Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

постановка рук скрипача
Карагандинская средняя специализированная музыкальная школа-интернат для одаренных детей

Методический доклад
«Постановка рук скрипача»

Выполнила: Преподаватель отдела
струнных инструментов
Истомина Е Л.

Караганда 2010 год
I. ИСОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОВРЕМЕННОЙ ПОСТАНОВКИ РУК СКРИПАЧА

Смысловое значение термина «постановка» связана с процессом рационального приспособления двигательного аппарата к инструменту, учитывая анатомические и физиологические особенности играющего. По мере развития мастерства музыканта нужно учитывать не только анатомо-психологическая зажатость вызывает заторможенность реакции играющего, которая выражается в общей неуверенности, в боязни переходов из позиции в позицию, неуверенность в высоких позициях, боязнь пассажей и т.д. Все эти моменты тесно связаны с внешними проявлениями зажатости в постановке правой и левой рук, плеч.
Формы постановки рук скрипача претерпели множество изменений на протяжении всего развития скрипичного искусства, с развитием и усложнением музыки, сменой музыкальных стилей и жанров. Первоначально, в ХVI веке, игра не только на скрипке, но и на других существующих в то время инструментах носила вид склонности, т.е. вид домашнего музицирования. Игра на скрипке была ограничена тремя верхними струнами в пределах первой позиции. Шейка и гриф скрипки были значительно короче и шире современных, а значит и постановка рук была иной – скрипку держали, опирая ее о левую сторону груди, то есть не было необходимости в подбороднике. Положение левой руки было неподвижным, достаточным для одной первой позиции. Постепенное развитие инструментальной музыки, расширение диапазона звуков потребовало постепенного развития и приспособления в постановке левой руки – частично освобождения от неподвижного состояния. Для этого необходимо было приспособиться к новой более удобной точке опоры для держания инструмента, которая бы давала большую свободу передвижения руки вдоль шейки скрипки.
Таким образом, скрипку начали держать на плече. Этот способ держания инструмента создал благоприятные условия для позиционной игры, хотя и затрудняло игру в высоких позициях и на струне соль. Правая рука также претерпела постепенное изменение в постановке в процессе развития скрипичной музыки. Рука, управляющая смычком, прижималась к туловищу, что ограничивало двигательные процессы. Например, Б.Компаньоли в своей «Новом методе прогрессивной механике игры на скрипке», изданной в 1797 году, рекомендует ученику привязывать шнурком локоть к пуговице костюма.
Низком держанием локтя правой руки, ограничивающим ее размаховые движения, объясняется и применение в XVII – XVIII веках сравнительно короткого смычка. Принцип низкого держания локтя как пережиток сохраняется в педагогической практике XIX и даже XX веков. В первые десятилетия XIX века под влиянием возросших требований музыкального искусства утверждается новый способ держания скрипки – накладывание исполнителем подбородка налево от струнодержателя. Эта форма постановки внесла существенное изменение в положение головы, корпуса и рук играющего, а так же изменила наклонное положение скрипки, облегчающее игру на струне Соль и в высоких позициях, отведения локтя руки, управляющий смычком (отведение от туловища). Тем самым была подготовлена наиболее разумная постановка рук расширяющая диапазон, силу и краски скрипичного звучания, разнообразие аппликатурных приемов.
Во второй половине XVIII века Ф. Турт произвел конструктивные изменения в скрипке и смычке. Широкая и короткая шейка и гриф были заменены более узкими и длинными, что обеспечивало большую свободу, удобство и нескованность движений. Огромное значение в этом отношении имело и изобретение Л.Шпором в 1820 году подбородника. Применение подбородника еще больше освободила левую руку, которая дала возможность разностороннего развития виртуозной скрипичной техники. Новый способ держания скрипки явился подлинным переворотом в скрипичной постановке, который подготовил современную манеру держания скрипки и смычка.

II. НАИБОЛЕЕ ЧАСТО ВСТРЕЧАЮЩИЕСЯ НЕДОСТАТКИ В ПОСТАНОВКЕ РУК И СПОСОБЫ ИХ ИСПРАВЛЕНИЯ
Из множества скрипичных школ, существующих в мировой скрипичной культуре, наиболее рациональной является русская, советская скрипичная школа. Рациональность в скрипичной постановке выражается в естественности физиологических двигательных функций, в особой пластичности и независимости одного сустава от другого.
В этой связи хотелось бы перечислить наиболее часто встречающиеся проблемы в постановке правой руки, обучающихся на скрипке, требующие обязательного исправления:
- крайнее положение кисти при закрытом лучезапястном суставе;
- отведение локтя за спину при ведении смычка вниз;
- поднятие плеча и недостаточное сгибание локтя при ведении смычка вверх;
- высокое положение локтевого сустава при низкой кисти;
- прямой, несогнутый в фаланге, большой палец;
- неглубокий охват пальцами трости смычка;
- излишняя расшатанность кисти, так называемая «вертлявость».
Все эти перечисленные положения ведут за собой те или иные мышечные зажатости, которые не способствуют освоению свободной скрипичной техники. Уместно вспомнить правило В. Тренделенбурга, которое гласит, что во всех приемах скрипичной техники следует избегать крайних положений суставов, ибо они создают избыточное напряжение у исполнителя.
Причиной несовершенной постановки у обучающихся на скрипке следует искать в начальном периоде обучения. Ребенок, впервые взявший в руки скрипку, тут же сжимает ее невероятным образом, а смычок хватается в кулак, который и называется «хватательный рефлекс». Очень важно в работе над освобождением постановки рук ученика следить за взаимодействием плеча, предплечья и кисти.
Ведение смычка от колодки до конца предполагает последовательное прохождение правой руки через три основные физиологические фазы:
1. Движение правой руки начинается с одновременного распрямления плеча и кисти у колодочки.
2. В середине смычка ведущая роль переходит к предплечью – рука разгибается в локтевом суставе. Плечо в это время находится в свободном «подвешенном» состоянии.
3. Перед концом смычка предплечье увлекает плечо, которое совершает небольшое движение вперед.
Важно почувствовать вытянутую руку, распрямленную в локтевом суставе, но на короткое время, чтобы затем ее вновь освободить. Разрабатывать свободу движения правой руки целесообразнее со средней фазы, то есть в середине смычка. В этом положении исключительно напряжение плечевого сустава и кисти. Рука, как бы находится в нейтральном подвешенном положении и составляет прямоугольник между скрипкой, смычком и согнутой под прямым углом правой рукой. Трость смычка при данном способе игры должна сохранять вертикальное положение – параллельное подставке. Наиболее подходящим штрихом в работе над правой и левой рукой является штрих деташе. При ведении смычка вниз следить нужно за активной раскрываемостью локтевого сустава, кисть и предплечье находятся на одном уровне в напряженном состоянии и совершают инерционное движение чуть вперед, следуя за прямо идущим смычком. А при ведении смычка вверх активная роль переходит к предплечью, тогда как локтевой сустав подчиняется и возвращается в исходное положение.
И.А.Лесман в своей работе «Пути развития скрипача» отмечал, что правильная работа правой руки возможна лишь при сочетании активных и пассивных движений. Мышцы руки должны всегда работать достаточно активно, позволяя в тоже время массе руки по возможности действовать механически в силу ее инерции, тяжести, упругости. Подобно тому, как смычок лучше всего подчиняется руке, если она предоставляет ему действовать по возможности «самому», так и масса руки подчиняется мышцам наилучшим образом, если они дают ей, насколько возможно, работать «самой» в силу механических условий: двигаться по инерции, падать, покачиваться.
После достижения определенной свободы и ощущения легкости в середине смычка можно перейти к разрабатыванию свободного движения руки у конца смычка. В этой части прямолинейное расположение кисти и предплечья несколько нарушается за счет незначительного прогиба кисти при доведении смычка до конца, где и происходит «дышащая» фиксация в трех суставах вытянутой правой руки (плеча, локте, кисти). При ведении смычка вверх ведущая роль отводится предплечью, которая увлекает за собой кисть и одновременно, инерционно возвращает в прежнее (среднее) положение локтевой сустав и плечо. Рекомендуется упражнения у конца смычка с характерным ритмичным рисунком:

На материале которого нужно вырабатывать умение снимать напряжение руки у конца смычка.
Теперь, когда обучаемому становятся понятным эти постановочные моменты и преодолеваются некоторые проблемы, можно приступить к работе над самым отрезком смычка – у колодочки.
Большинство проблем в постановке правой руки возникают из-за недостаточного внимания к этому, наиболее сложному физиологическому процессу. В работе над нижней частью смычка существенным моментом является ощущение как-бы опущенных плеч, когда создается благоприятные условия для работы над проблемами обеих рук. Но особенно следить за свободой плеч нужно при движении у колодки. Хотелось бы провести некоторую физиологическую схожесть в движении правой руки скрипача и кобызиста. Техника движения руки кобызиста обуславливается активным поворотом лучезапястного сустава вокруг своей оси при свободном «подвешенном» локте. Точно так же в скрипичной технике при ведении смычка следует использовать пластические свойства лучезапястного сустава, но более плавно, следя за ровностью звуковой линии.
Рекомендуется упражнение без инструмента для наблюдения за работой лучезапястного сустава правой руки. Руку согнуть под прямым углом, имитируя положение руки в середине смычка и поворачивая лучезапястную кость вверх, вниз нужно следить за движением локтя и кисти. При повороте сустава вверх локоть слегка опускается, кисть по инерции поворачивается и как-бы свешивается, а при повороте вниз – занимает исходное положение. Затем можно уже с инструментом штрихом деташе играть упражнение у колодочки, применяя только вес смычка. В пальцах возникает специфическое ощущение противовеса и баланса. Активная роль при доведении смычка до колодки переходит к локтю, а при ведении вниз следить за одновременным движением «распрямлением» плеча и кисти. Когда достигается свобода и пластика в этой части смычка рекомендуется «тянуть» длинные ноты на весь смычок, последовательно и плавно соединяя все три рассмотренных положения. Особую пластичность и подвижность приобретает большой палец, поддерживающий смычок снизу. На этом этапе следует обратить внимание на смены смычка, которые предполагают некоторые несовпадения действия плеча, предплечья, ведущие активное начало, а кисть и пальцы доводят смычок несколько запаздывая. Главное в смене смычка и состоит в этом несовпадении сгибательных и разгибательных движений запястья и пальцев. Нужно заметить, что проделываемая работа не должна быть примитивной для правой руки, а потребуется еще желание слышать и сохранять непрерывную, ровную по тону звуковую линию.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Янкелевич Ю. «О первоначальной постановке скрипача»
2. Флеш К. «Искусство скрипичной игры»
3. Лесман И. «Пути развития скрипки»
Категория: Профильное обучение | Добавил: сюита (2013-04-02)
Просмотров: 4117 | Рейтинг: 3.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:43 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru