Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность на уроках курса "Педагог-психолог"
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ.
Система казахстанского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, как подчеркивает глава государства в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»: «…образование должно давать не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации».
Компетентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни. Последние 10 лет эта тема широко обсуждается на разных уровнях во всем мире. Так, рассмотрев перспективы развития образования в XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от классического понятия «человеческие ресурсы» к созданию концепции «компетентности человека», которая предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда, развития культуры, охраны и улучшения здоровья, защиты окружающей среды.
Сегодня общество требует от выпускника умений решать проблемы самостоятельно, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, чтобы найти свое место в жизни и быть успешным на всем ее протяжении.
Конкурентоспособность на рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.
Соответственно принципиально меняются и цели образования. Школа сегодня смещает акценты со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
С учетом того, что компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, выделяют следующие виды ключевых компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, социально-трудовая, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная, компетенция личностного самосовершенствования.
Введение понятия образовательных компетенций позволяет решать проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Эти задачи успешно решаются с помощью метода проектов, который в своей практике я применяю не первый год.
В основе проектного обучения заложена положительная мотивация для самообразо-вания. Поиск нужных материалов, ответов на вопросы требует систематической работы с различной литературой, ресурсами сети Интернет, общения с людьми.
Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.
Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач:
1. Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся.
2. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию из различных источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями.
3. В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.
4. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
5. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности.
Применение проектного метода обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных тем уроков.
В старших классах целесообразно рассматривать межпредметные проекты, что помогает формировать у школьников систему ключевых компетентностей.
Авторская программа профильного курса «Педагог-психолог» для учащихся 9-11 классов, по которой я работаю, позволяет реализовать следующие учебные проекты:
1. Тема раздела "Психология познавательных процессов", тема проекта "Методы диагностики и коррекции познавательных процессов". Тип проекта-информационный, исследовательский. Краткое содержание проекта: учащимся предлагается 2 уровня проектов на выбор:1. информационный, результат - создание сборника диагностик.2. исследовательский, результат – создание сборника и проведение исследований по нему.
2. Тема урока "Возрастная психология". Тема проекта на выбор:1.Молодежная субкультура: за и против. 2.Подростковый период. тип проекта - информационный.
3. Раздел "Педагогика. Дидактика. Воспитание". Тема урока "Образования в разных странах мира". Тип проекта - информационный (минипроект) Краткое содержание проекта: изучается определенная страна, результат: презентация на уроке - молодежном форуме.
4. Тема урока "Психология конфликта". Тема проекта "Причины возникновения конфликта и пути его решения". Тип проекта - исследовательский. Учащиеся выбирают направление исследований:
- участники конфликта: педагог-ученик;
- участники конфликта: ребенок - родители.
Итоги обсуждаются на уроке - «круглый стол».
Тема урока "Невербальная коммуникация. Психология жестов". Тип проекта - творческий. Результат - создание видеофильма.

Работа учащихся над предложенными проектами, формирует у них следующие компетентности:
 ценностно-смысловые (через анализ ситуации, результатов исследований, оценку поступков людей, с которыми проводят исследования, необходимость принятия решения);
 учебно-познавательные (через постановку целей, планирование работы и исследований, составление анкет и опросников, самооценку деятельности);
 информационные (через сбор информации из различных источников – литературы, сети Интернет, людей, анализ и отбор информации);
 коммуникативные (через умение работать в команде, составлять анкету, опросник, уметь проводить их, подготовку к выступлению на защите проекта).
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Успех проектной деятельности во многом зависит от способности учителя организовать проектную деятельность и управлять процессом проектирования.

Приведу пример работы над минипроектом «Образование в разных странах мира», 10 класс, профильный курс «Педагог-психолог».
Тип проекта – информационный, минипроект.
Цели проекта: изучить, проанализировать и сравнить систему образования в разных странах мира, составить рейтинг лучшей системы образования, изучить условия обучения в ВУЗах в других странах.
Задачи:
Создать условия для формирования следующих ключевых компетентностей учащихся:
 ценностно-смысловые: умение выбирать целевые и смысловые установки для работы над изучением системы образования в конкретной стране мира, осознание значимости образования в жизни человека;
 общекультурные: опыт освоения учеником картины общего уклада жизни, образования в разных странах мира, взаимосвязью;
 учебно-познавательные: организация самостоятельной познавательной деятельности, владение способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки, умение извлекать пользу из опыта других стран, организация взаимосвязи своих знаний и упорядочение их;
 информационные: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача, получение информации опросным путем, анализ и обобщение результатов, работа с офисными программами;
 коммуникативные: уметь сотрудничать и работать в группе, уметь разрабатывать и выполнять поставленные задачи, нести ответственность;
 социальные: критически относиться к тому или иному аспекту развития образования в разных странах, уметь занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение, анализировать ситуацию на рынке образования мира;
 личностные: включаться в проект, уметь организовывать свою работу, уметь использовать новые технологии информации и коммуникации.
Форма представления результата: презентация, брошюра.
План реализации проекта
1. Мотивация. Подготовка проекта.
Сообщение учителя об изучении нового раздела «Педагогика. Дидактика. Воспитание», ознакомление с названиями тем уроков раздела, предложение «интересно» изучить тему «Образование в разных странах мира». Обсуждение с учащимися. Определение подтем, выбор стран для изучения, распределение по группам.
2. Планирование.
Постановка задач. Разработка плана работы над изучением системы образования. Составление алгоритма работы в поисковых системах Интернет. Определение основных понятий, которые следует искать.
Разработка плана оформления материала.
3. Сбор информации. Анализ, отбор и структурирование информации. Промежуточный контроль учителя.
4. Оформление проекта.
Определение структуры слайдов (страна, флаг, статистические данные по численности населения, территории, государственный язык, вероисповедание; устои общества и семьи; дошкольное воспитание; организация школьного образования; послешкольное образование, процент населения, имеющего высшее образование). Подготовка к защите.
5. Подведение итогов на уроке – форуме молодежи разных стран (сдвоенный урок, согласно программе 2 часа)

План урока «Образование в разных странах мира».
Цели:
 изучить, проанализировать и сравнить систему образования в разных странах мира, составить рейтинг лучшей системы образования, изучить условия обучения в ВУЗах в других странах;
 формировать информационную, коммуникативную, социальную компетентности;
 воспитывать патриотизм, интерес к предмету.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации с результатами проекта, флайера о стране со структурой образования и фотографиями, флаги стран-участниц на столах, бейджи с флагом представляемой страны у учащихся, буклеты.

Форма проведения: форум молодежи разных стран.
Ход урока:
I. Мотивационный
Понятие о «системе образования»
Выход на тему урока. Постановка целей. Прием кластер
II. Операционный
1.Выступление представителей стран-участниц:
- общие статистические данные о стране;
- характеристика устоев общества, семьи;
- воспитание ребенка до школы;
- обучение ребенка в школе;
- обучение после школы.
Страны: Япония, Германия, Китай, Италия, Великобритания, Финляндия, Россия, США, Казахстан.
Таблица «Образование в странах мира»:
Страна/Устои общества/Образование:до школы/ в школе/после школы

2. Уровень стран с наибольшим процентом взрослых, имеющих высшее образование.
3. Высшее образование за рубежом.
Презентации групп.
по завершению - на доску флайер, учащимся буклеты.
Учащиеся, по ходу выступлений заполняют сводную таблицу

Обсуждение.

Сравнение,
«+» и «-»
III. Рефлексия К завершению урока на доске – коллаж из флайеров с данными о системе образования стран-участниц. Обобщение по коллажу. Составление рейтинга самых успешных систем образования мира. Обсуждение. Сравнение с рейтингом британской компании Pearson.

Работая над проектом, ученики постигают всю технологию решения учебных задач – от постановки проблемы до представления результата.

С точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы.
На мой взгляд, изучение программного материала через организацию работы с учащимися над проектами, решает комплекс образовательных и воспитательных задач, и, безусловно, помогает реализовать основную задачу современной школы – формирование ключевых компетентностей учащихся.

Источник: http://1. Послание народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», 2012. 2. Буха
Категория: Профильное обучение | Добавил: irina2659 (2014-01-27) | Автор: Базько Ирина Викторовна E
Просмотров: 1314 | Теги: метод проектов, ключевые компетентности | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:51 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru