над новым материалом.
1) -Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве великого русского поэта?
Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки.
2) Чтение вводной статьи «Александр Сергеевич Пушкин» сильным учеником с.41
3)А сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…»
-Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение?
Это поэма «Руслан и Людмила».А что такое поэма? Кто из вас знает?
ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
- А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?
Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик… Лукоморье - морской залив.
5.Работа над произведением .
1) Первичное восприятие текста.
2) Релаксация «У моря»
Садитесь поудобнее, расслабтесь, закройте глаза и представьте каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? (Чтение учителем отрывка из поэмы на фоне музыкальной записи)
3) Беседа по первичному восприятию:
-Каким же поэт изобразил лукоморье? (Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)
-Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?
4) Какие вам встретились трудные непонятные слова?
Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.
6.Словарная работа:(на доске записаны слова)
Лукоморье
Неведомые (дорожки)
Невиданные (звери)
…и дол видений полны…
Прихлынут
Брег песчаный
Витязь
Чредой
Мимоходом
Пленяет
Темница
Над златом чахнет
…и мёд я пил
Поведать
- Давайте попробуем подобрать синонимы к этим словам. (Подбор синонимов под руководством учителя).
Физкультминутка.
Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
Раз - подняться на носки и улыбнуться.
В синем море волны хлещут
Два - руки вверх и потянуться.
Туча по небу идёт,
Три - согнуться, разогнуться
Бочка по морю плывёт
Повернуться и друг другу улыбнуться.
7.Самостоятельное чтение текста (жужжащее)
- Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? (Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк)
- Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин? (Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира)
-Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете? (Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание)
-Что вы можете сказать о второй части? (Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса)
- Как можно понять строки:
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя…
8.Работа с иллюстрацией
-Что вы можете рассказать об иллюстрациях?
Мы видим лукоморье, дуб зелёный и всех сказочных героев, о которых пишет автор.
9.Работа в парах. стр. 43 вопрос 2
10.Выразительное чтение учащимися отрывка
- Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения? (Напевное, плавное)
- Какая должна быть интонация? (Интонация торжественности и таинственности)
-Как вы можете объяснить слова поэта:
«Там русский дух…там Русью пахнет!»
-Произведение заканчивается так же, как и народная сказка.
Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.
Итог урока.
-С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
Домашнее задание: чтение наизусть отрывка, нарисовать понравившееся чудо.
Категория: Сельская школа | Добавил: Галина9564 (2015-01-29) | Автор: Трусова Галина Федоровна E
Просмотров: 1708 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:56 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru