Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к предмету «Технология». Я хочу поделиться опытом своей работы по проведению интегрированных уроков с учащимися по предмету «Технология». В целях повышения эффективности преподавания многих дисциплин, их воспитательной значимости, большое значение имеет значение межпредметных связей, то есть введение интегрированных уроков , где в одном уроке объединяются 2 – 3 предмета. Интеграция – это объединение, слияние в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области. Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. Я очень заинтересовалась данной проблемой. У меня возникла мысль, а смогу ли я сама проводить такие уроки? Они ведь большие, сложные, объемные, требуют определенной подготовки учителя и учащихся. Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы программы можно и нужно интегрировать. И я решила попробовать, еще раз пересмотрела программу, разделы и темы, проанализировала их и решила, что буду проводить интегрированный урок по теме: «Цветовое оформление интерьера комнаты». Урок был построен как обобщающий и объединял такие предметы как «Информатика», «ИЗО», «Геометрия». Практикой доказано, что цветовое оформление интерьера комнаты в сочетании с работой на компьютере наиболее благоприятно. У учащихся развивается образное мышление и воображение, воспитываются эстетические чувства, расширяется кругозор, обогащаются знания учащихся. Такие уроки очень нравятся учащимся, на нем они смогли реализовать свои возможности не только в области технологии, но и информатики. Это интересный, необычный, познавательный урок. Предлагаю конспект интегрированного урока. Тема: «Цветовое оформление интерьера комнаты» (обобщающий урок) Цели: соединить четыре предмета в одном уроке, что поможет учащимся лучше закрепить свои знания по теме; сформировать навыки правильного цветового оформления интерьера комнаты; развивать мышление (сравнивать, анализировать, делать выводы); развитие навыков дизайна, координации и точности движений при работе с цветами в графическом редакторе; воспитывать эстетический вкус. Тип урока: интегрированный урок обобщающего повторения. Методы обучения: частично – поисковый, проблемный, демонстрация. Ф.О.П.Д. учащихся: индивидуальная. Средства обучения: компьютер, карточки с заданиями, репродукции. Интеграция: технология, информатика, ИЗО, геометрия. Ход занятия I. Организационно – подготовительный этап: - приветствие - проверка явки учащихся - постановка цели II. Проверка воспроизводства опорных знаний учащихся. Дать ответ на вопросы (индивидуально с использованием репродукций). Слайд №1 Репродукции «Времен года» 1. Что такое теория времен года? Ответ учащегося. Умелому обращению с красками и формами можно научиться, и лучший учитель – природа. Изо дня в день она совершенно бесплатно показывает нам, как нужно гармонично комбинировать цвета – во всех мысленных оттенках и в любое время года. Поскольку человек с незапамятных времен живет посреди этой гармонии, она радует нас больше, чем любые другие цветовые эффекты. Это почти всегда происходит неосознанно. Но если мы хотим научиться правильному обращению с красками, надо сознательно и пристально вглядываться в цветовые композиции времен года. Цветовой облик природы меняется в зависимости от времен года. Но все равно типичные краски одного сезона всегда подходят друг другу. Потому что в каждом сезоне доминирует какой-нибудь основной цвет. Весной это желтый, летом голубой, осенью красный, зимой снова голубой. Каждый из этих основных цветов задает тон картине. Слайд №2 2. Какую Вы знаете поговорку про цвета с детства? Ответ учащегося. Каждый охотник желает знать где сидит фазан. Слайд №3 Цветовое решение интерьера. 3. Как цвет воздействует на человека? Цвет обладает свойствами психологического воздействия на человека. Цвета условно разделены на теплые и холодные и создают ощущение тепла и прохлады. Эту особенность можно использовать при цветовом решении интерьера. Так если помещении прохладно и его стены окрашены голубой или зеленой краской, достаточно перекрасить их в желтый, розовый или светло – оранжевый цвета и ощущение холода значительно уменьшиться, хотя температура в помещении останется той же. Давно известны и пространственные свойства теплых и холодных цветов. Холодные как бы удаляются от зрителя, теплые – приближаются. Цвет не формирует пространство, но воздействует на его чувственное восприятие. Если окрасить помещение в желтый цвет, или красный, или оранжевый, то оно будет казаться меньше. Помещение окрашенное в голубой или синий цвет, будет производить впечатление более просторного. Учитель технологии. У каждого человека есть свой любимый цвет. Различные цвета вызывают у человека различные чувства: влияют на настроение, самочувствие, воздействуют на работоспособность. 4. На данный момент какой цвет вам более импонирует? Ответы учащихся. Учитель технологии: а сейчас мы с вами попробуем самостоятельно составлять цветовые композиции, используя информационные технологии. III. Формирование умений: практическая работа. Учитель информатики: составлять цветные композиции нам поможет графический редактор. Вопросы: 1. Какие графические редакторы вы знаете? 2. Какая между ними разница? Значит, мы будем работать в редакторе Paint. Открываем редактор, посмотрим инструменты и палитру цветов. Выполнить работу в следующей последовательности: - Нарисовать перспективу комнаты. - Нарисовать окно на одной из стен. - Окрасить комнату в теплые цвета. Учитель технологии проверяет правильность окраски комнаты в теплые цвета. Учитель информатики: продолжаем работу в графическом редакторе. - Очистить экран. - Нарисовать перспективу комнаты. - Расположить окно. - Окрасить комнату в холодные цвета. Учитель технологии: проверяет правильность окраски в холодные цвета. Учитель информатики: продолжаем работу в графическом редакторе. - Очистить экран. - Нарисовать перспективу. - Расположить окно. - Подобрать цветовую гамму для окраски: кухни, спальни, гостиной. Учитель технологии. Сегодня на уроке у нас были удачные решения, но и были допущены ошибки. Необходимо не повторять ошибки, а о находках помнить. Ведь вам придется самим искать ответы на вопросы, которые могут возникнуть, когда вы будете окрашивать интерьер вашего помещения. Слайд №4 Желаю Вам удачи в ваших начинаниях! IV. Подведение итогов урока. Учитель технологии сообщает о достижении цели урока. - Какие цвета сочетаются между собой? - Как вы считаете – какое сочетание является гармоничным? - Как вы считаете цели урока мы достигли? Учитель информатики. Научились ли вы работать с палитрой цветов? V. Заключительный этап. 1. Объективная оценка результатов индивидуального труда учащихся на уроке. 2. На уроке особенно хорошо справились с заданиями ученицы ….. 3. Сообщение домашнего задания: подобрать цветовое решение школьной столовой. Спасибо за внимание! Урок окончен!
|