Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей компетентного выбора ими жизненного пути. В соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Концепция образовательной области «Технология» предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения и в первую очередь метода проектов. Проектный метод в образовании рассматривается как некая альтернатива классно- урочной системы. Современный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и одновременно формирования определённых личностных качеств учащихся. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Проект включает следующие основные компоненты: - - определение потребностей: учащиеся самостоятельно или совместно с учителем выявляют актуальную проблему, требующую разрешения; - написание краткой формулировки задачи: определяется цель проекта и в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия; - проведение исследований и анализ их результатов: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования; - разработка требований к проектируемому изделию: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным; - выработка первоначальных идей: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями; - выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование, разработка технологии изготовления, экономические расчеты, экологическая оценка); - планирование и изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия; - проверка изделия и оценка результатов проекта: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования. Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Навыки работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов. Выполняемые школьниками проекты можно условно разделить на виды, используя следующие критерии . Виды проектов учащихся . 1) По содержанию проекта: Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета); Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов); Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу) 2) Включенность проектов в учебные планы : Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения) Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала); 3) Продолжительность выполнения проекта : Мини-проекты, (несколько недель); Средней продолжительности (несколько месяцев); Долгосрочные (в течение года) 4) Количество участников проекта : Коллективные, индивидуальные, групповые. Требования к ученическому проекту. Учебный проект – это итоговая самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством педагогов. Основная цель проектов – контроль знаний и умений учащихся, содействия их к творческому развитию и оформлению у них системы интеллектуальных обще трудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях . В результате выполнения проектов у учащихся воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно принимать решение, ответственность, коммуникабельность, изобретательность , формируются положительные потребности и интересы, что способствует их самоопределению и самореализации . Тематика учебных проектов определяется содержанием обучения. Выбранная учащимся тема утверждается учителем технологии, исходя из интересов школы и возможностей ученика. Проекты могут выполнятся индивидуально , в группе и коллективно. При выполнении групповых и коллективных проектов учителю необходимо распределить обязанности между учащимися и определить ответственность каждого за выполнение проекта в целом. Организация обучения по методу проектов предполагает превращение учащегося в субъект трудовой деятельности, каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива. При этом учитель не противостоит учащимся, а выступает в качестве партнера. Работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Все это способствует самоопределению, самореализации личности учащихся, позволяет им подойти к осознанному выбору профессии. | |
Просмотров: 1359 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|