Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ С НАЧИНАЮЩИМИ ДУХОВИКАМИ Наумов Г.Н. «Специализированная музыкальная школа-интернат», г. Караганда Начальное обучение игре на духовых инструментах, являясь частью общего процесса профессионального обучения, имеет своей основной задачей заложить прочный музыкальный фундамент, на котором должно базироваться дальнейшее развитие учащихся. На этом этапе учащиеся должны приобщаться к музыкальной культуре, ознакомиться с лучшими её образцами, получить основы правильного восприятия музыки. Одновременно с этим, период начального обучения очень важен в воспитательном отношении. Всё это накладывает большую ответственность на педагога, требует от него хороших знаний и опыта в проведении занятий с начинающими музыкантами. После проверки и уяснения общих музыкальных и физических данных ученика, педагог может приступить непосредственно к обучению игре на духовых инструментах. На первом уроке возникает необходимость познакомить учащегося с инструментом, на котором ему предстоит заниматься. Делать это рекомендуется следующим образом. Вначале педагог должен сообщить учащемуся сведения о данном инструменте (например, название частей, устройство и т.п.) которые должны быть очень краткими и излагаться в доступной форме. Затем очень важно научить учащегося правильному обращению с инструментом. Необходимо показать, как собрать и разобрать его, как уложить в футляр, как правильно хранить и т.п. Предварительное ознакомление учащегося с инструментом целесообразно закончить практическим показом различных исполнительских приёмов, осуществляемым педагогом. Живое звучание инструмента, умелая демонстрация его звуковых и технических возможностей важны в том отношении, что они способствуют поднятию интереса учащегося к занятиям, пробуждают у него естественное стремление быстрее научиться хорошо играть. После этого педагог должен показать ученику, как следует правильно держать инструмент при игре. Объяснение правил постановки должно быть ясным и убедительным, чтобы учащийся знал, почему необходимо держать инструмент так, а не иначе. Ознакомившись с инструментом и основными правилами постановки, ученик может приступать к наиболее важному и сложному моменту начальных занятий – извлечению первых звуков. Иногда возникает вопрос: с каких звуков следует начинать? Практика показывает, что начинать обучение игре лучше всего с наиболее лёгких и доступных звуков. К последним относятся преимущественно те, которые лежат в среднем регистре данного инструмента и связаны наиболее простой и удобной аппликатурой (например, натуральные звуки для медных духовых инструментов, звуки с максимально открытой аппликатурой у деревянных инструментов.) Так, для блокфлейты наиболее доступным для извлечения будет звук си первой октавы, для гобоя, также, си первой октавы, для кларнета соль первой октавы, для фагота до первой октавы, для валторны до и ми первой октавы (в строе F), для тромбона си-бемоль и фа малой октавы. Приступая к извлечению первых звуков в инструменте, учащийся должен сосредоточить своё внимание в основном на достижении чёткой и ясной атаки звука языком. Из практики известно, что начинающему далеко не сразу удаётся хорошее воспроизведение первых звуков. Обычно эти звуки извлекаются с трудом, сопровождаются «шипом» и отличаются крайне не устойчивой интонацией. Всё это в какой-то степени закономерно, ибо нельзя забывать, что начинающий музыкант испытывает ряд неизбежных затруднений, вызываемых непривычным положением инструмента в руках, необходимостью согласовывать выдох с работой губ и языка. Вот почему не следует спешить с изучением аппликатуры (как это делают некоторые неопытные педагоги) до тех пор, пока учащийся не научится правильно извлекать продолжительные начальные звуки. На самых первых уроках воспроизведение их должно вестись без нот, поскольку последние будут лишь отвлекать внимание учащихся, и создавать дополнительные трудности. К изучению нотной записи тех звуков, которые извлекает учащийся, целесообразно переходить после нескольких занятий, когда ученик привыкнет к инструменту и овладеет первыми навыками игры. При объяснении длительности звуков в качестве простейшей единицы для её измерения рекомендуется брать четверть, а не целую ноту, как это нередко делают педагоги. Начинать ознакомление с простейшими элементами метроритма лучше всего с объяснения счёта на две четверти, три четверти и четыре четверти Изучение аппликатуры должно происходить постепенно в строго определённой последовательности. На деревянных духовых инструментах вначале изучается аппликатура простейших гамм, характеризующаяся последовательным накрыванием и открыванием основных звуковых отверстий. Для флейты, гобоя и кларнета это будут звуки соль мажорной гаммы, а для фагота – до мажорной. При обучении игре на всех духовых инструментах очень важно, чтобы тренировочный материал для усвоения простейших исполнительских навыков (правильной постановки, начального звукоизвлечения, освоения аппликатуры и т.п.) не был чрезмерно обширным и сухим. Нечто не приносит большего вреда делу обучения, чем появление скуки и равнодушия у начинающего музыканта вследствие перенасыщения занятий техническими упражнениями. Необходимо как можно раньше включить в работу художественный материал. Как только учащийся научится уверенно извлекать звуки и овладеет начальным диапазоном (например, в пределах одной октавы), он может и должен приступить к разучиванию небольших песен, танцев и лёгких пьесок, мелодии которых доступны для восприятия и запоминания. Этот несложный материал будет способствовать одновременному развитию у учащихся и первых технических навыков, и начального музыкального мышления. Выбирая те или иные произведения (этюды, пьесы), для своего ученика, педагог должен учитывать, по меньшей мере, три важнейших момента: а) конкретные задачи данного этапа обучения; б) степень музыкального развития учащегося; в) уровень его технической подготовки. Иначе говоря, исполнительские задачи, которые надлежит решить учащемуся в процессе занятий, должны соответствовать его возможностям. Только в этом случае учащийся овладеет основами техники игры и будет успешно двигаться вперёд. В работе с начинающими музыкантами важное значение приобретает правильная организация занятий, в частности: а) овладевание навыками работы над звуком; б) овладевание элементарными техническими навыками; в) развитие навыков художественного восприятия, воспроизведение музыки. Систематическая работа над звуком должна начинаться с первых шагов обучения на инструменте. Вначале перед учащимся должны ставиться простейшие задачи, например: достижение чистого и устойчивого звучания отдельных звуков, ощущение перехода от звука к звуку, восприятие логической связи между звуками в простейших мелодических оборотах. Очень важно научить учащегося постоянно слушать себя, представлять и контролировать звуковой результат, связывать его с соответствующими исполнительскими движениями. Для выработки красивого и выразительного звука на духовых инструментах важное значение имеет систематическое исполнение продолжительных звуков и произведений в медленном движении (кантилены). Оба вида указанных произведений и упражнений чрезвычайно важны для начинающего музыканта в том отношении, что они укрепляют губной аппарат, развивают исполнительское дыхание и способствуют выработке полного, красивого звука с устойчивой интонацией. В практике игры на духовых инструментах, огромное значение имеет овладевание техническими навыками, к числу таких навыков следует относить: исполнительское дыхание, специфическую работу губного аппарата, подвижность языка, быстроту и согласованность движений пальцев. Поскольку все элементы техники находятся в тесной взаимосвязи, их развитие должно происходить одновременно, без чрезмерного увлечения одним видом техники в ущерб другому. Важнейшее значение в работе с начинающими музыкантами имеет развитие навыков художественного воспроизведения музыки. Педагог, ведущий занятия с начинающими, должен привить учащимся любовь к музыке и к избранной профессии, обязан научить их внимательно слушать музыку, различать её характер, определять музыкальные образы и настроения. Дети должны научиться внимательно вслушиваться в свою игру, для того чтобы сделать исполнение наиболее осмысленным и выразительным. Особенно важно, чтобы у них было развито чувство фразы, чтобы они сознательно определяли её начало, направленность движения и конец. Прививая учащимся навыки сознательного восприятия и воспроизведения музыки, педагог должен постоянно добиваться от них точности и грамотности исполнения. Из практики работы с начинающими музыкантами известно, что точность и осмысленность исполнения даётся им не легко. Особенно много недостатков бывает связано с ритмом и фразировкой. Начинающие музыканты нередко искажают ритмические рисунки, не додерживают продолжительные звуки, не считают паузы и т.п. Избавиться от всех этих недостатков можно лишь тогда, когда учащийся научится постоянно контролировать себя, вслушиваться в собственную игру. Особенно полезно петь музыкальные фразы, предварительно представив их звучание. Все эти признаки культуры исполнения должны быть освоены на первых годах обучения, тогда в дальнейшем они станут естественной и необходимой привычкой. Основной формой накопления знаний в начальный период обучения являются занятия под руководством педагога, проходящие в виде систематических уроков. На уроке учащийся получает новые знания, закрепляет уже приобретённые навыки, воспитывает в себе волю и целеустремлённость, учится работать и т.п. Правильно организованный урок всегда поднимает у учащихся интерес к занятиям и способствует достижению наилучших практических результатов. В первой части урока учащийся отчитывается перед педагогом о выполнении полученных от него учебных заданий, т.е. показывает результат своей самостоятельной работы. Повторение является важным моментом обучения. Во второй части урока сообщаются новые знания. Это - центральный момент каждого занятия, ибо без получения и усвоения суммы знаний учащийся не сможет двигаться вперёд. Очень важно, чтобы при изложении нового материала была связь с тем, что уже пройдено учащимся. Такой метод позволяет наиболее активно осваивать изучаемый материал. Последняя часть урока должна быть отведена для определения учебных занятий. Педагог обязан разъяснить смысл учебного задания; раскрыть его основное содержание, а главное – указать, как, в каком порядке надлежит самостоятельно работать. Таким образом, цель каждого урока заключается в том, чтобы подвести краткий итог предшествующей работы учащихся и дать им необходимый материал для последующих занятий. Сообщая на уроке новые знания и навыки, педагог обязан настойчиво добиваться их усвоения и закрепления. Учащиеся должны ясно различать как итоговые цели своей работы над тем или иным учебным материалом, так и ближайшие, конкретные задачи. С работой учащегося на уроке тесно связана организация его самостоятельных, домашних занятий. Она начинается с определения учебных заданий, которые даёт педагог учащемуся в конце каждого урока. При постановке учебных задач для самостоятельной работы педагог должен добиваться того, чтобы учащийся знал над чем и как ему работать. Педагогу необходимо контролировать систематичность самостоятельных занятий учащегося. Регулярная домашняя работа, разумно организованная и неукоснительно соблюдаемая с самых первых шагов будущего музыканта, должна стать законом его жизни. Она поможет избежать многих неприятных остановок на творческом пути, будет надежной опорой в дальнейшей профессиональной деятельности. Как бы детально ни было изложено руководство по методике, оно способно дать только общие педагогические положения и не может служить рецептом во всех случаях обучения и исполнительской практики. Контингент учащихся крайне неоднороден, жизнь сталкивает преподавателя с учениками различного уровня и нужно обладать большой гибкостью, профессиональным умением, чтобы найти подход к каждому из них. Именно здесь и лежит залог успеха. Никакая теоретическая схема не может заменить живого, конкретного слова педагога, учитывающего и степень одаренности и особенности характера учащегося. Список используемой литературы: 1. Диков Б.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. – М., 1962. 2. Федотов А.А. Методика обучения игре на духовых инструментах. – М.: Музыка, 1975. 3. Узбеков Т.М. Методика обучения игре на духовых инструментах. – Алма-Ата, 1976. 4. Усов А.И. Вопросы теории и практики игры на валторне. – М.: Музыка, 1965. 5. Усов Ю.А. Методика обучения игре на трубе. – М.: Музыка, 1984. 6. Данскер И.М. Обучение гобоистов в детских музыкальных школах и училищах. – Ленинград: Музыка, 1968. | |
Просмотров: 1220 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|