Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

«Использование метода личных образовательных траекторий учащихся старших классов профильной школы»
«Использование метода личных образовательных траекторий учащихся старших классов профильной школы»

Смольникова В.А., КГУ «ОСШ № 7», г. Темиртау
Шестакова В. А., КГУ «ОСШ № 7», г. Темиртау

Одной из целей образовательных реформ в нашей республике является адаптация модернизирующейся системы образования к школьной среде. В учебно-воспитательный процесс внедряются современные методы и технологии, которые вкупе с социальным фактором воспитывают у учащихся компетентностный подход к решению проблем.
В процессе преподавания математики ожидаемо формирование математической компетентности, повышение уровня учебной мотивации, уменьшение показателей тревожности. Это может быть достигнуто через использование метода личных траекторий учащихся.
Однако теоретическая и практическая неразработанность проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся затрудняет внедрение метода в процесс обучения математике.
Таким образом, на современном этапе применения метода индивидуальных образовательных траекторий учащихся существуют противоречия:
• между потребностью и возможностью выбора учащимися своей траектории обучения и недостаточной практической разработанностью проектирования индивидуальных образовательных траекторий в обучении математике;
• между практикой проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся в обучении математике и недостаточной разработанностью путей и механизмов для их развертывания в целях роста математической компетентности, повышения учебной мотивации и уровня рефлексивных умений.
Наличие указанных противоречий определяет проблему: каким образом осуществить проектирование и реализацию индивидуальных траекторий учащихся при обучении математике.
Объект исследования - процесс обучения математике учащихся старших классов профильной школы.
Предмет исследования – проектирование индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов профильной школы.
Цель саморазвития - выработка методических рекомендаций по применению личных образовательных траекторий учащихся старших классов профильной школы при обучении математике.
Гипотеза исследования – если в процессе обучения математике использовать диагностические методы, приемы коррекции и развития западающих зон, осуществлять проектирование образовательной траектории, то это повысит качество математической подготовки, уровень учебной мотивации и рефлексивных умений, снизит показатели тревожности учащихся.
Проблема, цель и гипотеза определяют следующие задачи саморазвития.
Теоретические:
– изучить теоретико-методологические основы личностно-ориентированных педагогических теорий;
- выявить рекомендации проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий;
- определить методики самодиагностики и диагностирования учащихся;
- определить методы рефлексии.
Теоретико-прикладные:
- разработать методы и приемы, стимулирующие ученика к раскрытию своей индивидуальности и уважительному отношению к индивидуальности одноклассников;
- выявить основное содержание и структуру образовательных траекторий учащихся старших классов профильной школы при обучении математике;
- обосновать психолого-педагогические средства для сбора и анализа данных об индивидуальном развитии каждого ученика.
Прикладные:
- создать авторскую модель проектирования индивидуальных образовательных траекторий учащихся старших классов профильной школы;
- разработать методы коррекции знаний и умений учащихся;
- систематизировать виды продуктов самостоятельной деятельности учащихся;
- исследовать эффективность предложенной авторской технологии проектирования и реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Предполагаемый результат – повышение качества преподавания предмета; разработка пакета материалов по технологии личных образовательных траекторий учащихся; обмен опытом работы для учителей города; обобщение опыта по исследуемой теме на заседании ГМО учителей математики.

Модели профессионального саморазвития учителя.

Сегодня исследование моделей профессионального саморазвития учителя в условиях общеобразовательной школы – важная задача педагогической науки. Поэтому в педагогической литературе и интернет библиотеке достаточно много исследований по данной проблеме.
При составлении программы саморазвития мною рассмотрены модели саморазвития:
• модель педагогического обеспечения саморазвития учителя в условиях общеобразовательного учреждения Л.Романовой;
• модель саморазвития учителя в процессе разрешения стихийно возникающих педагогических ситуаций Г. Палаткиной и Ю. Соколовой;
• модель саморазвития как подход к обучению для личностного и организационного роста, предложенная А. Жайтаповой, З. Исаевой, В. Тихомировой.
Согласно модели, предлагаемой Л.Романовой, деятельность педагога и администрации общеобразовательного учреждения может выглядеть следующим образом:

На основании результатов самооценки, педагогического мониторинга, программы развития образовательного учреждения разрабатывается индивидуальная программа профессионального развития педагога, в которой:
• выделяются противоречия, проблемы;
• формулируются цели и задачи, определяются пути и средства их решения (технологии, проектируется собственная методическая система);
• планируется разработка методического и диагностического инструментария;
• прогнозируется желаемый результат.
В программе определяются содержание, формы, методы повышения уровня профессиональной компетентности, т.е. что конкретно педагог должен знать и уметь для реализации намеченного. В процессе реализации программы, в нее включают информацию: о наиболее значимых и интересных учебных и внеклассных занятиях, их анализ; об участии учителя в методической работе и его творческой деятельности в образовательном учреждении и вне его (педагогические чтения, семинары, научно-практические конференции, педагогические советы, временные творческие коллективы и т.д.), а также данные диагностики учащихся; результаты педагогических исследований. В качестве приложений к индивидуальной программе можно добавить методические разработки, материалы о деятельности учащихся.
В индивидуальную программу профессионального развития педагога можно включить следующие разделы:
• Изучение психолого-педагогической литературы.
• Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
• Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
• Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
• Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.
• Обучение на курсах повышения квалификации.
• Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
• Обобщение собственного опыта педагогической деятельности
По каждому из разделов программы в качестве приложений могут быть представлены любые материалы, свидетельствующие о реализации намеченного.
Представленные материалы рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Это может быть портфолио достижений. Оформление достижений учителя, методических наработок, творческой копилки, публикаций и другое. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность. Следует помнить, что представляемый аттестуемым портфолио помогает судить о результативности деятельности педагога.
Формы представления результатов педагогической деятельности учителя
• Серия учебных занятий
• Методическая продукция
• Портфолио
• Собеседование
• Творческий отчет
• Представление результатов педагогической деятельности
• Мастер-класс
• Творческая мастерская
• Педагогический проект
• Отчет о результатах (ходе) экспериментальной, инновационной деятельности
• Профессиональные конкурсы

Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)
1. Рабочие программы по учебным предметам, элективным, факультативным курсам.
2. Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.
3. Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.
4. Программно-методическое обеспечение курса.
5. Модель технологии обучения, описание авторской методической системы учителя.
6. Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.
7. Инструментарий:
• Педагогический – пакет дидактических материалов, памятки, пособия для учащихся, учебно-наглядные средства, рабочие тетради и т.д.
• Диагностический – пакет тестов; контрольные, диагностические работы; материалы для итоговой и промежуточной аттестации; сборники задач, вопросов, заданий; темы докладов, рефератов, творческих заданий для учащихся.
При наличии инновационной деятельности педагогу следует обращать внимание на следующие параметры её оценки:
1. Наличие темы экспериментальной, инновационной работы.
2. Выделены ли противоречия и проблемы, которые решались в ходе экспериментальной работы.
3.Обоснование актуальности.
4.Наличие цели экспериментальной работы.
5.Наличие задачи эксперимента.
6.Достигнута ли цель? Наличие, доказательства.
7.Наличие параметров, по которым отслеживались результаты.
8. Выделены изменения, которые произошли в результате экспериментальной (инновационной работы) работы:
a. - в содержании образования;
b. - в применяемых образовательных технологиях; методах, формах организации учебной деятельности и т.д.;
c. - в качестве обученности, развитости, воспитанности учащихся;
d. - в уровне профессиональной компетентности самого педагога;
e. - в системе управления учебно-воспитательным процессом.
9.Сопоставление планируемого и полученного результата.
10.Описаны методы проверки результата.
11. Описан ли новый педагогический опыт, созданный в процессе инновационной деятельности.
12. Определены ли формы представления результата
13. Выделены ли перспективы: что может произойти при условии внедрения в массовую практику.
14. Сформулированы ли необходимые условия для закрепления положительных результатов эксперимента.
В модели профессионального саморазвития учителя Г. Палаткиной и Ю. Соколовой разработана комплексная программа развития. Она включает в себя целевой, содержательно - деятельностный и диагностический компоненты.


Компоненты Первый этап
Обучение,
самоанализ. Второй этап
Выявление проблемы саморазвития. Третий этап
Информационно-методическое сопровождение.
Целевой Совершенствование умений самоанализа у учителя в процессе решения педагогических проблем. Развитие способностей выделять нуждающиеся в совершенствовании профессиональные качества и составлять программы профессионального саморазвития в процессе решения педагогических
проблем. Формирование умений осуществлять профессионально е саморазвитие, корректировку полученных результатов в процессе решения педагогических проблем.
Содержательно - деятельностный Формы
Самостоятельная работа, практикум. Индивидуальные консультации, самостоятельные работа. Практикумы, самостоятельные работы, круглые столы, конференции.
Методы
Самоанализ, самонаблюдение эмоциональных состояний педагогической деятельности. Сопоставление результатов самоанализа и экспертной оценки. Изучение чужого опыта и сопоставление его со своим, дискуссии, самоанализ.
Средства
Программа практикума «Самоанализ профессиональной деятельности учителя», педагогическая карта учителя. Экспертный анализ педагогической ситуации, составление программы профессионального саморазвития, составление листа карьеры учителя. Алгоритм процесса преобразования педагогической ситуации в педагогическую задачу, включающий алгоритмы решения и анализа педагогических ситуаций; программа практикума «Алгоритм решения педагогической ситуации»; портфолио учителя; технологическая карта типологии акцентированных характеров учащихся.
Диагностический Комплекс методик, тестов и анкет на диагностику реализации потребностей в саморазвитии; уровня саморазвития; оценку способности к профессиональному саморазвитию; контент – анализ анкет «Ценностное отношение к профессии» и «Кто Я?».


Модель саморазвития как подхода к обучению для личностного и организационного роста, рассмотренная А. Жайтаповой, З. Исаевой, В. Тихомировой, сформировалось в последней четверти ХХ века. Её популярность росла по мере изменения социальной роли образования.
Это обусловлено тем, что современный уровень социально-экономического развития человечества, все более ускоряющиеся темпы научно-технологической революции и изменений ноосферы требуют от человека не сравнительно простой и относительно однородной подготовки к производственной и социальной жизни, а все более разнообразной и многообразной, многоуровневой и разнонаправленной подготовки, позволяющей индивидам с минимальными издержками в экономической, общественной, политической, культурной жизни.
К удовлетворению этих резко возросших требований традиционно сложившиеся системы образования, достаточно замкнутые, негибкие, в определенной степени кастовые, «закрытые», оказались не готовы.
С развитием дистанционного образования связано появление концепции «открытого» обучения, которую по-русски лучше обозначить как свободное обучение.
Главное отличие свободного, открытого обучения от традиционного заключается в его общедоступности, открытости для всех желающих, независимо от возраста, уровня предшествующей подготовки или каких-либо других предварительных условий. Основные принципы открытого, обучения сложились в 1970-е годы. Несмотря на разнообразие форм свободного обучения, оно рассматривается как некоторая система, основанная на определенных философских, психологических и технологических принципах.
По определению Национальной ассоциации создателей образовательных радио- и телепрограмм США, система свободного, открытого обучения должна:
• руководить обучающимся, выявляя, интерпретируя и анализируя цели обучения на начальном этапе обучения при знакомстве и на протяжении овладения студентом учебной программой;
• формулировать цели обучения таким образом, чтобы они служили основой для принятия решения по созданию учебного плана, включая оценивание, и чтобы они были полностью уяснены, приняты или, при необходимости, видоизменены обучающимся;
• обеспечивать участие обучающихся в образовательных программах без предъявления традиционных предварительных требований для поступления в учебное заведение и без обязательного присуждения документов об образовании в качестве единственного поощрения;
• обеспечивать гибкость, необходимую для удовлетворения разнообразных индивидуальных потребностей обучающихся и с этой целью как можно более оперативно использовать аудиосредства, телевидение, фильмы и печатную продукцию в качестве вариативных форм связи с обучающимся;
• использовать тестирование и оценку главным образом для диагностирования и анализа степени достижения конкретных учебных целей, иными словами, она должна базироваться на достижении компетентности;
• быть в состоянии использовать дистанцию между обучающими и обучающимися в качестве позитивного элемента в развитии самостоятельности обучения.
Свободное, открытое обучение – это такой вид образования, в котором процесс обучения свободен от ограниченной: административных (время, место, сроки, стоимость и т.п.) и образовательных (цели, методы, последовательность, условия приема, оценивание и т.д.).
Таким образом, выбирая вариант саморазвития, каждый человек может искать ресурсы, опираться на различные виды образования:
• формальное, внеформальное, неформальное;
• институциональное, групповое и индивидуальное;
• очное и дистационное;
• «закрытое» и «открытые»;
«Саморазвитие - это самостоятельное усовершенствование индивидами своих знаний, навыков и умение». Определение отражает принципы активного участия и независимости. В нем также содержится указание на автономность учащегося, которая неразрывно связана с независимостью и ответственностью. Кроме того, это определение объединяет различаемые отдельными авторами понятия «развитие себя» и «самостоятельное развитие». В первом случае человек самостоятельно решает, что именно и как развивать. После этого фактическое развитие осуществляется другим лицом, например тренером официальных курсов, или менеджером, индуструктором на рабочем месте. Второе понятие реализуется лишь в случае, когда человек выполняет весь комплекс решений, самостоятельно осуществляя процесс развития, например, читая книгу или упражняясь в каком- нибудь навыке.
Практика саморазвития требует, чтобы человек обдумал три важных вопроса:
• «Где я сейчас?» - как я сейчас работаю? Здесь нужен самоанализ, позволяющий констатировать удовлетворенность или неудовлетворенность текущей деятельностью, а также готовностью к грядущим переменам, будущим требованиям. Анализ должен фокусироваться на выявлении сильных и слабых мест в практике, в структуре умений.
• «Где я хочу оказаться?» - как я хочу работать? Ответ на этот вопрос должен указать, над какими аспектами деятельности следует поработать. Он будет также включать формулировку определенных учебных целей, сроки их достижения, выбор методов и определение доступных и необходимых ресурсов.
• Как мне отследить изменения и профессиональный рост? Человеку нужно определиться с показателями, в соответствии с которыми будут отслеживаться изменения и рост. Кроме того, необходимо разработать систему и временную шкалу для регулярного обзора сделанного.
Наверное, самым трудным является первый вопрос, особенно с точки зрения самоанализа, т.к. для большинства людей он часто оказывается чем-то новым. Для ответа на первый вопрос существует удобный двухэтапный процесс.
На первом этапе фиксируется время, расходуемое на различные дйствия, связанные с выполнением работы, классифицируются условия ее выполнения по следующим аспектам:
• Где осуществляется деятельность.
• Кто еще в ней участвует.
• В чем состоит эта деятельность.
• Сколько времени она занимает.
• Инициатор деятельности.
• Какие задачи решает деятельность.
Анализ покажет расход времени на различного рода деятельность, выявляет сильные и слабые места.
Но для планирования саморазвития требуется второй этап – этап критического анализа, на котором даются ответы на следующие вопросы:
• Почему я трачу время на определенные действия?
• Почему я избегаю тратить время на опреденные действия?
• Каких результатов я добиваюсь этими действиями?
• Могут ли быть достигнуты лучшие результаты при ином соотношении действий?
• Какая деятельность мне нравится /не нравится и почему?
Честные ответы на такие вопросы могут очень способствовать обнаружению потребностей, которые можно удовлетворить при помощи саморазвития. Поэтому применение этого двухэтапного процесса помогает ответить на первый и второй вопросы процесса саморазвития.
Двухэтапный процесс позволяет определить учебные цели. Но анализ не говорит, какие методы должны быть применены, чтобы достичь этих целей. Они должны определяться отдельно.
Определив цели, часто люди прибегают к таким официальным методам, как курсы и программы тренинга. Но существует множество методов, которые люди могут применять и осущесвлять самостоятельно. Некоторые из наиболее распространенных представлены в следующем списке ниже.
• Наблюдение. Человек может полноценно учиться, просто наблюдая за поведением других. Одним из примеров выступает сфера навыков общения, где наблюдение за эффективным переговорщиком может оказаться очень плодотворным. Естественными «объектами» наблюдения явля.тся руководитель, коллеги и ученики.
• Осмысление (рефлексия) – обдумывание и анализ результатов наблюдений, осмысление своего собственного поведения, результатов работы и причин успехов и неудач.
• Направленное чтение – чтение учебников, журналов и статей. Обращение с вопросом: «Что читать?» - к компетентным лицам сэкономит время, деньги и усилия.
• Визиты, посещения. этот метод похож на направленное чтение, хотя в данном случае другие люди расходуют на вас больше своего времени. Наблюдение в течении одного или нескольких дней, беседы и, возможно, совместная работа с опытными специалистами могут заметно повысить как знание дела, так и умение использовать техники и системы, свои психологические ресуры.
• Поиск обратной связи. Этот метод, возможно, чуть более рискованный, но обратная связь жизненно важна в обучении и развитии, особенно в развитии навыков. Обратная связь нужна также с точки зрения мониторинга прогресса. Но она редко предоставляется, если об этом не просят. Естественными «объектами» снова оказываются директор, завучи, коллеги и родители. Круг может расшириться и вобрать в себя друзей и семью, особенно при развитии навыков межличностного общения. Однако важно, чтобы люди, занимающиеся саморазвитием, с осторожностью выбирали себе тех, кто будет давать обратную связь.
• Напряженная работа. Если человек избегает той или иной деятельности из-за неуверенности в своем умении, то можно приложить усилия и чаще заниматься этим делом, чтобы улучшить навыки с помощью практики. Если это подкрепляется подготовкой, например, с помощью направленного чтения и анализа выполнения работы, сопровождается обратной связью и рефлексией, то данный метод саморазвития может быть самым могущественным.
• Готовые пакеты материалов. Для самостоятельной подготовки существует целый ряд пакетов едва ли не по любой мыслимой теме. Средства простираются от печатных текстов до комплексных интерактивных видеопрограмм, которые теперь мжно использовать в домашних условиях. Методичная работа с этими пакетами может способствовать хаметному проффесиональному росту. Следует помнить и о том, что многими материалами, например, видеозаписями, выпускаемыми в подкреплении официальных подготовительных курсах, можно воспользоваться для саморазвития и вне этих курсов.
• Семинары. Центральное место в саморазвитии отводится развитию умения учиться. Для представления концепции, к примеру, экспериментального обучения снова оказываются удобными официальное семинары.
• Скопления ресурсов. Тренинг может поддержать саморазвитие, обеспечив простой и открытый доступ к ресурсам: книгам, пакетам материалов, видеозаписями, компьютеру и интернету, множительной технике. Эфыективным ресурсов является хорошо подобранная и хорошо организованная библиотека. Для того, чтобы ресурсы не были для пользователей сложными, нужно предварительно провести для сотрудников организации курсы технического обучения.
• Группы, поддерживающие саморазвитие (группы поддержки). Саморазвитие по своей сути является индивидуальным занятием, но его можно подкрепить регулярным контактом с другими людьми, занятыми той же деятельностью. Тренеры могут способствовать становлению и деятельности групп, поддерживающих саморазвитие. Выделение времени на собрания таких групп – один из примеров распределения ресурсов высшим руководством. Тренинг может сводить людей друг с другом и обеспечивать группам процессуальное консультирование, чтобы помочь им эффективно работать.
• Исполнение роли «честного брокера» - роли связующего звена между различными частями организации. Например, специалисты могут захотеть организовать краткосрочные взаимопосещения или стать ненадолго приписанными к другим департаментам или другим организациям. Тренинг может помочь организовать и провести подобные мероприятия путем простого ведения списка контактов и сведения людей друг с другом. Может быть обеспечена связь между человеком, занимающимся саморазвитием, и экспертом.
Как внедрить сморазвитие в культуру школы? Чтобы это стало возможным, необходимо выполнить определенные требования.
• Во-первых, подход должен получить признание и поддержку со стороны директора.
• Во-вторых, это признание должно быть продемонстрировано, например, участием самого директора в тренинге.
• В-третьих, саморазвитие должно быть поддрежан ресурсами: временем, информацией, кадрами.
• В-четвертых, саморазвитие должно быть поддержано стилем управления. Настойчивые поиски обратной связи вряд ли будут популярны в автократичной организации. Таким же образом не слишком вероятно, чтобы в организациях, где упор делается на работу с полным знанием дела, удастся поставить под вопрос текущую деятельность и методы работы. Поддержке саморазвития больше способствует тот стиль руководства, который стимулирует участие, сомнения в традиционном образе мыслей, новаторство и риск.
Изучив данные модели саморазвития и организационного роста личности учителя, я посчитала возможным рассмотреть их использование в организации учебного процесса, взаимодействия с участниками этого прцесса. В частности использовать данные методики при разработке личных образовательных траекторий учащихся.
Исследование, сопоставление и оценка вышеуказанных моделей позволили составить индивидуальную программу саморазвития. .

Индивидуальная прогамма саморазвития учителя на 2012 -2015 гг.

№ Этапы организации профессионального саморазвития Содержание деятельности Задачи деятельности Время работы Виды деятель
ности Результаты и их самооценка Где рассматривались итоги деятельности
1. Диагностический Анализ личных достижений и западающих зон учителя и учащихся 1. Самоанализ уровня готовности к саморазвитию по Д. Б. Эльконину и Г.В. Драгуновой
2. Самооценка готовности учителя к профессиональной самореализации
3. Самодиагностика овладения методом индивидуальных образовательных траекторий по Третьякову
4. Диагностика учебной мотивации и уровня знаний учащихся
5. Систематизация полученных результатов самодиагностики и диагностики учащихся 1.Диагностика и обработка её результатов

2.Самодиагностика
3.Саморефлексия
4.Самокоррекция 1.Итоги диагностик профессиональной готовности учителя к саморазвитию
2.Результаты контрольных срезов знаний учащихся
3. Выявление мотивации и уровня знаний учащихся Беседа с психологом школы
2. Организационно-практический Расширение и углубление теоретических знаний учителя Изучение:
1. Теории проектирования образовательных траекторий и программ А.В. Хуторского
2. Модели педагогического обеспечения саморазвития учителя в условиях общеобразовательного учреждения Л. Романовой
3. Модели саморазвития учителя в процессе разрешения педагогических ситуаций Г. Палаткиной и Ю. Соколовой
4. Модели саморазвития как подхода к обучению для личностного и организационного роста А. Жайтаповой, З. Исаевой, В. Тихомировой
5. Методов самодиагностирования и диагностирования учащихся
6. Методов рефлексии
Систематизация:
1. Методов и приёмов стимуляции учащихся к раскрытию своей индивидуальности
2. Методов рефлексии учащихся 1. Изучение психолого-педагогической литературы, статей

2.Использование интернет-ресурсов 1.Знание моделей саморазвития учителя

2.Разработка анкет, диагностик и тестов

3.Продуктивный реферат «Некоторые методы диагностирования учащихся» Беседа с методистом, выступление на ШМО.
3. Индивидуально-творческий 1.Разработка индивидуальных образовательных траекторий
2. Разработка новых форм, методов и приёмов обучения 1.Выработка индивидуальных образовательных траекторий учащихся
2. Прогнозирование результатов обучения учащихся
3.Выработка форм коррекции знаний учащихся
4.Определение методик отслеживания результатов деятельности учащихся
1.Составление индивидуальных образовательных траекторий учащихся
2.Составление диаграмм успеха учащихся
3.Отбор заданий для коррекции знаний учащихся 1.Карты индивидуальных образовательных траекторий
2.Диаграммы результатов деятельности учащихся
3.Создание банка данных о деятельности учащихся
4.Создание методических разработок Собеседование с методистом
4. Этап апробации Апробация готовых образовательных траекторий в учебном процессе Реализация новых форм, методов и приёмов работы:
1.Проведение уроков по собственным технологиям
2.Разработка и проведение открытых уроков
3.Отслеживание процесса
4.Рефлексия хода эксперимента с учащимися
5.Проведение тематических собраний и индивидуальных консультаций с родителями
6.Корректировка работы
7. Подготовка методических рекомендаций
1.Организация работы учащихся по индивидуальным образовательным траекториям
2.Открытые уроки
3.Наблюдение за ходом деятельности учащихся
4.Проведение контрольных срезов знаний учащихся
1.Повышение качества знаний учащихся
2.Повышение способностей учащихся к рефлексии и саморефлексии
3.Повышение учебной мотивации
4.Снижение уровня тревожности
5.Создание банка продуктов деятельности учащихся
6.Увеличение количества учащихся, готовых к осознанному выбору индивидуальных траекторий развития
7.Публикация опыта работы на web-странице в интернете 1.Выступление на педагогическом совете школы
2.Тематические собрания и индивидуальные консультации с родителями
5. Аналитико-оценочный Анализ и оценка использования метода личных образовательных траекторий учащихся старших классов. 1.Анализ результатов педагогического исследования
2.Выявление наиболее эффективных форм, методов и приёмов обучения
3.Оформление результатов эксперимента
4.Представление результатов на форуме в интернете
5.Обмен опытом работы с коллегами
6.Представление опыта работы на ГМО учителей математики и практических семинарах
7.Выработка методических рекомендаций по применению метода личных образовательных траекторий учащихся старших классов профильной школы при обучении математике
1.Оценка намеченных и полученных результатов обучения учащихся
2.Сравнение уровней мотивации
3.Сравнение уровней тревожности
4.Создание презентации по теме 1.Повышение уровня владения ключевыми компетенциями у большинства учащихся, успешная адаптация знаний по математики
2.Повышение уровня мотивации к обучению у учащихся
3.Снижение уровня тревожности
4. Методические рекомендации по теме
1.Выступление на заседании ГМО, практических семинарах
2.Размещение информации в интернете, на сайте школы

Список литературы

1. Жайтапова А., Исаева З., Тихомирова В. «Модели обучения для профессионального роста». Рабочая книга для системы повышения квалификации учителей общеоразовательной школы.
2. Маскаева А.М. «Проектирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся» - журнал «Инициатива XXI века» № 3, Москва, 2010 г.
3. Морозова Т.В. «Диагностика успешности учителя». Сборник материалов для руководителей школ, М. 1997 г.
4. Палкина Г., Соколова Ю. «Профессиональное саморазвитие учителя в процессе решения стихийно возникающих педагогических ситуаций» - журнал «Человек и образование» № 3, 2011 г.
5. Романова Л.Ю. «Профессионально-нравственное саморазвитие учителя: сущность и категориальный статус» - журнал «Образование и развитие», Казань, КРУ, 2009 г., № 3; «Педагогическое обеспечение профессионального самообразования учителя в условиях общеобразовательного учреждения» - научная электронная библиотека.
6. Хуторской А. «Дидактическая эвристика. Теории и технологии креативного обучения», М., МГУ, 2003 г.
7. www.new.teacher.fio.ru
8. www.elibrary.ru
9. www.festival.1september.ru
Категория: Профильное обучение | Добавил: veronika_s (2013-11-05) | Автор: Смольникова В.М., Шестакова В.А E
Просмотров: 1379 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 2:19 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru