Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

Использование проектирования в образовательной области "Технология".
В современном мире образование рассматривается как процесс, направленный на саморазвитие личности учащихся, расширение возможностей компетентного выбора ими жизненного пути. В соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Концепция образовательной области «Технология» предусматривает обязательное использование, наряду с традиционными, методов развивающего обучения и в первую очередь метода проектов.
Проектный метод в образовании рассматривается как некая альтернатива классно- урочной системы. Современный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и одновременно формирования определённых личностных качеств учащихся. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного освоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Проект включает следующие основные компоненты: - - определение потребностей: учащиеся самостоятельно или совместно с учителем выявляют актуальную проблему, требующую разрешения;
- написание краткой формулировки задачи: определяется цель проекта и в краткой форме записывается задание по разработке и изготовлению изделия;
- проведение исследований и анализ их результатов: исследуются потребности человека (или группы людей), которому предназначено разрабатываемое изделие, аналоги, имеющиеся на рынке, технологии производства в промышленности, возможный способ производства в школьных условиях, доступность материалов и оборудования;
- разработка требований к проектируемому изделию: составляется детальный перечень критериев, которым должно соответствовать разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным;
- выработка первоначальных идей: учащиеся вырабатывают идеи по разрешению обозначенной проблемы, выполняют рисунки, эскизы и сопровождают их своими комментариями;
- выбор и проработка лучшей идеи: представленные идеи оцениваются по отношению к критериям, указанным в требованиях и выбирается лучшая, которая детально прорабатывается (проводится конструирование и моделирование, разработка технологии изготовления, экономические расчеты, экологическая оценка);
- планирование и изготовление изделия: учащиеся планируют процесс изготовления, приобретают необходимые умения работы с материалами и изготавливают разработанные изделия;
- проверка изделия и оценка результатов проекта: учащиеся проводят испытания, оценку изделия по отношению к выработанным требованиям и самооценку всего процесса проектирования.
Выполняя творческие проекты, учащиеся овладевают основами проектирования, технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а также интегрировать их. Навыки работы с материалами, инструментами, информацией учащиеся получают по мере реализации той или иной идеи в процессе выполнения различных проектов.
Выполняемые школьниками проекты можно условно разделить на виды, используя следующие критерии .
Виды проектов учащихся .
1) По содержанию проекта:
Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета);
Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких предметов);
Надпредметные (выполняются на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу)
2) Включенность проектов в учебные планы :
Текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения)
Итоговые (по результатам выполнения проекта оценивается освоение учащимися определенного учебного материала);
3) Продолжительность выполнения проекта :
Мини-проекты, (несколько недель);
Средней продолжительности (несколько месяцев);
Долгосрочные (в течение года)
4) Количество участников проекта :
Коллективные, индивидуальные, групповые.
Требования к ученическому проекту.
Учебный проект – это итоговая самостоятельная работа учащихся, выполненная под руководством педагогов. Основная цель проектов – контроль знаний и умений учащихся, содействия их к творческому развитию и оформлению у них системы интеллектуальных обще трудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях . В результате выполнения проектов у учащихся воспитывается трудолюбие, способность самостоятельно принимать решение, ответственность, коммуникабельность, изобретательность , формируются положительные потребности и интересы, что способствует их самоопределению и самореализации . Тематика учебных проектов определяется содержанием обучения. Выбранная учащимся тема утверждается учителем технологии, исходя из интересов школы и возможностей ученика. Проекты могут выполнятся индивидуально , в группе и коллективно. При выполнении групповых и коллективных проектов учителю необходимо распределить обязанности между учащимися и определить ответственность каждого за выполнение проекта в целом.
Организация обучения по методу проектов предполагает превращение учащегося в субъект трудовой деятельности, каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива. При этом учитель не противостоит учащимся, а выступает в качестве партнера. Работа над проектами в творческом коллективе дает возможность учащимся объединиться по интересам, обеспечивать для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения, воспитывает обязательность выполнения заданий в намеченные сроки, взаимопомощь в работе, тщательность и добросовестность. Все это способствует самоопределению, самореализации личности учащихся, позволяет им подойти к осознанному выбору профессии.
Категория: Профильное обучение | Добавил: LENOK (2010-02-07) | Автор: Коломеец С. Я. E
Просмотров: 1321 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-04-15, 1:55 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [875]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru