Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОФИЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ. Система казахстанского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, как подчеркивает глава государства в Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана»: «…образование должно давать не только знания, но и умение их использовать в процессе социальной адаптации». Компетентностный подход в образовании сегодня - это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию жизни. Последние 10 лет эта тема широко обсуждается на разных уровнях во всем мире. Так, рассмотрев перспективы развития образования в XXI веке, ЮНЕСКО предлагает перейти от классического понятия «человеческие ресурсы» к созданию концепции «компетентности человека», которая предполагает максимальный и всесторонний учет интересов человека: овладение не только профессиональной компетентностью, но и знаниями, умениями и навыками, необходимыми для конкурентоспособности на рынках труда, развития культуры, охраны и улучшения здоровья, защиты окружающей среды. Сегодня общество требует от выпускника умений решать проблемы самостоятельно, гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике, чтобы найти свое место в жизни и быть успешным на всем ее протяжении. Конкурентоспособность на рынке труда во многом зависит от способности человека приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций. Соответственно принципиально меняются и цели образования. Школа сегодня смещает акценты со знаниевого на компетентностный подход к образованию. С учетом того, что компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, выделяют следующие виды ключевых компетенций: ценностно-смысловая, общекультурная, социально-трудовая, коммуникативная, информационная, учебно-познавательная, компетенция личностного самосовершенствования. Введение понятия образовательных компетенций позволяет решать проблему, типичную для школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Эти задачи успешно решаются с помощью метода проектов, который в своей практике я применяю не первый год. В основе проектного обучения заложена положительная мотивация для самообразо-вания. Поиск нужных материалов, ответов на вопросы требует систематической работы с различной литературой, ресурсами сети Интернет, общения с людьми. Таким образом, проектная деятельность формирует социальный опыт учащихся в труде и общении, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, даёт возможность лучше раскрыть собственный потенциал, а включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций. Выполнение заданий проекта часто выходит за рамки урока и требует достаточно много времени, но эти усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важных задач: 1. Занятия выходят на практические действия обучаемых, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся. 2. Учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывать необходимую информацию из различных источников. Они должны владеть интеллектуальными, творческими умениями. 3. В ходе работы над проектом осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом, с учителем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом. 4. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося. Здесь, прежде всего, учитывают его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности. 5. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппах, должен представить всей группе результаты своей деятельности. Применение проектного метода обучения возможно не только в виде больших комплексных проектов, но и при освоении отдельных тем уроков. В старших классах целесообразно рассматривать межпредметные проекты, что помогает формировать у школьников систему ключевых компетентностей. Авторская программа профильного курса «Педагог-психолог» для учащихся 9-11 классов, по которой я работаю, позволяет реализовать следующие учебные проекты: 1. Тема раздела "Психология познавательных процессов", тема проекта "Методы диагностики и коррекции познавательных процессов". Тип проекта-информационный, исследовательский. Краткое содержание проекта: учащимся предлагается 2 уровня проектов на выбор:1. информационный, результат - создание сборника диагностик.2. исследовательский, результат – создание сборника и проведение исследований по нему. 2. Тема урока "Возрастная психология". Тема проекта на выбор:1.Молодежная субкультура: за и против. 2.Подростковый период. тип проекта - информационный. 3. Раздел "Педагогика. Дидактика. Воспитание". Тема урока "Образования в разных странах мира". Тип проекта - информационный (минипроект) Краткое содержание проекта: изучается определенная страна, результат: презентация на уроке - молодежном форуме. 4. Тема урока "Психология конфликта". Тема проекта "Причины возникновения конфликта и пути его решения". Тип проекта - исследовательский. Учащиеся выбирают направление исследований: - участники конфликта: педагог-ученик; - участники конфликта: ребенок - родители. Итоги обсуждаются на уроке - «круглый стол». Тема урока "Невербальная коммуникация. Психология жестов". Тип проекта - творческий. Результат - создание видеофильма. Работа учащихся над предложенными проектами, формирует у них следующие компетентности: ценностно-смысловые (через анализ ситуации, результатов исследований, оценку поступков людей, с которыми проводят исследования, необходимость принятия решения); учебно-познавательные (через постановку целей, планирование работы и исследований, составление анкет и опросников, самооценку деятельности); информационные (через сбор информации из различных источников – литературы, сети Интернет, людей, анализ и отбор информации); коммуникативные (через умение работать в команде, составлять анкету, опросник, уметь проводить их, подготовку к выступлению на защите проекта). Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Успех проектной деятельности во многом зависит от способности учителя организовать проектную деятельность и управлять процессом проектирования. Приведу пример работы над минипроектом «Образование в разных странах мира», 10 класс, профильный курс «Педагог-психолог». Тип проекта – информационный, минипроект. Цели проекта: изучить, проанализировать и сравнить систему образования в разных странах мира, составить рейтинг лучшей системы образования, изучить условия обучения в ВУЗах в других странах. Задачи: Создать условия для формирования следующих ключевых компетентностей учащихся: ценностно-смысловые: умение выбирать целевые и смысловые установки для работы над изучением системы образования в конкретной стране мира, осознание значимости образования в жизни человека; общекультурные: опыт освоения учеником картины общего уклада жизни, образования в разных странах мира, взаимосвязью; учебно-познавательные: организация самостоятельной познавательной деятельности, владение способами организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки, умение извлекать пользу из опыта других стран, организация взаимосвязи своих знаний и упорядочение их; информационные: поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача, получение информации опросным путем, анализ и обобщение результатов, работа с офисными программами; коммуникативные: уметь сотрудничать и работать в группе, уметь разрабатывать и выполнять поставленные задачи, нести ответственность; социальные: критически относиться к тому или иному аспекту развития образования в разных странах, уметь занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение, анализировать ситуацию на рынке образования мира; личностные: включаться в проект, уметь организовывать свою работу, уметь использовать новые технологии информации и коммуникации. Форма представления результата: презентация, брошюра. План реализации проекта 1. Мотивация. Подготовка проекта. Сообщение учителя об изучении нового раздела «Педагогика. Дидактика. Воспитание», ознакомление с названиями тем уроков раздела, предложение «интересно» изучить тему «Образование в разных странах мира». Обсуждение с учащимися. Определение подтем, выбор стран для изучения, распределение по группам. 2. Планирование. Постановка задач. Разработка плана работы над изучением системы образования. Составление алгоритма работы в поисковых системах Интернет. Определение основных понятий, которые следует искать. Разработка плана оформления материала. 3. Сбор информации. Анализ, отбор и структурирование информации. Промежуточный контроль учителя. 4. Оформление проекта. Определение структуры слайдов (страна, флаг, статистические данные по численности населения, территории, государственный язык, вероисповедание; устои общества и семьи; дошкольное воспитание; организация школьного образования; послешкольное образование, процент населения, имеющего высшее образование). Подготовка к защите. 5. Подведение итогов на уроке – форуме молодежи разных стран (сдвоенный урок, согласно программе 2 часа) План урока «Образование в разных странах мира». Цели: изучить, проанализировать и сравнить систему образования в разных странах мира, составить рейтинг лучшей системы образования, изучить условия обучения в ВУЗах в других странах; формировать информационную, коммуникативную, социальную компетентности; воспитывать патриотизм, интерес к предмету. Оборудование: мультимедийный проектор, презентации с результатами проекта, флайера о стране со структурой образования и фотографиями, флаги стран-участниц на столах, бейджи с флагом представляемой страны у учащихся, буклеты. Форма проведения: форум молодежи разных стран. Ход урока: I. Мотивационный Понятие о «системе образования» Выход на тему урока. Постановка целей. Прием кластер II. Операционный 1.Выступление представителей стран-участниц: - общие статистические данные о стране; - характеристика устоев общества, семьи; - воспитание ребенка до школы; - обучение ребенка в школе; - обучение после школы. Страны: Япония, Германия, Китай, Италия, Великобритания, Финляндия, Россия, США, Казахстан. Таблица «Образование в странах мира»: Страна/Устои общества/Образование:до школы/ в школе/после школы 2. Уровень стран с наибольшим процентом взрослых, имеющих высшее образование. 3. Высшее образование за рубежом. Презентации групп. по завершению - на доску флайер, учащимся буклеты. Учащиеся, по ходу выступлений заполняют сводную таблицу Обсуждение. Сравнение, «+» и «-» III. Рефлексия К завершению урока на доске – коллаж из флайеров с данными о системе образования стран-участниц. Обобщение по коллажу. Составление рейтинга самых успешных систем образования мира. Обсуждение. Сравнение с рейтингом британской компании Pearson. Работая над проектом, ученики постигают всю технологию решения учебных задач – от постановки проблемы до представления результата. С точки зрения учащегося, учебный проект - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, это поисковая деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои силы, свои знания и публично показать свой результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи. С точки зрения учителя, учебный проект - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблемы. На мой взгляд, изучение программного материала через организацию работы с учащимися над проектами, решает комплекс образовательных и воспитательных задач, и, безусловно, помогает реализовать основную задачу современной школы – формирование ключевых компетентностей учащихся. Источник: http://1. Послание народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», 2012. 2. Буха | |
Просмотров: 1314 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|