Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
Статья «Применение задач с профессиональной направленностью на уроках математики» (из опыта работы) Автор: Спасибушкина Нина Григорьевна преподаватель математики I квалификационной категории «Агротехнический колледж № 2 село Каменка, Сандыктауский район» Акмолинской области При изучении геометрии на I курсе на уроках применяю задачи с профессиональной направленностью. Цель таких уроков - показать учащимся связь между приобретаемой профессией и математикой, а также то, что для получения звания «квалифицированный рабочий» им необходимо иметь знания и практические навыки не только по производственному обучению, но и по математике. Успешно применяю карточки-задания, в которых указываю профессию, тему по спецпредмету, тему по геометрии. Такие карточки имеют большое воспитательное значение, так как при решении данной задачи учащиеся непосредственно видят связь между профессией и математикой. Примеры карточек Приложение 1 Слесарь по ремонту автомобиля Геометрия. Тема: Объём цилиндра Спецтехнология. Тема: Гидроусилитель рулевого управления Задача Определить ёмкость масляного бака насоса гидроусилителя автомобиля ЗИЛ – 130, если диаметр его 126 мм, а высота 140 мм Решение Слесарь по ремонту автомобиля Геометрия. Тема: Объём цилиндра Спецтехнология. Тема: Головка блока Задача На сколько увеличится объём камеры сгорания двигателя автомобиля ГАЗ – 53, если диаметр поршня 10 см, а ход поршня 9 см? Решение Слесарь - ремонтник Геометрия. Тема: Цилиндр. Боковая и полная поверхности цилиндра. Спецтехнология. Тема: Реакторы Задача Найти площадь поверхности, которую нужно очистить при ремонте реакционного котла цилиндрической формы, если длина котла 8 м, а диаметр 3,5м Решение С целью выработки самостоятельности и творческого подхода учащихся к изучению предмета уделяю большое внимание не только решению, но и процессу составления задач с практическим содержанием. Например, на повторительно-обобщающем уроке по теме «Объём многогранников» для устного решения учащимся предлагаю задачу, условие которой проецируется на экран с помощью мультимедийного проектора. (Вычисляют учащиеся с помощью микрокалькуляторов). Затем с помощью слайдов учащиеся знакомятся с типами автомобилей, самостоятельно записывают марки грузовых автомобилей ( ГАЗ - 53, ЗИЛ-130, МАЗ -500) и, используя справочную литературу, отвечают на вопрос , какой кузов более вместителен. Слесарь по ремонту автомобиля Геометрия. Тема: Объём параллелепипеда. Спецтехнология. Тема: Устройство кузовов Задача Размеры кузовов самосвалов МАЗ – 205 и ЗИЛ -130 соответственно равны (м): 6,07×2,64×2,44 6,72×2,39×2,18 Какой из них более вместителен? Решение Для проверки знания формул площадей поверхностей, объе¬мов многогранников и фигур вращения провожу небольшие по времени самостоятельные работы с применением перфокарт, со¬держащих названия различных деталей. Работа учащихся прове¬ряется с помощью контрольной карты. Такая форма работы вы¬зывает у учащихся живой интерес, помогает увидеть связь теоре¬тического материала с практикой. Карточка По какой формуле можно вычислить объём детали Ответы Поршневой палец πR²H πH/3 (R^2+r+Rr) ( 4)/3 πR³ 1/3 πR²H Конический роликоподшипник 4/3 πR³ πR²H 1/3 πR²H πH/3 (R^2+r+Rr) Подшипник πH/3 (R^2+r+Rr) 1/3 πR²H πR²H 4/3 πR³ Толкатель 1/3 πR²H 4/3 πR³ πH/3 (R^2+r+Rr) πR²H I II III IV Работа учащегося группы № В процессе решения задач с профессиональной направленностью формирую у учащихся представления о математическом моделировании. Объясняю учащимся, что любая задача с производственно – техническим содержанием требует для своего решения прежде всего перевода её на язык математики, т.е. должна быть построена математическая модель задачи, а затем уже в рамках этой модели используются те или иные методы решения. Математический результат решения (основа) должен быть интерпретирован в терминах первоначальной задачи. В процессе решения задачи подчёркиваю все эти моменты, подводя учащихся к выводу, что математика в большинстве случаев имеет дело с моделями реальных процессов и явлений и одной из её задач является построение таких моделей. На уроках производственного обучения в учебно-производственных мастерских учащиеся изготовляют стальные детали, на такие детали заполняем карточку, делаем эскиз детали, указываем её размеры . По данным размерам детали учащиеся находят площадь боковой и полной поверхности, объём детали. Деталь № 1 Деталь №1 Треугольная правильная призма а= 520 мм, Н=130 мм, Р_осн= S_осн= S_пол= S_бок= V = Н= 50 мм, R= 31 мм L = 60 мм S_осн= S_пол= S_бок= V = Такие карточки применяю для выполнения лабораторно – практических работ. Учащиеся получают контрольно измерительные инструменты, калькуляторы, стальные детали, описание лабораторно-практических работ, тетради для лабораторных работ, чертёжные принадлежности. При проведении первой практической работы по теме «Определение площади боковой поверхности призмы» учащимся выдаются описание работы, куда входит только одно задание – определить площадь боковой поверхности стальной детали, имеющей форму призмы. На это задание учащимся отвожу 20 минут. Перед выполнением лабораторно – практической работы 1 провожу фронтальный опрос, включая следующие вопросы: -Какой многогранник называется призмой? -Назовите основные элементы призмы. -Какие виды призм вы знаете? - Какая призма называется прямой и с помощью какого контрольно-измерительного инструмента можно проверить, является ли призма прямой? -Определите с помощью штангенциркуля, какой многоугольник лежит в основании стальной заготовки (имеющей форму призмы). -Назовите производственные детали, в конструкции которых имеется многогранник. Разъясняю цель работы – закрепление ранее изученного материала, отработка вычислительных навыков и навыков пользования измерительными инструментами, применение знаний и умений, полученных на уроках спецдисциплин и черчения, для решения геометрических задач. Затем учащиеся выполняют задания в соответствии с описание работы. При проведении лабораторно- практической работы 2 ставлю уже две задачи: первая –найти площадь полной поверхности детали; вторая – вычислить объём детали. Усложняю содержание и методику проведения лабораторно- практической работы 3. Увеличиваю и объём работы, выполняемой учащимися во время урока. На выполнение практической работы отвожу 20 минут, ввожу самостоятельную работу, применяю разнообразные формы работы контроля знаний, полученных учащимися по теме. Учащимся предлагаю следующее описание к лабораторно-практической работе 3. Описание хода работы 1 Определите вид многогранника (стальной детали) 2 Выполните чертёж детали в двух проекциях Задание первое Вычислите объём делами 3 С помощью штангенциркуля сделайте измерения 4 Полученные данные нанесите на чертёж Задание второе Определите массу стальной детали 5 Вычисления делайте с помощью микрокалькулятора 6 Приведите в порядок рабочее место Лабораторные работы являются логическим завершением целенаправленной совместной работы преподавателя и мастера по осуществлению межпредметных связей и профессиональной направленности обучения. Они играют определённую роль в подготовке квалифициронных рабочих, способных творчески использовать знания, умения и навыки в процессе трудовой деятельности и самостоятельной работы по приобретению новых знаний. Проводимая работа по осуществлению межпредметных связей и профессиональной направленности, выполнение лабораторно-практических работ позволяют повысить продуктивность урока математики, реализовать в обучении принцип связи теории и практики, что положительно влияет на качество знаний учащихся. | |
Просмотров: 2314 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|