Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
Тихонова Л.В., учитель средней школы № 10 г. Петропавловска Северо-Казахстанской области Основы правоведения Тема: «Гражданское право Республики Казахстан» Тип урока: Повторительно-обобщающий Класс: 11 ОГН Цели урока: знать термины гражданского права, общее содержание «Гражданского Кодекса РК», понимать законы гражданского права; уметь вести анализ, синтез, обобщение, выводы на основе изученного материала и жизненного опыта; воспитание правовой грамотности, критического мышления, формирование активной гражданской позиции Оборудование: учебник «Правоведение» для 11 класса (общественно – гуманитарное направление) глава «Гражданское право», карточки-задания для работы в группах, плакаты по темам: «Потребительское право», «Гражданско-правовая ответственность», «Авторское право», документы: «Конституция РК», «Гражданский Кодекс РК», «Закон о браке и семье» РК, тест по теме «Гражданское право РК» в 2-х вариантах Примечание: Класс разбит на 3 группы по 6 человек в каждой. В группе имеется эксперт по теме урока, который в конце урока выставляет каждому оценку. По ходу урока каждая группа получает свое задание и выполняет за определенное время. Ход урока: I этап. Организационный момент. II этап. Работа в группах 1.Словарная работа «Конверт - вопрос» Ученики дают определение терминам, вложенным в конверт. Один ученик – один термин. Термины для работы: гражданское право, физическое лицо, юридическое лицо, право собственности, вещное право, сделка, договор, обязательство, гражданско-правовая ответственность, рента, потребительское право, интеллектуальная собственность, авторское право, наследование, «презумпция виновности в ГП», досудебная претензия, завещание, моральный вред, материальный ущерб 2. «В гостях у сказки» Каждая группа получает карточку-задание: юридически решить ситуацию, предложенную в сказке. Время на работу – 3 минуты. № 1. « Индийская сказка про тигра» «Однажды человек, шедший по дороге, наткнулся на железную клетку, в которой был заперт тигр, пойманный жителями деревни. Тигр воззвал к человеку: «Брат, выпусти меня из клетки, я умираю от жажды». «Нет, - сказал человек. – Если я тебя выпущу, ты съешь меня». «Клянусь, я не съем тебя, я не буду таким неблагодарным» - ответил тигр. Человек сжалился и выпустил тигра. Тигр оскалил зубы и сказал: «Сначала я съем тебя, а потом выпью воды» «Не убивай меня так быстро, - закричал человек. Давай спросим мнение мудрого судьи, а уж потом я готов умереть». Судья сказал человеку: «Покажи мне, где ты стоял». Человек встал перед клеткой. Судья спросил у тигра: «А где ты был?» Тигр вошел в клетку. Судья спросил человека: «Дверь клетки была открыта или закрыта?» Человек закрыл клетку на замок. Судья сказал тигру: «…» Задание: Продолжите речь судьи, включив в нее: 1) разделы гражданского права, упомянутые в сказке 2) статус героев сказки с точки зрения гражданского права 3) какой принцип гражданского права здесь можно применить? № 2. Казахская волшебная сказка «Птица счастья» «В древности жил в степи очень скупой бай Келден. Много разного скота было у бая. И был среди его пастухов Казангап – совсем еще мальчик. Не было у Казангапа ни отца, ни матери. В одну из ночей приснился Казангапу удивительный сон: будто светит над его головой солнце, снизу сияет месяц, а у ног дерутся двое ягнят. Испугался пастух, проснулся. Утром рассказал про сон байскому сыну Асаубаю. Асаубай попросил продать ему сон. Растерялся Казангап, попросил время подумать. Весь день ломал голову мальчик: «Сон мой хороший, не стал бы Асаубай покупать дрянной сон. Но Асаубай обманет меня – ничего не заплатит, да еще посмеется, или изобьет и выгонит вон. Лучше я уйду, куда глаза глядят». Задание: 1.Укажите разделы гражданского права, упомянутые в сказке 2.Укажите статус героев сказки, с точки зрения гражданского права 3.Используя знания по гражданскому праву, доведите до конца ситуацию № 3. Русская народная сказка «Как лиса шила волку шубу» Приходит как-то волк к лисе и говорит: «Лиса, сшей мне шубу. А я тебе принесу овечек!» Согласилась лиса. Вот волк приносит лисе овец: одну, другую, третью, а шубы все нет. А лиса мясо съест, шерсть же на базаре продаст. Наконец волк спрашивает: «Когда же, лиса, шуба будет готова?» А лиса говорит: «Сегодня к вечеру шуба готова будет, надо только на обводы шерсти. Пойди к людскому огороду, там лошадь стоит. Ты зарежь ее и принеси хвост и гриву на обводы!» Пошел волк и видит лошадь. Подкрался к ней сзади и только хотел вцепиться в нее зубами, она как ударит его копытами – и убила насмерть…» Задание: 1.Укажите разделы гражданского права, упомянутые в сказке 2.Укажите статус героев сказки, с точки зрения гражданского права 3.Используя знания по гражданскому праву, допишите другое окончание сказки 3.Презентация учебного плаката Ученики каждой группы по очереди представляют свой учебный плакат, сделанный заранее, при подготовке к уроку. Учитывается тема, содержание, оформление. Темы плакатов могут быть разные, например: «Уголок потребителя», «Гражданско- правовая ответственность», «Авторское право». Учитель предлагает ученикам использовать эти плакаты в дальнейшей работе. 4. «Я и закон» Каждая группа получает карточку-задание для работы с документами. № 1 Конституция Республики Казахстан – использовать I и II разделы Вопросы: 1.Какие статьи Конституции РК регулируют имущественные правоотношения? (указать статью и назвать имущественные ГПО) 2.Какие статьи Конституции РК регулируют неимущественные правоотношения? (указать статью и назвать неимущественные ГПО) № 2.Гражданский кодекс Республики Казахстан - статьи № 33 - 38 Вопросы: 1.Укажите признаки юридического лица 2.Назовите виды юридических лиц № 3. «Закон о браке и семье» Республики Казахстан - статьи № 32 - 37 Вопросы: 1.Укажите имущественные права супругов: общие, личные 2.Укажите время раздела имущества супругов 5. «Домашнее задание» Каждая группа по очереди представляет свою творческую ситуацию по разделам гражданского права. При показе ситуацию намеренно не доводят до конца для того, чтобы другие группы предложили свое решение. Темы ситуаций: «Потребительское право», «Договор ренты», «Обязательства» и др. 6. Проверочный тест «Гражданское право Республики Казахстан» Ученики пишут тест в 2-х вариантах: по 10 вопросов с 4-мя вариантами ответов в каждом. Время на написание теста ориентировочно – 10 минут. Проверочный тест по теме «Гражданское право РК» 1 вариант 1.Совокупность норм, регулирующих имущественные и неимущественные отношения между людьми, называется: а) уголовное право б) гражданское право в) семейное право г) конституционное право 2.Юстиция – это государственный юридический орган, который: а) выдает печать юридическому лицу б) утверждает Устав юридического лица в) регистрирует юридическое лицо г) взимает налоги с юридических лиц 3.Укажите 2 вида прекращения права собственности. 4.Укажите пример договора: а) завещание б) подряд в) наследство г) доверенность 5.Если обязательства нарушила сторона, получившая задаток, то: а) с нее взыскивается неустойка б) с нее взыскивается пеня в) она закладывает свое имущество г) она выплачивает двойную сумму задатка 6.В гражданском праве для нарушителя действует принцип: а) презумпция виновности б) обратная сила закона в) условно-досрочное освобождение г) презумпция виновности 7. «Особенная часть» Гражданского Кодекса РК была принята в: а) 1997 г. б) 1995 г. в) 1999 г. г) 2001 г. 8.Предупреждение продавцу товара о возмещении материального ущерба называется: а) негаторный иск б) досудебная претензия в) исковое заявление г) аппеляционная жалоба 9.Если нет завещания, то наследование идет по: а) по договору родственников б) по закону в) через банковский счет г) через пенсионные выплаты 10.После смерти наследодателя для объявления наследников дается время: а) 1 год б) 6 месяцев в) 1,5 года г) 2 года Проверочный тест по теме «Гражданское право РК» 2 вариант 1.Главным источником гражданского права является: а) Конституция РК б) Административный кодекс в) Гражданский кодекс г) Семейный кодекс 2.Полная дееспособность физического лица: а) не наступает совсем б) наступает с 18 лет в) наступает с 14 лет г) наступает с 16 лет 3.Укажите 2 главных вида собственности в РК. 4.Укажите пример сделки: а) купля-продажа б) хранение в) отказ от наследства г) найм 5.Вид неустойки, взыскиваемый разово в определенном размере: а) штраф б) пеня в) задаток г) заклад 6.Гражданско-правовая ответственность для несовершеннолетних наступает с: а) с 14 лет б) с 16 лет в) с 15 лет г) с 18 лет 7.Закон РК «О защите прав потребителей» был принят в: а) 1993 г. б) 1995 г. в) 1997 г. г) 1991 г. 8.Доход с выгодно помещенного в дело имущества называется: а) рента б) депозит в) страховка г) вклад 9.Указать объект авторского права: а) государственные символы б) народные сказки в) официальные документы г) энциклопедии 10.Родные тети и дяди наследника относятся к: а) к 3-ей очереди наследников б) к 7-ой очереди наследников в) к 5-ой очереди наследников г) к 6-ой очереди наследников III этап. Подведение итогов и выставление оценок Заключительное слово учителя, обобщение работы учеников на уроке. Эксперты должны выставить оценки в группах. Ученики могут получить за урок по две оценки: работа в группе и тест. IV этап. Домашнее задание Найти ситуации по гражданскому праву РК в газетах, журналах, и других СМИ. | |
Просмотров: 2709 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|