Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
Одарённые дети Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово «одарённость» следующим образом: «То же, что талантливый…». А уж талантливый - «…это че-ловек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностя-ми». Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что не-талантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Когда нам предлагают «создать банк одарённых детей», то мы, недолго сомнева-ясь, вносим в список имена самых сильных учеников, самых старательных, ответ-ственных, тех, кто не подведёт на очередной олимпиаде или конференции НОУ. Вовсе не удивительно, что одарёнными у нас оказываются одни и те же ребята и по математике, и по литературе, и по физике, химии, по иностранному языку, ОБЖ… Но если признаться, то найти «одарённого» именно по своему предмету очень сложно. Что такое одарённость в отношении русского языка и литературы – способность к стихосложению, дар грамотно писать, знание всех правил, начитанность, особое врождённое стилистическое чутьё, которое случается всё реже и реже? Встретить эти чудеса в нашей обычной школьной жизни можно, но, к сожалению, не так часто, как этого бы хотелось. Мы воспитываем поколение, которое утрати-ло культуру чтения, может быть, оно приобрело нечто другое не менее важное, но и многое и потеряло… Условия нашей современности, которые мы должны воспринимать как данность, вовсе не способствуют развитию перечисленных выше талантов. И всё же учитель, воспитатель должен верить , что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то му-зыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобще-нию, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Иногда ученик принимает решение написать исследовательскую работу, не имея понятия, на какую тему он будет проводить изыскания. Некоторые даже советуют-ся: «А по какому предмету мне написать…?» Конечно же, по тому, который инте-ресен, где много проблем, ещё никем не разрешённых… Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной дея-тельности: наблюдение, опрос, тестирование, обработка полученных данных, под-ведение итогов, планирование дальнейшей работы. Когда проблема есть, когда принято решение о том , что нужно делать, чтобы её решить, ребята действитель-но увлекаются. Проблема бескультурья речи остро стоит среди молодого поколения: ошибки в произношении слов, использование в речи слов-паразитов. Например, при прове-дении эксперимента по чистоте языка речевого носителя, подросток за 30 минут произнёс 27 слов-паразитов: «это» - 6 раз, «ну» - 11, «чё» -5, «типа» -1, «короче» -5 раз. Так почему же в наше время настолько упала планка образования? И почему речь так далека от идеала?» - задаёт вопрос ученица 6 класса в заметке в школьной сетевой газете о своём выступлении на конференции НОУ. И сама же отвечает: « Потому что большая часть молодого поколения не желает читать не только ради своего же удовольствия, но и даже то, что им задают по школьной программе. А ведь это произведения наших великих классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и многих других – без знакомства с которыми не-возможно стать культурным человеком». Оказывается, действительно интересно самим составить тест, провести его, обра-ботать его результаты, высчитать частоту речевых ошибок в процентах у разных возрастных групп. Особенно ярко одарённость ребят проявляется в творческой деятельности. На-пример, в 6 классе, проводя цикл уроков «Времена года», учитель имеет возмож-ность использовать и музыку, и стихи, и репродукции известных и неизвестных художников. Ребята читают стихи, посвящённые тому или иному времени года, часто собственного сочинения. Пишут эссе на заданную тему. Каждое стихотворе-ние, эссе оформляется на отдельном листочке, сопровождается иллюстрациями. Когда все работы собираются вместе, то получается большая красивая рукописная книга под названием: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Неважно, что рисунки и стихи тут собраны разные, написанные и нарисованные талантливо и не слишком. Важно то, что каждый сумел себя проявить, что его странички есть в большой об-щей книге. Для ребёнка это значит, что его успешность признали, оценили. Ведь конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей. С огромным удовольствием ребята самого разного возраста откликаются на пред-ложение инсценировать литературное произведение: младшие - сказку, басни, а старшие – эпизод из драматического произведения, диалог героев романа. Неко-торые ребята и в 9 классе не могут со сказкой расстаться. Например, изучая сказки Салтыкова-Щедрина, ребята получили задание по группам: каждая группа представляла свою сказку, в задание входил и краткий художественный пересказ. Одна из групп решила сказку не только рассказать, но и показать. Они нарисовали подводный мир. Персонажи «живут» отдельно: пискарь, щука - всё держится на магнитах и по мере рассказывания сказки двигается самими рассказчиками. И в конце-концов пискарь всплыл кверху брюхом. Получилось очень эффектно. С удовольствием ребята участвуют в ролевых играх: роль телеведущего, который ведёт передачу с участием Раскольникова и Порфирия Петровича. И представляет героев передачи, и задаёт вопросы, удерживает внимание зала и прощается с те-лезрителями. И микрофон и одежда ведущего – всё продумано самими ребятами. Главное дать задание так, чтобы его не скучно было выполнять. Подводя итоги, хочется сказать, что творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют ус-пех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей. Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обуче-ния ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природ-ные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта… Естественно предположить, что выдающиеся люди получаются из «выдающихся» детей, которых следовало бы считать одарёнными. Но ни для кого не секрет, что большая часть людей, достигших определённых высот, обучалась в детстве не в «специальных», «элитных» учебных заведениях, а в самых обыкновенных, массо-вых. Так может быть, и среди обычных детей есть «одарённые», только мы пока этого не замечаем. По мнению одного из выдающихся российских генетиков (В. П. Эфроимсона), вы-сокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в пси-хическом развитии, такой тяжкий дар выпадает примерно одному из тысячи, раз-вивается в нужной мере у одного из миллиона, а действительно гением становится один из десяти миллионов. | |
Просмотров: 1388 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|