Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
Профильное обучение Радионов П.Н., директор ГУ «Средняя школа № 5» г.Капшагай Специализация школ – явление для нашего образования не новое. С советских времен работают так называемые спецшколы – математические, биологические, химические, с углубленным изучением иностранных языков. Существуют школы со старшими классами разных специализаций: филологической, физико-математической, биологической и т.д. С сентября 2006-2007 учебного года повсеместно вводится в действие модель профильного образования. Смысл новой модели состоит в том, чтобы снизить учебную нагрузку и дать подросткам возможность более эффективно готовиться к реализации предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Проблемы профилизации образования имеют несколько аспектов и составных частей: общество в целом (формирующий заказ), учащиеся, учителя и управление, обеспечивающее согласованное взаимодействие компонентов. Введение профильного обучения неизбежно отразится на характеристиках компонентов и их взаимоотношениях друг с другом. Школа накопила немалый опыт по дифференцированному обучению учащихся, которое всегда рассматривалось на фактор доступности образования. Педагоги общеобразовательных школ также имеют опыт реализации разноуровневых образовательных программ, в том числе и программ индивидуального обучения. Необходимость введения в современном школьном образовании именно профильного обучения обусловлена тем, что сеть гимназий, лицеев, школ с углубленным изучением предметов, учитывающих образовательные интересы своих учащихся, в малых городах и в сельской местности пока развита недостаточно. Крупные города также испытывают потребность в ее развитии. Большинство родителей, заботящихся об образовании своих детей, стремятся отдать своего ребенка именно в такую школу - школу высоких предметных результатов. Однако преобразование общеобразовательной школы в так называемую «статусную» экономически и кадрово достаточно сложный процесс, поэтому и представлена современная система школьного образования большей частью общеобразовательными школами. Кроме того, не все школы должны быть «статусными», здесь нужно учитывать психологические и физические особенности учащихся, так как обучение в школе с углубленным изучением предмета сопряжено со значительными нагрузками, а порою перегрузками детского организма. При введении данного новшества в общеобразовательные школы необходимо изучать готовность учителей, педагогов-психологов к осуществлению деятельности по подготовке девятиклассников к выбору профиля обучения, так как не все дети к 15-16 годам представляют свой дальнейший образовательный маршрут. Профилизация обучения в старших классах школы должна внести позитивный вклад в разрешение личных проблем, при ориентировании образования на задачи завтрашнего дня: – во-первых, это связано с повышением уровня общей образованности населения (при условии развития мотивации к обучению у учащихся); – во-вторых, это реализация концепции непрерывного образования или «образования в течение жизни». – в-третьих, это задача подготовки учащихся к адаптации в условиях интеллектуализации рынка труда. Кроме того, не секрет, что после окончания основной школы многие учащиеся уходят в колледжи и другие учреждения, где они могут получить среднее общее образование. Профилизация позволит привлечь в старшие классы больше учеников. Педагогам проще работать в профильной школе, где ученики понимают, зачем учатся. Можно предположить, что в результате профилизации школы образование постепенно вновь вернет свои позиции значимого условия развития личности, а Казахстан укрепит конкурентоспособность в важнейшем из показателей экономического развития страны – качестве человеческого капитала. Каким мы видим профильное обучение? Профильная школа – это не столько иное название, сколько иное качество образования, иной уровень доступности и конечного результата качественного образования. Переход к профильному обучению преследует основную цель: построение личностно-ориентированного учебного процесса, расширяющего возможности выстраивания учеником индивидуального образовательного маршрута. Являясь директором общеобразовательной школы, в которой есть классы с углубленным изучением математики, информатики и английского языка, я могу судить о проблемах профилизации школы не понаслышке. В нашей школе уже имеется опыт преподавания по программам углубленного и расширенного курса отдельных предметов, имеющим общие черты с профильным обучением. В 2005 – 2006 учебном году начата предпрофильная подготовка, где мы проделали определенный объем работы: – провели анализ педагогического потенциала школы – ее кадровых, методических и материально-технических ресурсов; – изучили образовательные запросы детей и родителей школы посредством анкетирования и собеседования; – провели мониторинг взаимодействия с другими образовательными учреждениями города. На каждом этапе были выявлены значительные проблемы: – на данный момент школа не располагает достаточным количеством подготовленных и готовых к работе в новых условиях педагогических кадров; – существующая материально-техническая база МТБ не в полной мере отвечает образовательным запросам учащихся; – требует дальнейшего совершенствования работа психологической службы школы; – необходимо предусмотреть введение в штат администрации общеобразовательной школы должности заместителя директора школы по организации предпрофильной и профильной подготовки; – важно наладить информирование учащихся (города, региона) о сети профильных школ по направлениям для доступности и возможности выбора места обучения. А главное – учителя школы должны быть психологически и методически готовы к работе в новых условиях, по изменившимся программам и учебным пособиям. Нужно понимать, что от выбора учащимися того или иного профиля зависит в последующие годы и нагрузка предметников в связи с изменением учебного плана. Жизнь ставит перед каждой школой новые задачи, решить которые невозможно, работая по-старому. В этом случае важно помнить, что «инновационная гонка» (И. Пригожий) есть органическая часть нашей жизни. Способность к изменениям, по мнению большинства специалистов, является в настоящее время решающим фактором развития, обеспечивающим конкурентоспособность того или иного образовательного учреждения. Но это тема для отдельного разговора. | |
Просмотров: 3733 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|