Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

Влияние музыки на формирование личности ребенка
Статья адресована родителям, перед которыми на определенном этапе встает вопрос: чем будет заниматься их ребенок, какой вид деятельности выбрать. Оздоровительные, психоэмоциональные и развивающие аспекты музыкальных занятий в дошкольном возрасте как основа фундамента для дальнейшего развития личности ребенка.
На определенном этапе перед родителями встает вопрос: чем будет заниматься их ребенок, какой кружок выбрать, так как на сегодняшний день представлен широкий спектр творческих и спортивных объединений. Некоторые родители, к сожалению, недооценивают роль музыкальных занятий в младшем дошкольном возрасте, тем более, если они не пророчат своему малышу будущее музыканта.
Стоит начать с оздоровительного аспекта музыкальных занятий на благоприятное развитие ребенка. Еще В.М.Бехтерев считал, что с помощью музыки «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей..» Помимо благотворного влияния на психоэмоциональное состояние малыша, музыкальные занятия положительно влияют и на физическое воспитание ребенка: музыкально-ритмические упражнения и движения под музыку улучшают осанку ребенка, координацию движений, четкость ходьбы. Правильная поза поющих детей углубляет дыхание ребенка, а пение – развивает речь, укрепляет голосовые связки и лечит от заикания. Русская мудрость гласит: кто много поет, тот долго живет.
На музыкальных занятиях с ребятками дошкольного возраста используются разные виды деятельности: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, танцы, артикуляционная гимнастика и пальчиковые игры. Чередование этих видов деятельности требует от детей внимания, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий: исполняя песню, вовремя начать и закончить ее, в играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, влияет на волю ребенка. Слушание музыки (фрагменты произведений-классиков, песни из мультфильмов и сказок) расширяет кругозор, воспитывает зачатки музыкального вкуса. Музыка напевного характера вроде колыбельной улучшает качества пения: дети начинают петь более протяжно. Слушать спокойную музыку особенно важно для легковозбудимых детей. Умение ориентироваться в пространстве, быстро построиться в «кружочек» или друг за другом не простая задача для малыша. Этот навык постепенно развивается на музыкальных занятиях, где частые смены видов деятельности требуют перемещений в пространстве.
Особый интерес для ребенка вызывают яркие, звучащие музыкальные инструменты (маракасы, бубенчики, треугольники, металлофон, барабан). Осваивая навык игры на этих инструментах, у детей развивается не только чувство ритма, но и мелкая моторика, что влияет на умственные способности ребенка.
Ученые доказали, что только музыка и человеческий мозг имеют такую особенность, как возникновение цепочки связей в нервных клетках. Под ее воздействием усиливаются связи между левым и правым полушариями головного мозга, что развивает пространственное мышление. Иными словами, у детей, ранее занимающимися музыкой, больше развиты лингвистические и математические способности. Автор известной книги по раннему развитию детей подмечает, что даже «внешний облик ребенка, который слушает музыку и берет уроки музыки меняется под влиянием этих занятий».
Оптимальный возраст для начала занятий – 3, 4 года. Не все дети в этом возрасте имеют опыт общения в коллективе. У меня занимаются ребятки, которые не ходили в детский сад. Была одна девочка, которая не соглашалась заниматься без родителей и на занятиях всегда присутствовала мама. Примерно через месяц ситуация изменилась и все «страхи» прошли, девочка спокойно занималась и легко общалась с другими детьми, а через некоторое время сама захотела подойти к высокому черному роялю спеть песенку.
Не могу не сказать о положительном эмоциональном настроении ребенка после музыкальных занятий. При правильном построении занятия, быстрой смене видов деятельности и творческом подходе преподавателя к занятиям, у детей происходит выход эмоциональной энергии, ребенок получает заряд веселья и радости, что очень важно для этого возраста. По словам Д. К. Кирнарской, музыкального психолога, доктора психологических наук, «в детстве важнее свобода и счастье, а не знание». Доброжелательная интонация педагога, его эмоциональность и заинтересованность являются неотъемлемой частью успешного проведения занятий с дошкольниками.
Возвращаясь к истории, напомню, что музыкальные занятия всегда были частью домашнего образования высших слоев российского общества: дети аристократии 18-19 в. обучались игре на инструменте и пению. Благотворное влияние музыки было известно еще древним грекам, у которых музыка была частью воинского обучения. И в наше время трудно представить себе подростка, играющего на инструменте и поющего в хоре, который был бы наркоманом или малолетним преступником. Особая внутренняя дисциплина и естественная отзывчивость, которые формирует музыка, гасят агрессивные склонности ребенка и делают то, в чем бывают, бессильны и школа и родители – отвлекают неустойчивую психику от опасных увлечений. Общаясь с музыкой, ребенок развивается всесторонне, укрепляет физическую форму, адаптируется в коллективе, овладевает элементарными умениями и навыками и начинает познавать этот мир через язык чувств – музыку.

Литература:
1. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности – М.:Таланты – 21 век, 2004
2. Масару Ибука. Пер. с англ. – М. Русслит, 1991
Категория: Профильное обучение | Добавил: robert (2014-03-23) | Автор: Гаммершмидт Г.М. E W
Просмотров: 684 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:20 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru