Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
Согласно концепции развития профильного обучения в Республике Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании», Государственной программой развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы предусматривается внедрение на уровне среднего образования профильного обучения учащихся старших классов. Профильное обучение рассматривается одним из инструментов повышения качества образования, реализации актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства. В соответствии с ГОСО 2.003-2002 профильное обучение в 10-11 классах реализуется по общественно-гуманитарному и естественно-математическому направлениям. Предполагается, что таким образом организуемое профильное обучение станет основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования. Профильное обучение дает возможность получения общего среднего образования в организациях технического и профессионального, послесреднего образования. Основная цель образовательного процесса – завершение общеобразовательной подготовки обучающихся 1-2 курсов через освоение программ предметов инвариантной части учебного плана Государственного общеобязательного стандарта Республики Казахстан общего среднего образования, а также освоение программ профессионального образования, направленных на подготовку квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда по основным направлениям общественно-полезной профессиональной деятельности. В настоящее время в системе отечественного образования происходит достаточно много изменений, которые находят отражение в приказе Министра образования и науки Республики Казахстан от 11 сентября 2013 года № 369. «Основными задачами организации технического и профессионального, послесреднего образования являются: 1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленных на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики; 2) обеспечение профессиональной ориентационной работы с обучающимися; 3) обеспечение взаимосвязи между теоретическим и производственным обучением в соответствии с потребностями рынка труда; 4) внедрение новых технологий обучения, способствующих своевременной адаптации профессионального образования к изменяющимся потребностям общества и рынка труда; 5) интеграция образовательных программ по техническому и профессиональному, послесреднему образованию с производством» Реализация этих задач требует перехода на качественно новую форму организации образования, которая ставит студентов в позицию первооткрывателя, искателя истины. Важнейшей задачей становится развитие практических умений, которые ориентированы на профессиональную деятельность студентов. В системе работы по восприятию и усвоению нового материала студентами широкое применение находит метод лабораторно-практических работ. Лабораторно-практическая работа - это метод обучения, при котором студенты под руководством преподавателя или мастера производственного обучения и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе воспринимают и осмысливают новый учебный материал. Проведение таких занятий позволит им научиться творить, изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, уметь принимать решения, формулировать интересы и осознать возможности. Непосредственное участие в подготовке подрастающего поколения к трудовой творческой деятельности принимает мастер производственного обучения. Мастер должен быть для студента не столько наставником, сколько партнером, помогающим в реализации целей деятельности студента, в организации эксперимента, в создании условий для проявления активности и творчества учащегося. Поэтому мастер производственного обучения должен быть в одинаковой степени и профессионалом и гражданином, а главное пытливым, ищущим исследователем, способным нестандартно мыслить, аргументировать результаты исследований и не считать их последней истиной. Чтобы быть квалифицированным специалистом, обучающим своей специальности других, нужно постоянно работать над собой, хорошо знать свой предмет и его перспективы, уметь ответить студентам на самые разнообразные вопросы, которые их волнуют. Поэтому все действия необходимо направлять на овладение глубоких знаний, умений и навыков, профессиональная значимость которых необходима для их успешной трудовой деятельности в недалеком будущем. Правильная организация и проведение урока производственного обучения предоставляет возможность активного включения каждого студента в производственную деятельность и создает условия для сотрудничества друг с другом и с мастером производственного обучения. Распространенная ситуация: отличный инженер, опытный технолог, грамотный мастер оказываются перед необходимостью провести лабораторно-практическое занятие. На первый взгляд, кажется, что может быть легче: обучить студентов тому, что является твоей ежедневной работой, что знаешь, как свои пять пальцев? Однако уже первый опыт выступления в качестве преподавателя неожиданно демонстрирует, что быть прекрасным специалистом, знатоком своего дела и уметь передать свои знания другому – совсем не одно и то же. Согласно Государственного общеобязательного стандарта образования Республики Казахстан: «Образование как ведущий фактор прогресса общества и стратегический ресурс развития нашей страны призван выполнять новую миссию. В условиях изменяющегося мира усиливается ценностная значимость среднего образования как базового звена системы непрерывного образовании. Образование призвано не только передавать накопленный социальный опыт подрастающему поколению, но и обеспечить условия для созидания человеком самого себя, для усиления вклада его в развитие человеческого потенциала. На уровне общего среднего образования обеспечивается профессиональная ориентация обучающихся на основе дифференциации и интеграции содержания образования, путем организации профильного обучения в рамках общественно-гуманитарного, естественно-математического и технологического направлений. Обучающимся предоставлено право выбора уровня, формы и способа обучения, индивидуальных творческих программ в соответствии с интересами, способностями и проектируемыми профессиями. Выпускник уровня общего среднего образования овладевает систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке, видами познавательной и коммуникативной деятельности, необходимыми для обучения на последующем уровне образования. Овладение обучающимися предметными знаниями и компетенциями в рамках выбранного направления профильного обучения становится основой для социального и профессионального самоопределения». Важнейшим условием профессионального воспитания молодой смены рабочего класса является диалектическое единство процесса обучения и воспитания, обеспечение тесной связи профессионального обучения с жизнью и практикой. Существует огромное количество форм и методов обучения: Теоретическое обучение осуществляется преподавателями специальных дисциплин по действующим программам и учебным планам. Оно отличается последовательностью и целенаправленностью. Лабораторные занятия являются формой аудиторной учебной работы студента, в процессе которой выполняется конкретное учебное задание по изучаемой дисциплине, имеющее экспериментальную, прикладную или научно-исследовательскую направленность. Лабораторные занятия служат связующим звеном между теоретической подготовкой студента и основами практической деятельности; они интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Направленные на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. Успешное решение задач по обучению, воспитанию и развитию будущих квалифицированных рабочих и специалистов в профессиональных учебных заведениях в решающей степени зависит от педагогов - преподавателей и мастеров производственного обучения, их профессиональной и педагогической квалификации. Мастер производственного обучения - это особая фигура в педагогическом коллективе профессионального учебного заведения, многообразны и сложны его задачи и служебные обязанности. Мастер производственного обучения - это основной учитель профессии, организатор внеклассной воспитательной работы и жизнедеятельности ученического коллектива закрепленной за ним учебной группы, наставник молодежи, юношей и девушек, вступающих в трудовую жизнь. Важнейшим требованием к мастеру производственного обучения как к учителю профессии является его профессионализм. Реальные знания и умения, производственный и жизненный опыт может передать своим воспитанникам только тот мастер, который сам в совершенстве владеет профессиональным мастерством. Влияние мастера только тогда будет эффективным, когда учащиеся будут чувствовать, что их учит настоящий профессионал своего дела. Мастер для учащихся - это прежде всего представитель избранной профессии, образец для подражания. С его мастерством они всегда сравнивают свои успехи, усилия в освоении профессии. И очень важно, чтобы мастер был в этом смысле настоящим образцом. В связи с профессиональным мастерством мастера уместно привести образное высказывание А.С. Макаренко: «Вы можете быть с ним сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, можете даже не замечать их, если они торчат у вас под рукой, можете даже безразлично относиться к их симпатии, но если вы блещете работой, знанием, удачей, то ... не оглядывайтесь: все они на вашей стороне, и они не выдадут. Все равно, в чем проявляются ваши способности, все равно, кто вы такой - столяр, агроном, кузнец, учитель, машинист». Мастер производственного обучения Драбинская Олеся Викторовна Источник: http://Стратегия "Казахстан 2020", Стратегия "Казахстан 2050", | |
Просмотров: 900 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|