Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

"Организация предпрофильного обучения на уроках математики в среднем звене школы"
Традиционный подход к обучению показывает несоответствие между возрастающей сложностью мира и готовностью человека ориентироваться в новых условиях жизни. Поэтому одной из серьёзных проблем современного образования является недостаточная подготовленность выпускников к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Встаёт задача подготовить выпускника, обладающего качествами, которые позволят ему адекватно, разумно подходить к любым изменениям. Решение данной задачи в создании системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся. Такой системой является профильное обучение. Оно направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и позволяет существенно расширить возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Кроме того, профильное обучение формирует профессиональную направленность и предпрофессиональную компетентность учащихся.

Профильное обучение будет более эффективным и успешным, если начать осуществлять предпрофильную подготовку учащихся уже в среднем звене школы. Именно в основной средней школе организация учебной деятельности обеспечивает овладение механизмами самоорганизации личности, методами научного познания и мышления, основами исследовательской культуры, и наконец, формирование профессиональных намерений. Предпрофильная подготовка вводится как система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности школы. Таким образом, цель предпрофильного обучения в осуществлении подготовки учащихся к осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности. Задачами являются развитие интереса к познанию и творческих способностей учащихся, выявление детей с повышенной мотивацией к обучению.

Предпрофильная подготовка на уроках математики в средней школе №22 организуется следующим образом. Во-первых, внедрением «сквозного» курса «Прикладная геометрия 5-9». Во-вторых, введением задач с параметрами в школьный курс 6-9 классов.
Курс «Прикладная геометрия 5-9» входит в состав вариативной части базисного учебного плана, в математический профиль обучения. Выполняет две функции: «поддерживает» изучение основного профильного предмета и служит для внутрипрофильной специализации обучения. «Прикладная геометрия 5-9» способствует :
- расширению знаний учащихся по геометрии;
- углублению знаний учащихся по геометрии;
- прикладной подготовке учащихся к деятельности в рамках математического профиля обучения.
Формы и методы обучения:
- дифференцированное обучение;
- практические занятия;
- конкурсы, соревнования;
- активные методы;
- проектирование;
- исследование.
Возможные виды технологий обучения: информационные, проектные, исследовательские, рефлексивные, игровые и др.

Введение задач с параметрами в школьный курс математики на раннем этапе обучения.
Задачи с параметрами всё чаще встречаются в билетах на вступительных экзаменах по математике во многие ведущие высшие учебные заведения. И это не случайно. Ведь именно такие задачи позволяют наиболее полно поверить у поступающих знание основных разделов элементарной математики, выявить уровень их логического мышления и способность к исследовательской работе. Большинство абитуриентов на экзамене не справляются с «параметрами» и сетуют на то, что им «попалась» задача, которую в школе они «не проходили». Действительно, решению задач с параметрами в средней школе уделяется очень мало времени и внимания. Если учащиеся классов с углубленным изучением математики в какой-то степени знакомы с уравнениями, неравенствами, содержащими параметр, то в программе для неспециализированных классов их вообще нет. Главная проблема заключается в перегруженности школьных программ и ограниченности объёма часов, отводимых для изучения какой-либо темы. Поэтому стало интересным найти решение обозначенной выше проблемы, т.е. исследовать возможность введения задач с параметрами в школьный курс без увеличения количества часов на математику.
Сама идея параметра присутствует в школьном курсе математики при изучении следующих функций. Они представлены в таблице на слайде. Были подобраны и составлены элементарные задачи с параметрами, точнее, упражнения, основным признаком систематизации которых являются функции. Эти примерные упражнения и аналогичные им можно включить в программу школьного курса математики при изучении основных функций для закрепления их свойств. Таким образом, нет необходимости вводить новые темы и расширять часы. К тому же, такие упражнения можно предложить и учащимся классов общественно-гуманитарного направления.

Работа по введению задач с параметрами в прошлом учебном году велась в шестых и восьмых классах. В шестом классе - при изучении и закреплении свойств функций прямой и обратной пропорциональностей. В восьмом – при изучении и закреплении свойств квадратичной функции. Примерные упражнения представлены на слайдах.
Итак, изначально были поставлены следующие цели:
• найти такие методы работы с «параметрами», которые дали бы возможность знакомить учащихся с этим понятием достаточно глубоко, не отводя лишних часов на их изучение;
• предложить формы включения задач с параметрами в школьную программу, не вводя новые темы;
• разработать систему задач, на основе которой учитель сам сможет выбрать методику обучения решению задач с параметрами.

Следует отметить, что изучение курса «Прикладная геометрия» даёт значительные результаты. Во-первых, учащиеся, посещавшие данный курс в пятом, шестом классах, становятся подготовленными к изучению геометрии в седьмом классе. На уроках чувствуют себя уверенней, дают высокое качество знаний, уходят на опережение программного материала.
Во-вторых, у учащихся восьмых, девятых классов курс вызывает интерес. Даёт возможность вести исследовательскую работу, разрабатывать научные проекты. К тому же, старшеклассники выходят на более высокий уровень в решении сложных геометрических задач.
В новом учебном году ведение курса будет продолжено. Весь учебно-методический комплекс для этого имеется.
Что касается введения задач с параметрами в школьный курс математики, то эта работа была начата только в прошедшем учебном году. Планируется её продолжить. С учащимися седьмого класса при изучении функций y=ax и y=ax. А учащимся девятых классов предложить уже более серьёзные задания и упражнения. Также необходимо будет отследить результаты учащихся, начавших изучать «параметры» в шестом классе, на выходе – в девятом классе.
Ведётся разработка профильного курса по выбору «Задачи с параметрами» для учащихся старшего звена школы. Готовится необходимый учебный и методический материал.
Категория: Профильное обучение | Добавил: Акула (2012-02-27)
Просмотров: 2363 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:37 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru