Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
Статья адресована родителям, перед которыми на определенном этапе встает вопрос: чем будет заниматься их ребенок, какой вид деятельности выбрать. Оздоровительные, психоэмоциональные и развивающие аспекты музыкальных занятий в дошкольном возрасте как основа фундамента для дальнейшего развития личности ребенка. На определенном этапе перед родителями встает вопрос: чем будет заниматься их ребенок, какой кружок выбрать, так как на сегодняшний день представлен широкий спектр творческих и спортивных объединений. Некоторые родители, к сожалению, недооценивают роль музыкальных занятий в младшем дошкольном возрасте, тем более, если они не пророчат своему малышу будущее музыканта. Стоит начать с оздоровительного аспекта музыкальных занятий на благоприятное развитие ребенка. Еще В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей..» Помимо благотворного влияния на психоэмоциональное состояние малыша, музыкальные занятия положительно влияют и на физическое воспитание ребенка: музыкально-ритмические упражнения и движения под музыку улучшают осанку ребенка, координацию движений, четкость ходьбы. Правильная поза поющих детей углубляет дыхание ребенка, а пение – развивает речь, укрепляет голосовые связки и лечит от заикания. Русская мудрость гласит: кто много поет, тот долго живет. На музыкальных занятиях с ребятками дошкольного возраста используются разные виды деятельности: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, танцы, артикуляционная гимнастика и пальчиковые игры. Чередование этих видов деятельности требует от детей внимания, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее, в играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, влияет на волю ребенка. Слушание музыки (фрагменты произведений-классиков, песни из мультфильмов и сказок) расширяет кругозор, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельной улучшает качества пения: дети начинают петь более протяжно. Слушать спокойную музыку особенно важно для легковозбудимых детей. Умение ориентироваться в пространстве, быстро построиться в «кружочек» или друг за другом не простая задача для малыша. Этот навык постепенно развивается на музыкальных занятиях, где частые смены видов деятельности требуют перемещений в пространстве. Особый интерес для ребенка вызывают яркие, звучащие музыкальные инструменты (маракасы, бубенчики, треугольники, металлофон, барабан). Осваивая навык игры на этих инструментах, у детей развивается не только чувство ритма, но и мелкая моторика, что влияет на умственные способности ребенка. Ученые доказали, что только музыка и человеческий мозг имеют такую особенность, как возникновение цепочки связей в нервных клетках. Под ее воздействием усиливаются связи между левым и правым полушариями головного мозга, что развивает пространственное мышление. Иными словами, у детей, ранее занимающимися музыкой, больше развиты лингвистические и математические способности. Автор известной книги по раннему развитию детей подмечает, что даже «внешний облик ребенка, который слушает музыку и берет уроки музыки меняется под влиянием этих занятий». Оптимальный возраст для начала занятий – 3, 4 года. Не все дети в этом возрасте имеют опыт общения в коллективе. У меня занимаются ребятки, которые не ходили в детский сад. Была одна девочка, которая не соглашалась заниматься без родителей и на занятиях всегда присутствовала мама. Примерно через месяц ситуация изменилась и все «страхи» прошли, девочка спокойно занималась и легко общалась с другими детьми, а через некоторое время сама захотела подойти к высокому черному роялю спеть песенку. Не могу не сказать о положительном эмоциональном настроении ребенка после музыкальных занятий. При правильном построении занятия, быстрой смене видов деятельности и творческом подходе преподавателя к занятиям, у детей происходит выход эмоциональной энергии, ребенок получает заряд веселья и радости, что очень важно для этого возраста. По словам Д. К. Кирнарской, музыкального психолога, доктора психологических наук, «в детстве важнее свобода и счастье, а не знание». Доброжелательная интонация педагога, его эмоциональность и заинтересованность являются неотъемлемой частью успешного проведения занятий с дошкольниками. Возвращаясь к истории, напомню, что музыкальные занятия всегда были частью домашнего образования высших слоев российского общества: дети аристократии 18-19 в. обучались игре на инструменте и пению. Благотворное влияние музыки было известно еще древним грекам, у которых музыка была частью воинского обучения. И в наше время трудно представить себе подростка, играющего на инструменте и поющего в хоре, который был бы наркоманом или малолетним преступником. Особая внутренняя дисциплина и естественная отзывчивость, которые формирует музыка, гасят агрессивные склонности ребенка и делают то, в чем бывают, бессильны и школа и родители – отвлекают неустойчивую психику от опасных увлечений. Общаясь с музыкой, ребенок развивается всесторонне, укрепляет физическую форму, адаптируется в коллективе, овладевает элементарными умениями и навыками и начинает познавать этот мир через язык чувств – музыку. Литература: 1. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.:Таланты – 21 век, 2004 2. Масару Ибука. Пер. с англ. – М. Русслит, 1991 | |
Просмотров: 684 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|