Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
Как известно, в этом учебном году в школах введено профильное обучение. В связи с этим у работников образования возникает очень вопросов, ответить на которые мы попросили директора Республиканского института повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров системы образования Б. А. Альмухамбетова. Вопросы задают редактор журнала «Коллеги» Людмила Мананникова, учителя школы-гимназии им. Абая с. Узынагаш Алматинской области: З. М. Абеуова, Г. М. Суртаева, К. Б. Омарова, Э. Т. Вильданова и читатели журнала. - Каким образом будет осуществляться профильная дифференциация в школах? - Она может осуществляться двумя путями. В первом случае будут вноситься коррективы в учебные планы для отдельных классов в обычных в массовых общеобразовательных школах. Во втором - изменятся структуры уже существующих школ, будут создаваться новые модели учебных заведений. - А зачем вообще заварили весь этот сыр-бор с профильным обучением? Ведь у нас уже существуют гимназии, лицеи, классы с углубленным изучением предметов? - На сегодняшний день у данных учебных заведений много проблем. Отсутствует нормативно-правовая база перехода на профильное обучение. Нет критериев оценки знаний (особенно в связи с введением ЕНТ). Слабое учебно-методическое обеспечение. Недостаток учителей, подготовленных для преподавания профильных предметов и многое другое. - А не зачахнут ли профессиональные школы и колледжи при внедрении новой системы образования? - Ни в коем случае! Напротив, здесь предполагается более тесное взаимодействие школы (особенно ее старшей ступени) с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Планируется отработка вариантов взаимодействия образовательных учреждений: «школа-школа, школа-УПК, школа-ПУ, школа-ПЛ, школа-колледж, школа-техникум, школа-вуз». - Насколько выгодно профильное обучение самим учащимся? Раньше «средний» ученик получал среднее образование и после окончания школы шел, куда ему нравилось: в профессиональную школу, в вуз… А сейчас ребенок сидит в гуманитарном классе (так уж получилось), и учителя забивают ему голову ямбами и хореями, который ему вовсе не нужны. - Думаю, что ситуация, когда ребенок сидит в гуманитарном классе, потому что «так получилось» - издержки переходного периода. На самом деле, профильное обучение работает в первую очередь на ученика. Сегодня у учащегося наоборот появляется выбор. Он выбирает, куда ему идти - в «физики» или в «лирики», причем данная система обучения удачно сочетает интересы и личности, и общества. Выйдя из школы, ученик уже не будет метаться по жизни, как слепой котенок, он твердо будет знать, чем ему заниматься, будет менее болезненно адаптироваться к взрослой жизни. - С какого возраста ребенок должен определить, кем ему быть? - Сделать это надо как можно раньше – на I, ІІ ступенях обучения. Практически на всех ступенях основной школы должна осуществляться предпрофильная подготовка учащихся. Ее главная задача – формировать у школьников ценностное отношение к труду, выявлять их интересы, склонности и способности, формировать практический опыт, готовить ребят к выбору профиля обучения в старшей школе. - А как школы определят свой профиль? - Не с бухты-барахты. Здесь желательно провести тестирование с учетом психолого-педагогической диагностики, выслушать пожелания родителей детей, изучить потребности рынка труда. - А что делать учащимся, которые одинаково успевают по всем предметам и пока не хотят специализироваться в чем-то конкретном? - Для них будут сохранены универсальные школы - школы для детей со средними способностями, уровень знаний которых одинаково равный. Тех, что не хотят делать выбор, но желают поддерживать свои знания на довольно высоком равномерном уровне. - А не произойдет ли у нас распределение детей в профильные классы начальственно-принудительным методом? И кто будет нести за нарушение правил ответственность? - Комплектование профильных классов должно осуществляться на объективной, справедливой и прозрачной для общества основе. При этом безусловным остается выполнение закона о бесплатности и доступности среднего общего образования. Для того чтобы попасть в выбранный профильный класс, школьнику необходимо будет пройти конкурс. Во время конкурса станут учитываться результаты итоговой аттестации и портфолио ученика: индивидуальные учебные достижения, дипломы олимпиад, конкурсов, сертификаты и т.д. Ответственность за реализацию этого права граждан несут учредители образовательных учреждений - местные органы и департаменты образования. Они готовят для свободного выбора учащихся «образовательную карту района». Она должна соответствовать интересам школы, а также готовить выпускников не для «биржи», а для «рынка труда». - Новые программы и учебники и по русскому языку, и по физике-математике – довольно сложные. Они явились сюрпризом и для учеников, и для учителей. Даже больше скажем: впервые многие учителя взяли программы в руки перед 1 сентября. А ведь нужно было заранее собрать учителей, отправить их на соответствующие курсы. На августовских конференциях учителям мало оказывалось методической помощи. Как быть учителю, который не готов к профильному обучению, сталкивается с ним первый раз в жизни? Что должен знать и уметь учитель, чтобы смело работать в классах с профильным обучением? Кто имеет право работать по этой программе? - Конечно же, профильное обучение может состояться только при наличии высококвалифицированных кадров. Прежде всего, учитель должен пройти курсы по переподготовке кадров и получить соответствующий сертификат. Обучение это должно проводиться на плановой основе. Обучившись, преподаватели должны четко для себя представлять: Ø изменение содержания образования в профильных классах; Ø изменение технологии обучения; Ø нормативно-правовое обеспечение профильного обучения; Ø критерии оценки профильной подготовки, методику психолого-педагогической диагностики; Ø итоговую аттестацию в системе профильного обучения – ЕНТ; Ø полное учебно-методическое обеспечение и работу со средствами обучения (например, аудиовизуальными), а также со специализированными техническими средствами. Особая роль в обучении учителей принадлежит педагогическим вузам, колледжам и системе повышения квалификации педагогических кадров. Кроме того, учитель должен помимо комплекта программ и учебников иметь книги для учащихся и учителей, специальный комплект средств обучения, в который входят аудиовизуальные и информационные средства. - В структуре основной и старшей ступени школы заложены два компонента содержания образования: базисный (инвариантный) и школьный (вариативный). Какая между ними разница? - Инвариантная часть приобщает учащихся к общекультурным и национально-значимым ценностям, формирует у учащихся личностные качества. Вариативная часть - индивидуальный характер развития школьников. При ней учитываются их личностные особенности, интересы и склонности. - Чем отличаются элективная и селективная системы дифференциации? - Элективная система предусматривает свободный набор учебных предметов для их изучения на базе ряда обязательных предметов (инвариантного ядра образования). Здесь гибкая модель состава класса, предметы по выбору, факультативные занятия и кружки по интересам и так далее. Элективная система осуществляется и по жесткой модели, которая строится не только согласно интересам и склонностям учащихся, но и учитывает проектируемую профессию (профильные классы, ПТШ, ПТЛ, колледжи). Селективная система дифференциации предусматривает разделение учащихся на старшей ступени обучения. После окончания единой общеобразовательной ступени они выбирают те или иных направления обучения. Здесь особенно учитывается проектируемая профессия (профильные классы для углубленного изучения того или иного предмета, ПТШ, ПТЛ, колледжи). - Чем отличается углубленное профильное обучение от расширенного? - Углубленное профильное обучение – это углубленное изучение привычных школьных предметов и соответствующих им элективных курсов. Расширенное профильное обучение – изучение дисциплин (в т.ч. и элективных), полностью выходящих за пределы привычных школьных предметов. В свою очередь профильное обучение можно разделить на три типа. Индивидуальный тип обеспечивает реализацию учащимися личной образовательной траектории, не обязательно выводящей его на послешкольное или дополнительное образование. Здесь набор изучаемых профильных и элективных курсов может быть случайным, определяемым исключительно склонностями учащихся. При реализации этого типа профильного обучения не требуется разработка программ профильного обучения и сертификация учителей общеобразовательных учреждений. Индивидуальные учебные планы учащихся разрабатываются на школьном уровне и не требуют согласования на вышестоящем уровне. Социализирующий тип направлен на улучшение коммуникационных и адаптивных возможностей учеников (изучение языка, культуры, морали, права и др.) или подготовку их непосредственно к трудовой деятельности (знания рынка труда, технология, экономика и предпринимательство, фермерство), профессиональную подготовку к работе в учреждениях сферы обслуживания или в сельском хозяйстве, либо специальную подготовку к получению начального или среднего профессионального образования. Программы социализирующих профилей разрабатываются на региональном уровне, на этом же уровне производится сертификация учителей и образовательных учреждений. Педвузовский (академический) тип направлен на реализацию преемственности в звене «школа-вуз». Он ликвидирует разрыв между конечным уровнем подготовки учащихся по предметам в школе и требованиями к начальному уровню знаний для успешного обучения в вузах. - А какие конкретно могут быть профили? Естественно-математический и гуманитарный или есть еще какие-нибудь? - Профилей много – на любой вкус. Естественно-математический (физика, химия, математика), биолого-экологический, историко-географический, гуманитарный (культурология, философия, социология, педагогика, психология), экономико-правовой, лингвострановедческий, информационно-технологический, инженерно-технологический, агротехнологический, медицинский и художественный. Возможны и такие предвузовские профили: технологические (агротехнологический и информационно-технологический), естественно-научные (физика, химия, математика), биолого-экологические, лингвострановедческие, экономико-правовые, медицинские, педагогические, историко-политологические, культурологические, спортивные, военные. - Кто разрабатывает программы предвузовских профилей? Что в них входит? - Программы разрабатывают работники школьного образования вместе с учеными-педагогами, представителями вузов. В них входят начальные требования к учащимся 9(10) классов для вхождения в профиль (предпрофильная подготовка); содержание профильного обучения в 10-11(11-12) классах и конечные результаты - для завершения профильного обучения и поступления в вуз. Причем сертификацию учителей и общеобразовательных учреждений, реализующих предвузовские профили, осуществляют уполномоченные вузы и региональные органы управления образования под контролем Министерства образования и науки. - Так что, ученику, который отправится изучать естественно-математический цикл, Пушкин и Абай уже ни к чему, а «гуманитарщик» может забыть о теореме Пифагора? - Нет, каждый из учебных планов будет включать в себя предметы двух блоков: общеобразовательные (непрофилирующие) и профилирующие предметы. Вообще я хочу предупредить, что при внесении изменений в структуру и содержание деятельности школ, необходимо проявлять максимальную осторожность. В начальной и основной школе, например, следует больше внимания уделять общенаучной и общекультурной подготовке учащихся. Ведь при переходе к системе непрерывного образования возрастает роль общего образования. Учащийся должен развивать познавательные способности, самостоятельность, приобрести общие учебные умения и навыки – без этого все последующие этапы непрерывного образования малоэффективны. А вот на старшей ступени можно использовать уже вариативные программы и учебники, новые учебные курсы. Очень важно при построении учебных планов профильного обучения ставить во главу угла актуальные проблемы школы: заботиться о сохранении здоровья учащихся, нормализовать учебную нагрузку, повышать качество обучения. - Говорят, в России при построении базисных учебных планов ориентируются на соблюдение «Гигиенических требований к условиям обучения школьников»? - Да, и согласно этим санитарно-гигиеническим нормам максимальные объемы учебной нагрузки по классам следующие: 1 класс - 4 часа, 2-6 классы - 5 часов, 7-11(12) классы - 6 часов. При этом 1-6 классы могут быть ориентированы на 5-дневную, а среднее и старшее звено 7-11 (12) классы - на 6-дневную учебную неделю. В содержании профильного обучения базовый (инвариантный, общеобразовательный) компонент составляет 65% учебной нагрузки, профильный компонент (специальные курсы, изучаемые по выбору на углубленном уровне 25%), а элективный компонент - 10%. Следовательно, на профильное обучение предполагается отводить 35% учебной нагрузки. При этом недельная нагрузка составляет 22 часа для базового компонента, 14 часов для профильного, в том числе и для элективных курсов. Консультации и индивидуальная работа со школьниками в рамках профиля могут проводиться за счет ученического компонента учебного плана - 2 часа в неделю. - Новые учебники по русской литературе для 10-х классов с казахским языком обучения нам понравились. Раньше дети только поверхностно знакомились с большими русскими поэтами, сейчас они подробно изучают творчество Пушкина, Лермонтова, других классиков. Даются рассказы об их жизни, отрывки из прозаических произведений стихи. Чем отличаются учебники для профильного обучения от учебников, которые существовали до этого? - В содержании учебников для профильного обучения имеется обязательное ядро и вариативная часть. В вариативной части возможен модульный принцип изложения содержания образования. Каждый отдельный модуль включает содержание, соответствующее типу профиля. Хочу подчеркнуть, что в учебно-методическом обеспечении серьезное внимание должно уделяться разработке программ и учебников элективных курсов. И в первую очередь, необходимо разработать (возможно, усовершенствовать) программы углубленного изучения предметов. - В последнее время много говорится о том, что в наших школах головы детей забивают знаниями, но не учат их эти знания добывать. Будут ли здесь какие-то изменения? - Да, конечно. Надо учить детей не только усваивать знания и общие учебные умения, но и обучать их различным способам деятельности. Они должны иметь возможность развивать свои интеллектуальные способности, особенно при освоении более сложного (по сравнению с предусмотренным в образовательном стандарте) содержания. Должны уметь пользоваться Интернетом, просматривать учебные видеофильмы, электронные тексты. Здесь очень важно проводить как можно больше творческих конкурсов, эвристических контрольных, выставлять рейтинговые оценки успешности профильного обучения, организовывать экскурсии на предприятия и специализированные выставки, устраивать практикумы на учебных и рабочих местах в предприятиях по профилю. - Профильному обучению нужна соответствующая материально-техническая база: новые технические средства, приборы, установки. Где все это взять? - В данное время для школ очень больной вопрос. Здесь можно было бы порекомендовать использовать (как это сейчас практикуется в лицеях при вузах) материально-техническую базу других учебных заведений (колледжей, вузов, межшкольных УПК и так далее). Конечно, необходим и Интернет, как я сказал, а для работы с ним должны быть подготовлены как ученики, так и учителя. | |
Просмотров: 6241 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|