Главная » Статьи » В помощь учителю » Сельская школа |
Тема: А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный» Цели: познакомить учащихся с новым произведением А.С.Пушкина, новым видом жанра (поэма) ; учить выразительному чтению (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение) воспитывать интерес к творчеству великого русского поэта. Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрация «У лукоморья дуб зелёный…», муз. запись увертюра к опере «Руслан и Людмила» Ход урока 1.Оргмомент. -Мы с вами отправимся в сказочное путешествие. -Давайте вспомним какие произведения А.С.Пушкина читали? Какие знаете наизусть? -А насколько вы знаете и помните сейчас узнаем из викторины. Названия произведений распределите по группам. 2. Работа учащихся в группах. 1. «Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора;» «Уж небо осенью дышало» (отрывок из стих.) 2.«Три девицы под окном Пряли поздно вечерком «Кабы я была царица…» 3.В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, «Сказка о Царе Салтане» 3. «Я ль, скажи мне всех милее, Всех румяней и белее?» Что же зеркальце в ответ?» 4.Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем всё шла да шла «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» 5. «Гонимы вешними лучами, с окрестных гор уже снега сбежали мутными ручьями на потоплённые луга.» «Гонимы вешними лучами…»(отрывок из стих.) 6. «Удивился старик, испугался: Он рыбачил тридцать лет и три года И не слыхивал, чтоб рыба говорила». «Сказка о рыбаке и рыбке» 7.«Жил был поп Толоконный лоб. Пошёл поп по базару…» Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, «Сказка о попе и о работнике его Балде» 8.«Кири-ку-ку .Царствуй, лёжа на боку…» 9 . «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» «Сказка о золотом петушке» 10 . «Лисица видит сыр,- Лисицу сыр пленил. Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз она не сводит,» Басня И.А.Крылова – Ловушка -Дети узнают произведения, несколько человек уже прочитали, а также узнали ловушку. 3.Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина -Ребята, а какие по жанру произведения у А.С.Пушкина (Стихотворение, сказка) ЖАНРЫ произведений А.С.Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА 4.Работа над новым материалом. 1) -Ребята, а что вы знаете о жизни и творчестве великого русского поэта? Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению. На воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. 2) Чтение вводной статьи «Александр Сергеевич Пушкин» сильным учеником с.41 3)А сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком «У лукоморья дуб зелёный…» -Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение? Это поэма «Руслан и Людмила».А что такое поэма? Кто из вас знает? ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. - А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик… Лукоморье - морской залив. 5.Работа над произведением . 1) Первичное восприятие текста. 2) Релаксация «У моря» Садитесь поудобнее, расслабтесь, закройте глаза и представьте каждый себе своё лукоморье, а самое главное внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье? (Чтение учителем отрывка из поэмы на фоне музыкальной записи) 3) Беседа по первичному восприятию: -Каким же поэт изобразил лукоморье? (Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным) -Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему? 4) Какие вам встретились трудные непонятные слова? Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством. 6.Словарная работа:(на доске записаны слова) Лукоморье Неведомые (дорожки) Невиданные (звери) …и дол видений полны… Прихлынут Брег песчаный Витязь Чредой Мимоходом Пленяет Темница Над златом чахнет …и мёд я пил Поведать - Давайте попробуем подобрать синонимы к этим словам. (Подбор синонимов под руководством учителя). Физкультминутка. Руки вверх поднять пора, Дружно ловим комара. Вдох глубокий, выдох полный. Разгулялись в море волны. В синем небе звёзды блещут, Раз - подняться на носки и улыбнуться. В синем море волны хлещут Два - руки вверх и потянуться. Туча по небу идёт, Три - согнуться, разогнуться Бочка по морю плывёт Повернуться и друг другу улыбнуться. 7.Самостоятельное чтение текста (жужжащее) - Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении? (Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк) - Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин? (Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира) -Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете? (Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание) -Что вы можете сказать о второй части? (Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса) - Как можно понять строки: Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя… 8.Работа с иллюстрацией -Что вы можете рассказать об иллюстрациях? Мы видим лукоморье, дуб зелёный и всех сказочных героев, о которых пишет автор. 9.Работа в парах. стр. 43 вопрос 2 10.Выразительное чтение учащимися отрывка - Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения? (Напевное, плавное) - Какая должна быть интонация? (Интонация торжественности и таинственности) -Как вы можете объяснить слова поэта: «Там русский дух…там Русью пахнет!» -Произведение заканчивается так же, как и народная сказка. Вывод: Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми. Итог урока. -С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? Домашнее задание: чтение наизусть отрывка, нарисовать понравившееся чудо. | |
Просмотров: 1708 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|