Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

культура исполнения штрихов
Карагандинская средняя специализированная музыкальная школа-интернат для одаренных детей

Методический доклад
«Культура исполнения штрихов» (Legato)

Выполнила: Преподаватель отдела
струнных инструментов
Истомина Е Л.

Караганда 2010 год

План:
I. Культура исполнения скрипача. Звук. 3-4 стр
II. Штрихи в скрипичном исполнительстве. 5-8 стр
III. Legato и его разновидности. 9-12 стр


I. Культура исполнения скрипача. Звук.
Мастерское владение звуком при игре на скрипке – главное средство художественного воздействия на слушателя, основа выразительного исполнения музыки.
Когда говорят про скрипача: «У него скрипка поет, - замечал Б.В. Асафьев, - вот высшая ему похвола».
Поэтому работа над звуком – не только, важнейшая, но и одна из труднейших задач в воспитании скрипача.
Конечно же, техника скрипача складывается из таких больших и сложных понятий, как техника левой руки и техника правой руки. Еще Я. Ауэр, настаивая на том, что приобретение чистого красивого тона – это «дело обучения». А эта техника правой руки, которая, по существу, «выполняет главную функцию, выявляя звучание инструмента и качественный результат деятельности левой руки».
Вертикальные движения пальцев (беглость, артикуляция), горизонтальные (повышение или понижение звука одним пальцем), горизонтальные движения предплечья – смена позиций и рулевое (плечо) – смена струн; и , кончено же, - vibrato -, окраска звука, его украшение.
Игровые навыки правой руки и техника смычка объективно немного сложнее техники левой руки.
Рассматривая в исторической ретроспективе взгляды выдающихся скрипачей на проблему звучания, нужно отметить: понимающие целостности значимых фактов было присуще еще авторам скрипичных школ XIX века – Ф. Джемишали, Дж. Тартини.
Различный подход к проблеме извлечения полноценного скрипичного тона наблюдается в двух обстоятельных исследованиях немецких методистов – Ф. Штейнгаузена и В. Трейдемибурга. Если первый из них считал основой звукообразования размаховое движение руки со смычком, то второй придавал большее значение нажимному воздействию смычка на струну. Словом, на определенном этапе развития скрипичной – педагогической мысли было высказано немало разных и , на первый взгляд, противоречащих друг другу, положений. Однако, как справедливо замечая К.Т. Мострас, «в действительности эти кажущиеся противоречия не всегда приводят к подавлению одного метода другим, а лишь служат поводом для отбора наиболее действенного метода в каждом отдельном случае».
Как же нужно играть, что это такое? Г.Нейгауз определяет: Исполнение – это «Понимание смысла музыки и наличие ясного внутреннего музыкального представления. Оно должно находить свое материальное воплощение в звучании, чтобы реально звучащее соответствовало задуманному». Значит, первоочередное требование в обучении скрипача в том, чтобы последовательно осваивать те сложные профессиональные приемы, которыми в своем искусстве пользуется квалифицированный исполнитель. Самое главное, для качественно – полноценного звукоизвлечения на скрипке и перспективного развития, техники смычка требуется устойчивость инструмента. Когда его положение неустойчиво, правая рука испытывает большие затруднения при смене струн, а левая – в смене позиций, что в конечном итоге ведет у неуверенности и неточности всех игровых движений. Устойчивое положение инструмента должно быть обеспечено, прежде всего, правильным ощущением его точек опоры и рациональным приспособлением к подбороднику, в том числе – удобной для ученика формой последнего.
В ходе работы над постановкой полезно воспитывать сознательное отношение ученика к свободно – опорному удерживанию скрипки. Это требует верного ощущения всех составляющих основой (ключица, подушка, левый край щеки) и переменной (поддержка указательным и большим пальцами) точек опоры инструмента.

II. Штрихи в скрипичном исполнительстве.

Трудно переоценить значение штрихов в скрипичном исполнительстве. Глубокое воздействие на слушателей методико – речевой выразительности игры на скрипке зависит, в сущности, от мастерского применения различных смычковых способов произнесения мелодии, которые в единстве с vibrato и поределяют культуру звука скрипача.
В ряду других, инструментальных средств музыкальной выразительности, таких, как звуковысотная интонация, громкостная динамика, агогика и пр., штриховая артикуляция обладает едва, ли не самыми богатыми выразительными возможностями. Нес лучайно современное музыкознание включает ее в состав основных элементов мелодии. Неразрывно связаны с композиторами «видением» мелодии (что запечатлено в соотвествующих знаках нотного текста), штрихи обладают вместе с тем известной автономией. Сравнительно с другими названными выше инструменальными средствами произношения мелодии они в большей мере представляет собой так называемые авторско-исполнительское средство выразительности, то есть такой компонент музыкального целого, благодаря которому скрипач приобретает широкие возможности самобытного выбора звуковых решений и, следовательно, исполнительского творчества.
Штрихи в исполнительстве на смычковых инструментах – в целом явление художественного порядка, поскольку их техническая (двигательно-звуковая) форма непосредственно воздействует на музыкальное содержание. Как трудно понять подлинный смысл человеческой речи в их постижения индивидуальной манеры произнесения и оттенков речевой интонации, так и становление музыкальной (мелодической) мысли неотделимо от особенностей ее произнесения на инструменте. Таким образом, проясняется художественная функция штрихов – они предстают как артикулярное явление интонационного порядка.
Не бывает двух абсолютно одинаковых интерпретаций одного и того же музыкального произведения, то и какая-либо мелодическая фраза не может, идентично артикулирована разными скрипачами. Поэтому, общепринятые в музыкальной практики понятия detache, legato, sautile и т.д., обозначают, по моему мнению, не конкретные, завершенные образцы звучания, а некие типовые, обобщенные инварианты штрихового оформления скрипичного звука, которые в зависимости от художественной задачи могут быть использованы в различных вариантах.
Что же такое штрихи в инструментальном исполнительстве?
Есть много определений этого понятия. Наиболее близкий вариант, как мне кажется, дается в энциклопедии: «Штрих – это принцип» произнесения звуков на инструменте и, следовательно, штрихи должны рассматриваться как явление «артикуляции».
Все смычковые штрихи классифицируются в двух основных группах – раздельные и связные, причем принципов принципом их дифференциации становятся не артикуляционная специфика звучания, а внешний фактор – количество звуков, исполняемых одним движением смычка.
К.Флеш выделяет 4 группы скрипичных штрихов:
Протяжные (son file, legato, detache)
Короткие (martele, плотное staccato)
Бросковые (spiccato, staccato - Volant)
Прыгающие (sautille, ricochet)
В особую группу выделены все комбинированные штрихи.
И.А. Лесман – делит на 3 группы:
протяжные связные,
протяжные раздельные,
краткозвучные.
К первой относятся legato, detache и их различные комбинации; ко второй – те же штрихи, сохраняющие певучий характер, но артикулируемые более раздельно; к третьей – все остальные (весьма разные) штрихи: martele, staccato, spiccato, sautille, staccato – Volant? Ricochet и др. Однако разнообразие видов смычковых штрихов и широкие возможности их варьировать не могут служить оправданием отсутствия обоснованной типизации.
Проблема воспитания высокой культуры скрипичных штрихов, конечно, не исчерпывается, только звуковой стороной исполнения. Другая ее сторона состоит в комплексной природе штрихов и , следовательно, необходимости комплексной же организации процесса их освоения.
В практике работа над штрихами (особенно в начальном периоде обучения скрипача) заметно отрывается от развития других компонентов исполнительского мастерства, в частности от развития звуковысотной интонации, беглости пальцев левой руки, смен позиций и пр., что влечет за собой нарушение целостности воспитания музыкального слуха и интонационного мышления ученика.
Важно глубже исследовать некоторые общие свойство штрихового оформления скрипичного звука, в частности – те, которые связаны с ритмической стороной музыкально-слухового восприятия и существенны с точки зрения выразительности.
Свойства эти состоят в различном сочетании 4 основных процессов:
1) Возникновение звука
2) Эволюция между моментом возникновения и окончанием
3) Окончание звука
4) Непрерывный переход от звука к звуку legato
Действительно, музыкально – выразительное и техническое своеобразие какого-либо скрипичного штриха, например detache или martele, состоит в начальной темброво – динамической характерности, артикуляционной специфике последующего течения звука и особенностях его завершения. Если в detache начало каждого звука может быть отменено мягкой атакой, дальнейшая его жизнь – ровным звуковедением и незначительным затуханием (филировкой), как бы нивелирующим окончанием, то в martele, напротив, твердая атака сочетается с быстрой потерей интенсивности звучания и четким прекращающем подачи звука.
Артикуляционный подход к изучению штрихов неотделим от постижения этих ситуаций путем сравнения. Атака звука в значительной мере определяет характерную выразительность штриха.
При работе над освоением скрипичных штрихов нужно, чтобы на всех стадиях обучения скрипичной игре, в том числе и в самом начале (!), преподавать учащемуся профессионально-перспективные исполнительские приемы, сохраняющие главные черты подлинно художественного исполнения на скрипке.
Legato, detache, martele - фундамент классической смычковой техники (сочинения Корелли, Вивальди, Тартини, музыка XVII-XVIII веков, Гайдна, Моцарта, Бетховена).
Sautille и spiccato – виртуозные штрихи – производные, поскольку в их приемах исполнения так или иначе комбинируется отдельные элементы названных выше пяти типов.

III. Legato и его разновидности.
Legato

Первый среди основных скрипичных штрихов. Следует усилить внимание к освоению этого штриха в работе с начинающими, что создает перспективу последовательного развития у скрипача искусства кантиленой игры.
Певучая, мелодическая природа скрипки в наибольшей мере связана со штрихом Legato, который представляет собой «осуществления идеала мягкого, округленного, непрерывного потока звуков».
Л. Ауэр
Овладение качественным Legato в значительной мере зависит от ритмического компонента музыкальных способностей и соответствующих навыков скрипача. Если Legato - штрих, наиболее отвечающий мелодической природе скрипки, то именно ритм, организующий дыхание мелодии – «основа музыки».
Значит, в процессе освоения связной игры на скрипке нужно постоянно активизировать, уточнять музыкально – ритмические представления ученика, стимулировать слуховой контроль.
1). Ритмическая точность движений левой руки (при смене позиций – ритмические представления ученика, стимулировать слуховой контроль.
2). Доигрывание (дослушивание) смычком длительностей, особенно слабых долей.
Именно в Legato часто нарушается ритмичность игры, поэтому – необходим постоянный слуховой контроль.
Кроме того, точность ритма во время переходов в Legato на другую струну зависит и от четкости ритмической организации движения правой руки.
В теснейшей связи с целенаправленным воспитанием музыкально-слуховой сторон способностей ученика должна идти работа над специальными техническими приемами, над формированием двигательных навыков, обусловливающих качественное звучание Legato. Конечно, нужна общая свобода и целесообразность движений при игре на скрипке и вообще и в частности для становления культуры скрипичного Legato.
В результате даже самой незначительной зажатости какого-либо сустава или излишнего напряжения мышц руки, кисти, плечевого пояса превышающих усилия, минимально необходимые для получения представляемого звукового результата, движения смычка становятся угловатыми, ухудшается атака звука. Поскольку звуковысотное представление мелодии в первую очередь связано с движениями пальцев левой руки, большую роль в культуре Legato играет свобода и точность их игровых действий.
Эти действия должны быть направлены к одной цели – связывающего отдельных тонов в общую, свободную льющуюся мелодическую линию. Иными словами, принцип певческого связывания звуков распространяется не только на элементы звукоизвлечения и звуковедения смычком, но и относится к пальцевым навыкам левой руки.
Правая рука должна двигаться плавно, без неоправданных толчков, ненужных ускорений и искусственных задержек смычка.
Исполнение штриха Legato требует и мастерской координации движений в двух «критических» ситуациях процесса соединения звуков: при смене направления смычка, и при его переводах с одной струны на другую.
Соединение звуков Legato при переходах с одной струны на другую требует использования специального приема, заключающегося в заблаговременном приближении волоса смычка к последующей струне и некотором увеличении плотности прилегания к ней в момент перехода. (Хорошая атака звука на другой струне).
Важное значение имеет подготовка пальца на следующей струне и задержка предыдущего. Переход со струны на струну осуществляется в основном кистью, благодаря которой смычок мягко соединяет обе струны.
Важным условием хорошего Legato является правильное распределение смычка.
А) В спокойной музыке – равномерное распределение.
Б) Неравномерное распределение в музыке взволнованного характера, особоые виды скрипичного Legato.
Эти специфические виды Legato, не только создают соеобразный эффект, но и благодаря своим координирующим свойствам играют важную роль в развитии смычковой техники в целом.
Короткое Legato(по 2 звука) – в подвижном темпе, смены смычка не совпадают с переменой пальцев левой руки.
Этот штрих встречается в сольной литературе (Концерт е – moll ф. Мендельсона) в оркестровой игре (Увертюра к опере «Тангайзер» Р.Вагнера)
Bariolage - при быстром чередовании смежных струн 2 или несколько звуков объединяются одним движением смычка. Обычно под этой разновидностью штриха Legato подразумевается исполнение мелодического рисунка на одной струне в сочетании со звучащей открытой струной.
Bariolage, очень часто встречается в скрипичной литературе – учебной и концертной.
Вариации на тему русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я» А.Комаровского, «Прялка» Яньшинова.
В штрихе Bariolage из-за необходимости быстрого возврата смычка в исходное положение перевод его с одной струны на другую осуществляется кистевым движением при участии предплечья и свободно «подвижного» плеча, которое может занимать 3 положения:
А) Среднее между плоскостями двух струн
Б) В плоскости нижней струны
С) В плоскости верхней струны
Portato - прием, когда звуки мягко отделяются внутри одного связного штриха, благодаря чему усиливается выразительность фразировки.
Самая первая пьеса с приемом Legato и Portato - «Сурок» Я.Бетховена.
Как же организовать перспективное формирование и развитие многочисленных приемов и навыков, составляющих мастерство владением скрипичным Legato?
Прежде всего, нужно не просто несколько звуков одним движением смычка. Главное в том, чтобы достичь особого характера звучания: слитности, непрерывности, выразительности – качеств, исконно присущих певческому голосу.
Гаммы и этюды - в определенной степени лаборатория, в которой отрабатываются многие элементы техники.
С начинающими необходимо больше петь на уроке при разборке песенок, затем пьес. Учащиеся обязательно должны посещать уроки сольфеджио, хора – это способствует музыкальному развитию, развитию певческого голоса, чувства фразы и дыхания.
Следует целенаправленно отрабатывать те специальные приемы, которые преемственно ведут к качественному овладению Legato – основополагающему и одному из сложнейших скрипичных штрихов, в значительной мере определяющего культуру звука скрипача.
Категория: Профильное обучение | Добавил: сюита (2013-04-02)
Просмотров: 3166 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:22 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru