Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

Модернизация образования через профильное обучение:

Профильное обучение

Радионов П.Н., директор

 ГУ «Средняя школа № 5»

г.Капшагай

 

Специализация школ – явление для нашего образования не новое. С советских времен работают так  называемые спецшколы – математические, биологические, химические, с углубленным  изучением  иностранных языков. Существуют школы  со старшими классами разных  специализаций:  филологической, физико-математической, биологической  и т.д.

С сентября 2006-2007 учебного года  повсеместно вводится в действие  модель  профильного образования.

Смысл  новой модели состоит в  том, чтобы снизить  учебную нагрузку  и дать подросткам  возможность более  эффективно готовиться к реализации  предварительного  самоопределения в  отношении  профилирующего направления собственной  деятельности.

Проблемы  профилизации  образования имеют  несколько аспектов  и составных частей:  общество в целом  (формирующий заказ),  учащиеся,  учителя и управление, обеспечивающее  согласованное  взаимодействие компонентов. Введение профильного обучения неизбежно отразится  на характеристиках  компонентов и их взаимоотношениях друг с другом.

Школа накопила немалый опыт по  дифференцированному обучению учащихся,  которое всегда рассматривалось  на фактор доступности  образования. Педагоги  общеобразовательных школ также  имеют опыт реализации  разноуровневых образовательных программ, в том числе и программ  индивидуального обучения. Необходимость введения в  современном  школьном образовании  именно профильного обучения  обусловлена тем, что сеть  гимназий, лицеев, школ с  углубленным  изучением предметов,  учитывающих образовательные интересы  своих учащихся, в малых городах и в  сельской местности пока развита   недостаточно. Крупные города также  испытывают потребность в ее развитии. Большинство родителей, заботящихся об  образовании своих детей, стремятся  отдать своего ребенка именно  в такую школу - школу высоких  предметных результатов. Однако преобразование  общеобразовательной школы в так  называемую «статусную»  экономически и кадрово достаточно сложный процесс, поэтому и представлена современная система  школьного образования  большей частью  общеобразовательными  школами. Кроме того, не все  школы должны быть  «статусными»,  здесь нужно учитывать  психологические и физические  особенности учащихся,  так как обучение в школе  с углубленным изучением предмета  сопряжено со значительными нагрузками, а порою перегрузками детского организма.

При введении данного новшества в общеобразовательные школы необходимо изучать готовность учителей, педагогов-психологов к осуществлению  деятельности по подготовке  девятиклассников  к выбору профиля обучения, так как не  все дети  к 15-16 годам  представляют  свой дальнейший образовательный маршрут.

Профилизация  обучения в старших  классах школы должна внести  позитивный вклад  в разрешение личных проблем,  при ориентировании образования на задачи завтрашнего дня:

– во-первых, это связано с повышением   уровня общей образованности населения (при условии  развития  мотивации к обучению у учащихся);

– во-вторых, это  реализация  концепции непрерывного образования или «образования в течение жизни».

– в-третьих, это задача подготовки  учащихся к адаптации  в условиях интеллектуализации  рынка труда.

Кроме того, не секрет, что  после окончания основной школы многие учащиеся уходят  в колледжи и другие учреждения, где они  могут получить  среднее общее образование. Профилизация позволит  привлечь  в старшие  классы больше учеников.

Педагогам проще  работать  в профильной школе, где ученики понимают, зачем учатся.

Можно предположить, что в  результате  профилизации школы  образование  постепенно вновь  вернет свои позиции  значимого  условия развития  личности, а  Казахстан укрепит конкурентоспособность в важнейшем  из показателей экономического развития  страны – качестве  человеческого капитала.

Каким мы видим профильное обучение?  Профильная школа – это не столько иное название, сколько иное  качество  образования, иной уровень  доступности  и конечного  результата качественного образования.

Переход  к профильному обучению преследует основную цель:  построение  личностно-ориентированного учебного процесса, расширяющего возможности  выстраивания учеником  индивидуального  образовательного маршрута.

Являясь  директором  общеобразовательной школы,  в которой есть  классы с углубленным изучением  математики, информатики и  английского языка, я могу судить  о проблемах профилизации школы  не понаслышке.

В нашей школе уже имеется опыт  преподавания  по программам углубленного и расширенного курса отдельных предметов, имеющим общие черты с  профильным обучением. В 2005 – 2006 учебном году начата предпрофильная подготовка, где мы  проделали определенный объем работы:

– провели анализ педагогического потенциала школы – ее кадровых, методических и материально-технических ресурсов;

– изучили  образовательные  запросы детей и родителей школы  посредством анкетирования и собеседования;

– провели мониторинг  взаимодействия  с другими  образовательными учреждениями города.

На каждом этапе были  выявлены  значительные проблемы:

– на данный момент  школа не  располагает достаточным  количеством  подготовленных  и готовых к работе  в новых  условиях педагогических кадров;

– существующая материально-техническая база МТБ не в полной мере отвечает  образовательным запросам учащихся;

– требует дальнейшего совершенствования работа  психологической службы школы;

– необходимо предусмотреть  введение  в штат  администрации  общеобразовательной школы  должности  заместителя директора школы  по организации  предпрофильной и профильной подготовки;

– важно наладить  информирование учащихся (города, региона) о сети  профильных школ по направлениям для  доступности и  возможности выбора  места обучения.

А главное – учителя школы  должны быть  психологически  и методически готовы к работе  в новых условиях, по изменившимся  программам  и учебным пособиям. Нужно понимать, что от выбора  учащимися того или иного профиля зависит в последующие годы и  нагрузка предметников в связи  с изменением  учебного плана.

Жизнь ставит перед каждой школой  новые задачи, решить которые невозможно, работая  по-старому. В этом  случае  важно помнить, что «инновационная  гонка» (И. Пригожий)  есть  органическая  часть  нашей жизни. Способность  к изменениям, по мнению большинства специалистов, является в настоящее время  решающим  фактором развития, обеспечивающим  конкурентоспособность  того или  иного образовательного  учреждения. Но это  тема для отдельного разговора.

Категория: Профильное обучение | Добавил: collegy (2007-04-23)
Просмотров: 3733 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 3:15 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru