Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
Пути формирования профессиональных интересов у подростков с нарушениями слуха. Важным направлением учебно – воспитательной и коррекционной работы школ является подготовка школьников к будущей профессиональной деятельности. Активная работа в области профессионального образования, которая проводится специальными школами, позволяет достигать высоких результатов по интеграции слабослышащих подростков в социокультурную среду на основе реализации оптимальных моделей интеграции. Одним из важных факторов успешной деятельности в этом направлении является правильный выбор будущей профессии и профессиональной реабилитации. Современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке молодёжи. Молодые люди с проблемами слуха не всегда могут адаптироваться к новым экономическим условиям. Профориентационная работа должна быть составной частью всей воспитательно – образовательной работы в специальных (коррекционных) школах. Профориентацию можно определить как систему научно – обоснованных мероприятий, направленных на подготовку молодёжи к выбору профессии (с учётом особенностей личности, потребностей народного хозяйства в кадрах), на оказание помощи молодёжи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве. В школе для детей с нарушениями слуха среди таких мероприятий наиболее важными являются: - сообщение учащимся сведений о разных профессиях, их особенностях в процессе прохождения общеобразовательных, политехнических и трудовых дисциплин и в процессе внеурочной деятельности, а также через средства массовой информации; - воспитание устойчивых, глубоких интересов к той или иной профессии с учётом склонностей самого слабослышащего ребёнка. В условиях изменения экономической, политической, социально – культурной ситуации в стране необходимо учитывать новое понимание содержания проблемы выбора профессии. С переходом к рыночной экономике, с развитием науки и техники появляются новые профессии, которые не имеют ещё корней в профессиональной культуре нашего общества и зачастую не предусмотрены обучающими программами по трудовой и профессиональной подготовке в специальной школе для лиц с нарушениями слуха. Отсюда неизбежный болезненный процесс ломки стереотипов традиционных форм профессионализации. А между тем система общих ориентиров в общественном и индивидуальном сознании людей играет немаловажную роль в реализации личностного самоопределения и положения подростка с нарушенным слухом в обществе. Выбор профессионального пути связан с выбором реальных жизненных ценностей, основанных на профессиональной мотивации и прфессиональных интересах подростков. Со временем профессиональные интересы могут стать ведущими мотивами профессиональной деятельности. Одним из основных источников возникновения интересов, в том числе и профессиональных, является обучение, воспитание и социальное окружение подростка. «Выявление стойких стержневых интересов и целенаправленное формирование их – одно из основных направлений в работе по профориентации слабослышащих подростков». В нашу школу постоянно приходят студенты с ПТШ «Болашак», в основном это наши выпускники, чтобы сделать причёски нашим учащимся. Они живой пример того, что могут быть парикмахерами и наши учащиеся, окончив школу, могут поступать учиться в ПТШ «Болашак», где приобретают профессию: парикмахер, повар – кондитер, дизайнер. Также в классе я провожу занятия на тему: «Профориентация» «Хочу – могу - надо»,Классный час по теме «Путешествие в мир профессий» и т.д. Я провожу очень много экскурсий с учащимися моего класса. Мы посещали парикмахерскую, где наблюдали за работой женского и мужского мастеров, также мы ходили в магазин, аптеку, кафе, почтовое отделение, где учащиеся с большим интересом наблюдали за работой всех сотрудников. Пробуждение устойчивого интереса к избранной профессии у слабослышащих определяет их жизненные перспективы и стимулирует учебную и трудовую деятельность. Знаменитые психологи Л.С.Выготский, Д.Б. Эльконин и другие указывают, что психологическое сопровождение выбора профессии должно строиться на нормах и законах психического развития человека. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским возрастами. Основные потребности подросткового возраста заключаются в самоутверждении и общении со сверстниками, в просоциальной деятельности, которая определяется желанием подростка занять определённое место в социуме, оценить самого себя в системе «я и моё участие в жизни общества». В этот период формируется устойчивый определённый круг интересов, который является психологической базой ценностных ориентаций подростка. Можно выделить две основные проблемы, связанные с профессиональным самоопределением слабослышащих: - несформированность профессиональных намерений. Подростки с нарушениями слуха часто руковоствуются мотивами, не соотвествующими как личным возможностям, так и потребностям общества; - современный уровень профессиональной подготовки слабослышащих не отвечает требованиям, которые предъявляет им общество. Важно научить детей и подростков на каждом новом отрезке их жизни решать самим свои проблемы. Это умение пригодится во взрослой жизни, поможет занять достойное и стабильное положение в обществе. Поэтому мы и должны научить слабослышащего ребёнка жить в системе человеческих отношений, организовать в процессе учебно – воспитательной деятельности психологическую помощь слабослышащему ученику таким образом, чтобы тот сам мог влиять на процесс развития своей личности. Судьбы выпускников КГУ «Школа – интернат для слабослышащих детей» являются итогом нашей работы. Многие из них успешно продолжают учёбу в колледжах Семей, Алматы. Слабослышащие учащиеся хорошо адаптировались в учебных заведениях и осваивают учебную программу. Создавая благоприятные условия для постепенной, мягкой интеграции наших выпускников, помогая выбрать и освоить профессию, которая имеет спрос на рынке труда, способствуя интеллектуальному развитию и получению прочих знаний, школа решает очень важную государственную проблему: «Социальная адаптация слабослышащих выпускников». Байжакова Бибиля – Акмарал – выпускница колледжа сервиса г. Алматы, швея – декоратор фирмы «Сымбат», Исаева Ирина – закончила юридический колледж и Восточно – Казахстанский Университет г. Усть – Каменогорска, Амренов Ернат – выпускник Новосибирского института социальной реабилитации, стипендиат Президентской программы «Блашак», Касымбетова Алина – закончила Бизнес колледж, специальность «Страховой агент», Кабдулкак Назерке – Бизнес колледж, специальность «Бух. Учёт и аудит» и т. д. КГУ «Школа – интернат №4 для слабослышащих детей» г. Семей Воспитатель II категории Ильяшева Г.Н. | |
Просмотров: 1215 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|