Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
КГКП «Школа искусств №2» г. Караганда клуб ЮНЕСКО Ткаченко В.В., преподаватель общего фортепиано Развитие технических навыков учащихся на фортепиано Достижение исполнительского мастерства в первую очередь, связано с общим музыкальным развитием учащегося, с воспитанием художественного вкуса, с пониманием содержания исполняемых произведений и задач их интерпретаций. Исполнительское искусство требует, однако, и систематической работы над овладением необходимыми техническими навыками, как точность, быстрота и разнообразие движений, которыми должен овладевать учащийся. Разучивая только художественные произведения и не занимаясь технической работой, учащийся неминуемо будет отставать в овладении технической стороной исполнения. Методика преподавания игры на фортепиано включает в работу учащихся инструктивный материал (упражнения и этюды) для овладения различными типами фортепианной фактуры и подготовки к исполнению трудных мест в тех или иных произведениях. Таким образом, работа над этюдами и упражнениями рассматривается не только как техническое упражнение в узком смысле слова (т.е. как развитие беглости пальцев, ловкости движения рук и т.п.) но и как накопление исполнительского опыта, развитие определенных элементов исполнительского мастерства. С научной точки зрения всякое упражнение, связанное с движениями нашего тела, является результатом деятельности центральной нервной системы и должно рассматриваться как психо-физиологический процесс. Поэтому решающую роль во всяком упражнении играет цель, задание которое ставит перед собой исполнитель. От яркости представления о цели, от умения сосредоточить свое внимание и направить свою энергию на достижение этой цели зависит в огромной степени результат упражнения. Этот процесс представляет собой сложную цепь психо-физических явлений, необходимых для реализации поставленной задачи. Поэтому, каково бы ни было упражнение (будет ли это какая либо техническая фигура, отдельный пассаж или трудное место в произведении) процесс работы над ним должен заключаться первоначально в медленном проигрывании и попутном продумывании всех деталей текста. Процесс упражнения связан с постепенной автоматизацией многочисленных и разнообразных движений, которые необходимы для реализации задания. Разучивание любого произведения основано на процессе автоматизации движений, направлены х на исполнительское воплощение художественного замысла. И при игре технических упражнений или этюдов и при исполнении художественных произведений решающим моментом, как уже сказано, является четкое и яркое представление о цели, т.е. о характере и качестве звучания. Разумеется, от самого музыкального материала зависит и та конкретная цель, которую ставит перед собой исполнитель. В художественном произведении такой целью является раскрытие исполнительского воплощения его эмоционального содержания. В упражнениях же и в этюдах работа сводится к достижению возможно более совершенного технического и звукового качества. Доводя упражнение до определенной стадии. Необходимо в течении какого-то периода использовать его как уже освоенный тренировочный материал с тем, чтобы основательно закрепить в памяти и в физических ощущениях полученный навык. Если речь идет о каких-либо отдельных небольших упражнениях, то после такой стадии повторения можно перейти к новому более сложному заданию. Таким образом, упражнения мы рассматриваем, как накопление исполнительского опыта на определенных, наиболее типичных видах фортепианной фактуры. Так же, как спортсмен, учащийся должен вырабатывать в себе выдержку, ловкость, определенные физические качества, без которых немыслимо техническое мастерство. Одной из функций упражнений является физическая тренировка. Эта сторона упражнений имеет особенно существенное значение в тот период обучения, когда вырабатываются основы фортепианной техники, но и в дальнейшем на высокой стадии обучения, специальная техническая тренировка как систематическая «физкультура» несомненно полезна и способствует совершенствованию его технического мастерства. Выделенные функции и задачи упражнения позволяют прийти к выводу, что с первых же лет обучения крайне важно приучить ученика к систематической работе над упражнениями, привить ему желание совершенствоваться в техническом отношении для того, чтобы в дальнейшем легко и свободно осуществлять музыкально-художественные замыслы исполнения. Помимо систематических упражнений для развития технического мастерства и работы над отдельными упражнениями в связи с изучаемым произведением, в фортепиано-педагогической практике значительное место занимает и специальная работа над этюдами. Переходя к вопросу о работе над этюдами, следует отметить, что метод разучивания того или иного этюда тесно связан с самим материалом, т.е. с типом и строением этюда, а также зависит от степени подвинутости, возраста и индивидуальных особенностей ученика. Первой и непременной задачей педагога является тщательное объяснение ученику при выборе этюда самого задания. Педагог должен рассказать, какова основная цель данного этюда как материала для развития того или иного технического навыка, как построен этюд в смысле формы и развития материала, каков общий характер его звукового образа. Ученику необходимо дать ясный и четкий план работы над этюдом, указать как и в какой последовательности следует использовать те или иные приемы разучивания отдельных трудных мест или всего этюда в целом. Степень детализации таких предварительных объяснений зависит от подвинутости и развития ученика. Естественно, что с начинающими и мало подвинутыми учениками следует уделять этому предварительному этапу работы больше места, чем с более опытными учащимися. На первом году обучения надо не только самым тщательным образом пояснять задания, но и уделять время разбору этюда на уроке, тем упражнениям и приемам, которыми ученик должен будет в дальнейшем разучивать данный этюд. Наряду с этим педагог должен постепенно приучать ученика ко все более самостоятельной работе на основании полученного опыта. Весьма полезно, например, задавать с этой целью время от времени этюды, аналогичные по типу ранее выученным, указывая ученику, что данный этюд следует разучивать тем же способом. После предварительного ознакомления с этюдом и определения плана работы над ним, ученик должен прежде всего приступить к тщательному разучиванию нотного текста, проигрывая этюд в медленном темпе и соблюдая максимальную точность в выполнении нотной записи. С самых первых лет обучения следует приучать ученика к внимательному и точному чтению нот, соблюдению необходимой аппликатуры, выполнению всех авторских указаний. Проигрывая медленно этюд, ученик должен попутно обдумывать его строение, детали текста, аппликатуру. Когда этюд уже хорошо разобран, следует приступить к разучиванию его на память. Полезно использовать совет А.Б. Гольденвейзера не играть этюд или пьесу целиком, а разделив его на отдельные эпизоды разучивать по небольшим отрывкам. Работая таким образом, ученик легко может в несколько дней запомнить этюд, даже не обладая исключительно хорошей памятью. Работая над отдельными фразами, ученик должен учить их не только двумя руками вместе, но и отдельно каждой рукой. Изучение партии каждой рукой отдельно закрепляет в памяти нотный текст и дает возможность правильно наладить движения, обеспечить нужный характер звучания. Когда ученик уже может сыграть разучиваемый этюд в медленном темпе на память, следует порекомендовать обратить внимание на динамическую сторону исполнения. Перед тем, как пробовать играть этюд в быстром темпе, ученик должен хорошо усвоить и знать на память музыкальный текст, добиться уверенного исполнения этюда не только в медленном, но и в среднем, достаточно подвижном темпе. Педагогическая практика убеждает в необходимости, начиная с первых лет обучения игре на фортепиано, уделять внимание систематической работе над этюдами. Эта работа не может ограничиваться только элементарными задачами выполнения нотного текста и технически чистой игры в быстром темпе. К каждому этюду педагог должен подходить с такой же требовательностью, как и к художественному произведению в отношении нюансировки и качества звука, фразировки и общего характера этюда в целом. Любой этюд имеет определенный звуковой образ и характер звучания (легкий, изящный, волевой и стремительный, лирический и певучий или, наоборот спокойный и плавный в своем движении и т.д.) Определить и разъяснить ученику характер этюда и добиться соответствующего его исполнения и является задачей педагога. Именно такого рода тщательная работа над этюдами и приносит пользу, подготавливая ученика к более сложным задачам исполнения художественных произведений. | |
Просмотров: 1358 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|