Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
Карагандинская средняя специализированная музыкальная школа-интернат для одаренных детей Методический доклад «Культура исполнения штрихов» (Legato) Выполнила: Преподаватель отдела струнных инструментов Истомина Е Л. Караганда 2010 год План: I. Культура исполнения скрипача. Звук. 3-4 стр II. Штрихи в скрипичном исполнительстве. 5-8 стр III. Legato и его разновидности. 9-12 стр I. Культура исполнения скрипача. Звук. Мастерское владение звуком при игре на скрипке – главное средство художественного воздействия на слушателя, основа выразительного исполнения музыки. Когда говорят про скрипача: «У него скрипка поет, - замечал Б.В. Асафьев, - вот высшая ему похвола». Поэтому работа над звуком – не только, важнейшая, но и одна из труднейших задач в воспитании скрипача. Конечно же, техника скрипача складывается из таких больших и сложных понятий, как техника левой руки и техника правой руки. Еще Я. Ауэр, настаивая на том, что приобретение чистого красивого тона – это «дело обучения». А эта техника правой руки, которая, по существу, «выполняет главную функцию, выявляя звучание инструмента и качественный результат деятельности левой руки». Вертикальные движения пальцев (беглость, артикуляция), горизонтальные (повышение или понижение звука одним пальцем), горизонтальные движения предплечья – смена позиций и рулевое (плечо) – смена струн; и , кончено же, - vibrato -, окраска звука, его украшение. Игровые навыки правой руки и техника смычка объективно немного сложнее техники левой руки. Рассматривая в исторической ретроспективе взгляды выдающихся скрипачей на проблему звучания, нужно отметить: понимающие целостности значимых фактов было присуще еще авторам скрипичных школ XIX века – Ф. Джемишали, Дж. Тартини. Различный подход к проблеме извлечения полноценного скрипичного тона наблюдается в двух обстоятельных исследованиях немецких методистов – Ф. Штейнгаузена и В. Трейдемибурга. Если первый из них считал основой звукообразования размаховое движение руки со смычком, то второй придавал большее значение нажимному воздействию смычка на струну. Словом, на определенном этапе развития скрипичной – педагогической мысли было высказано немало разных и , на первый взгляд, противоречащих друг другу, положений. Однако, как справедливо замечая К.Т. Мострас, «в действительности эти кажущиеся противоречия не всегда приводят к подавлению одного метода другим, а лишь служат поводом для отбора наиболее действенного метода в каждом отдельном случае». Как же нужно играть, что это такое? Г.Нейгауз определяет: Исполнение – это «Понимание смысла музыки и наличие ясного внутреннего музыкального представления. Оно должно находить свое материальное воплощение в звучании, чтобы реально звучащее соответствовало задуманному». Значит, первоочередное требование в обучении скрипача в том, чтобы последовательно осваивать те сложные профессиональные приемы, которыми в своем искусстве пользуется квалифицированный исполнитель. Самое главное, для качественно – полноценного звукоизвлечения на скрипке и перспективного развития, техники смычка требуется устойчивость инструмента. Когда его положение неустойчиво, правая рука испытывает большие затруднения при смене струн, а левая – в смене позиций, что в конечном итоге ведет у неуверенности и неточности всех игровых движений. Устойчивое положение инструмента должно быть обеспечено, прежде всего, правильным ощущением его точек опоры и рациональным приспособлением к подбороднику, в том числе – удобной для ученика формой последнего. В ходе работы над постановкой полезно воспитывать сознательное отношение ученика к свободно – опорному удерживанию скрипки. Это требует верного ощущения всех составляющих основой (ключица, подушка, левый край щеки) и переменной (поддержка указательным и большим пальцами) точек опоры инструмента. II. Штрихи в скрипичном исполнительстве. Трудно переоценить значение штрихов в скрипичном исполнительстве. Глубокое воздействие на слушателей методико – речевой выразительности игры на скрипке зависит, в сущности, от мастерского применения различных смычковых способов произнесения мелодии, которые в единстве с vibrato и поределяют культуру звука скрипача. В ряду других, инструментальных средств музыкальной выразительности, таких, как звуковысотная интонация, громкостная динамика, агогика и пр., штриховая артикуляция обладает едва, ли не самыми богатыми выразительными возможностями. Нес лучайно современное музыкознание включает ее в состав основных элементов мелодии. Неразрывно связаны с композиторами «видением» мелодии (что запечатлено в соотвествующих знаках нотного текста), штрихи обладают вместе с тем известной автономией. Сравнительно с другими названными выше инструменальными средствами произношения мелодии они в большей мере представляет собой так называемые авторско-исполнительское средство выразительности, то есть такой компонент музыкального целого, благодаря которому скрипач приобретает широкие возможности самобытного выбора звуковых решений и, следовательно, исполнительского творчества. Штрихи в исполнительстве на смычковых инструментах – в целом явление художественного порядка, поскольку их техническая (двигательно-звуковая) форма непосредственно воздействует на музыкальное содержание. Как трудно понять подлинный смысл человеческой речи в их постижения индивидуальной манеры произнесения и оттенков речевой интонации, так и становление музыкальной (мелодической) мысли неотделимо от особенностей ее произнесения на инструменте. Таким образом, проясняется художественная функция штрихов – они предстают как артикулярное явление интонационного порядка. Не бывает двух абсолютно одинаковых интерпретаций одного и того же музыкального произведения, то и какая-либо мелодическая фраза не может, идентично артикулирована разными скрипачами. Поэтому, общепринятые в музыкальной практики понятия detache, legato, sautile и т.д., обозначают, по моему мнению, не конкретные, завершенные образцы звучания, а некие типовые, обобщенные инварианты штрихового оформления скрипичного звука, которые в зависимости от художественной задачи могут быть использованы в различных вариантах. Что же такое штрихи в инструментальном исполнительстве? Есть много определений этого понятия. Наиболее близкий вариант, как мне кажется, дается в энциклопедии: «Штрих – это принцип» произнесения звуков на инструменте и, следовательно, штрихи должны рассматриваться как явление «артикуляции». Все смычковые штрихи классифицируются в двух основных группах – раздельные и связные, причем принципов принципом их дифференциации становятся не артикуляционная специфика звучания, а внешний фактор – количество звуков, исполняемых одним движением смычка. К.Флеш выделяет 4 группы скрипичных штрихов: Протяжные (son file, legato, detache) Короткие (martele, плотное staccato) Бросковые (spiccato, staccato - Volant) Прыгающие (sautille, ricochet) В особую группу выделены все комбинированные штрихи. И.А. Лесман – делит на 3 группы: протяжные связные, протяжные раздельные, краткозвучные. К первой относятся legato, detache и их различные комбинации; ко второй – те же штрихи, сохраняющие певучий характер, но артикулируемые более раздельно; к третьей – все остальные (весьма разные) штрихи: martele, staccato, spiccato, sautille, staccato – Volant? Ricochet и др. Однако разнообразие видов смычковых штрихов и широкие возможности их варьировать не могут служить оправданием отсутствия обоснованной типизации. Проблема воспитания высокой культуры скрипичных штрихов, конечно, не исчерпывается, только звуковой стороной исполнения. Другая ее сторона состоит в комплексной природе штрихов и , следовательно, необходимости комплексной же организации процесса их освоения. В практике работа над штрихами (особенно в начальном периоде обучения скрипача) заметно отрывается от развития других компонентов исполнительского мастерства, в частности от развития звуковысотной интонации, беглости пальцев левой руки, смен позиций и пр., что влечет за собой нарушение целостности воспитания музыкального слуха и интонационного мышления ученика. Важно глубже исследовать некоторые общие свойство штрихового оформления скрипичного звука, в частности – те, которые связаны с ритмической стороной музыкально-слухового восприятия и существенны с точки зрения выразительности. Свойства эти состоят в различном сочетании 4 основных процессов: 1) Возникновение звука 2) Эволюция между моментом возникновения и окончанием 3) Окончание звука 4) Непрерывный переход от звука к звуку legato Действительно, музыкально – выразительное и техническое своеобразие какого-либо скрипичного штриха, например detache или martele, состоит в начальной темброво – динамической характерности, артикуляционной специфике последующего течения звука и особенностях его завершения. Если в detache начало каждого звука может быть отменено мягкой атакой, дальнейшая его жизнь – ровным звуковедением и незначительным затуханием (филировкой), как бы нивелирующим окончанием, то в martele, напротив, твердая атака сочетается с быстрой потерей интенсивности звучания и четким прекращающем подачи звука. Артикуляционный подход к изучению штрихов неотделим от постижения этих ситуаций путем сравнения. Атака звука в значительной мере определяет характерную выразительность штриха. При работе над освоением скрипичных штрихов нужно, чтобы на всех стадиях обучения скрипичной игре, в том числе и в самом начале (!), преподавать учащемуся профессионально-перспективные исполнительские приемы, сохраняющие главные черты подлинно художественного исполнения на скрипке. Legato, detache, martele - фундамент классической смычковой техники (сочинения Корелли, Вивальди, Тартини, музыка XVII-XVIII веков, Гайдна, Моцарта, Бетховена). Sautille и spiccato – виртуозные штрихи – производные, поскольку в их приемах исполнения так или иначе комбинируется отдельные элементы названных выше пяти типов. III. Legato и его разновидности. Legato Первый среди основных скрипичных штрихов. Следует усилить внимание к освоению этого штриха в работе с начинающими, что создает перспективу последовательного развития у скрипача искусства кантиленой игры. Певучая, мелодическая природа скрипки в наибольшей мере связана со штрихом Legato, который представляет собой «осуществления идеала мягкого, округленного, непрерывного потока звуков». Л. Ауэр Овладение качественным Legato в значительной мере зависит от ритмического компонента музыкальных способностей и соответствующих навыков скрипача. Если Legato - штрих, наиболее отвечающий мелодической природе скрипки, то именно ритм, организующий дыхание мелодии – «основа музыки». Значит, в процессе освоения связной игры на скрипке нужно постоянно активизировать, уточнять музыкально – ритмические представления ученика, стимулировать слуховой контроль. 1). Ритмическая точность движений левой руки (при смене позиций – ритмические представления ученика, стимулировать слуховой контроль. 2). Доигрывание (дослушивание) смычком длительностей, особенно слабых долей. Именно в Legato часто нарушается ритмичность игры, поэтому – необходим постоянный слуховой контроль. Кроме того, точность ритма во время переходов в Legato на другую струну зависит и от четкости ритмической организации движения правой руки. В теснейшей связи с целенаправленным воспитанием музыкально-слуховой сторон способностей ученика должна идти работа над специальными техническими приемами, над формированием двигательных навыков, обусловливающих качественное звучание Legato. Конечно, нужна общая свобода и целесообразность движений при игре на скрипке и вообще и в частности для становления культуры скрипичного Legato. В результате даже самой незначительной зажатости какого-либо сустава или излишнего напряжения мышц руки, кисти, плечевого пояса превышающих усилия, минимально необходимые для получения представляемого звукового результата, движения смычка становятся угловатыми, ухудшается атака звука. Поскольку звуковысотное представление мелодии в первую очередь связано с движениями пальцев левой руки, большую роль в культуре Legato играет свобода и точность их игровых действий. Эти действия должны быть направлены к одной цели – связывающего отдельных тонов в общую, свободную льющуюся мелодическую линию. Иными словами, принцип певческого связывания звуков распространяется не только на элементы звукоизвлечения и звуковедения смычком, но и относится к пальцевым навыкам левой руки. Правая рука должна двигаться плавно, без неоправданных толчков, ненужных ускорений и искусственных задержек смычка. Исполнение штриха Legato требует и мастерской координации движений в двух «критических» ситуациях процесса соединения звуков: при смене направления смычка, и при его переводах с одной струны на другую. Соединение звуков Legato при переходах с одной струны на другую требует использования специального приема, заключающегося в заблаговременном приближении волоса смычка к последующей струне и некотором увеличении плотности прилегания к ней в момент перехода. (Хорошая атака звука на другой струне). Важное значение имеет подготовка пальца на следующей струне и задержка предыдущего. Переход со струны на струну осуществляется в основном кистью, благодаря которой смычок мягко соединяет обе струны. Важным условием хорошего Legato является правильное распределение смычка. А) В спокойной музыке – равномерное распределение. Б) Неравномерное распределение в музыке взволнованного характера, особоые виды скрипичного Legato. Эти специфические виды Legato, не только создают соеобразный эффект, но и благодаря своим координирующим свойствам играют важную роль в развитии смычковой техники в целом. Короткое Legato(по 2 звука) – в подвижном темпе, смены смычка не совпадают с переменой пальцев левой руки. Этот штрих встречается в сольной литературе (Концерт е – moll ф. Мендельсона) в оркестровой игре (Увертюра к опере «Тангайзер» Р.Вагнера) Bariolage - при быстром чередовании смежных струн 2 или несколько звуков объединяются одним движением смычка. Обычно под этой разновидностью штриха Legato подразумевается исполнение мелодического рисунка на одной струне в сочетании со звучащей открытой струной. Bariolage, очень часто встречается в скрипичной литературе – учебной и концертной. Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я» А.Комаровского, «Прялка» Яньшинова. В штрихе Bariolage из-за необходимости быстрого возврата смычка в исходное положение перевод его с одной струны на другую осуществляется кистевым движением при участии предплечья и свободно «подвижного» плеча, которое может занимать 3 положения: А) Среднее между плоскостями двух струн Б) В плоскости нижней струны С) В плоскости верхней струны Portato - прием, когда звуки мягко отделяются внутри одного связного штриха, благодаря чему усиливается выразительность фразировки. Самая первая пьеса с приемом Legato и Portato - «Сурок» Я.Бетховена. Как же организовать перспективное формирование и развитие многочисленных приемов и навыков, составляющих мастерство владением скрипичным Legato? Прежде всего, нужно не просто несколько звуков одним движением смычка. Главное в том, чтобы достичь особого характера звучания: слитности, непрерывности, выразительности – качеств, исконно присущих певческому голосу. Гаммы и этюды - в определенной степени лаборатория, в которой отрабатываются многие элементы техники. С начинающими необходимо больше петь на уроке при разборке песенок, затем пьес. Учащиеся обязательно должны посещать уроки сольфеджио, хора – это способствует музыкальному развитию, развитию певческого голоса, чувства фразы и дыхания. Следует целенаправленно отрабатывать те специальные приемы, которые преемственно ведут к качественному овладению Legato – основополагающему и одному из сложнейших скрипичных штрихов, в значительной мере определяющего культуру звука скрипача. | |
Просмотров: 3166 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|