Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
Традиционный подход к обучению показывает несоответствие между возрастающей сложностью мира и готовностью человека ориентироваться в новых условиях жизни. Поэтому одной из серьёзных проблем современного образования является недостаточная подготовленность выпускников к успешной социализации в обществе, активной адаптации на рынке труда. Встаёт задача подготовить выпускника, обладающего качествами, которые позволят ему адекватно, разумно подходить к любым изменениям. Решение данной задачи в создании системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся. Такой системой является профильное обучение. Оно направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и позволяет существенно расширить возможности ученика выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Кроме того, профильное обучение формирует профессиональную направленность и предпрофессиональную компетентность учащихся. Профильное обучение будет более эффективным и успешным, если начать осуществлять предпрофильную подготовку учащихся уже в среднем звене школы. Именно в основной средней школе организация учебной деятельности обеспечивает овладение механизмами самоорганизации личности, методами научного познания и мышления, основами исследовательской культуры, и наконец, формирование профессиональных намерений. Предпрофильная подготовка вводится как система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности школы. Таким образом, цель предпрофильного обучения в осуществлении подготовки учащихся к осознанному выбору направления будущей профессиональной деятельности. Задачами являются развитие интереса к познанию и творческих способностей учащихся, выявление детей с повышенной мотивацией к обучению. Предпрофильная подготовка на уроках математики в средней школе №22 организуется следующим образом. Во-первых, внедрением «сквозного» курса «Прикладная геометрия 5-9». Во-вторых, введением задач с параметрами в школьный курс 6-9 классов. Курс «Прикладная геометрия 5-9» входит в состав вариативной части базисного учебного плана, в математический профиль обучения. Выполняет две функции: «поддерживает» изучение основного профильного предмета и служит для внутрипрофильной специализации обучения. «Прикладная геометрия 5-9» способствует : - расширению знаний учащихся по геометрии; - углублению знаний учащихся по геометрии; - прикладной подготовке учащихся к деятельности в рамках математического профиля обучения. Формы и методы обучения: - дифференцированное обучение; - практические занятия; - конкурсы, соревнования; - активные методы; - проектирование; - исследование. Возможные виды технологий обучения: информационные, проектные, исследовательские, рефлексивные, игровые и др. Введение задач с параметрами в школьный курс математики на раннем этапе обучения. Задачи с параметрами всё чаще встречаются в билетах на вступительных экзаменах по математике во многие ведущие высшие учебные заведения. И это не случайно. Ведь именно такие задачи позволяют наиболее полно поверить у поступающих знание основных разделов элементарной математики, выявить уровень их логического мышления и способность к исследовательской работе. Большинство абитуриентов на экзамене не справляются с «параметрами» и сетуют на то, что им «попалась» задача, которую в школе они «не проходили». Действительно, решению задач с параметрами в средней школе уделяется очень мало времени и внимания. Если учащиеся классов с углубленным изучением математики в какой-то степени знакомы с уравнениями, неравенствами, содержащими параметр, то в программе для неспециализированных классов их вообще нет. Главная проблема заключается в перегруженности школьных программ и ограниченности объёма часов, отводимых для изучения какой-либо темы. Поэтому стало интересным найти решение обозначенной выше проблемы, т.е. исследовать возможность введения задач с параметрами в школьный курс без увеличения количества часов на математику. Сама идея параметра присутствует в школьном курсе математики при изучении следующих функций. Они представлены в таблице на слайде. Были подобраны и составлены элементарные задачи с параметрами, точнее, упражнения, основным признаком систематизации которых являются функции. Эти примерные упражнения и аналогичные им можно включить в программу школьного курса математики при изучении основных функций для закрепления их свойств. Таким образом, нет необходимости вводить новые темы и расширять часы. К тому же, такие упражнения можно предложить и учащимся классов общественно-гуманитарного направления. Работа по введению задач с параметрами в прошлом учебном году велась в шестых и восьмых классах. В шестом классе - при изучении и закреплении свойств функций прямой и обратной пропорциональностей. В восьмом – при изучении и закреплении свойств квадратичной функции. Примерные упражнения представлены на слайдах. Итак, изначально были поставлены следующие цели: • найти такие методы работы с «параметрами», которые дали бы возможность знакомить учащихся с этим понятием достаточно глубоко, не отводя лишних часов на их изучение; • предложить формы включения задач с параметрами в школьную программу, не вводя новые темы; • разработать систему задач, на основе которой учитель сам сможет выбрать методику обучения решению задач с параметрами. Следует отметить, что изучение курса «Прикладная геометрия» даёт значительные результаты. Во-первых, учащиеся, посещавшие данный курс в пятом, шестом классах, становятся подготовленными к изучению геометрии в седьмом классе. На уроках чувствуют себя уверенней, дают высокое качество знаний, уходят на опережение программного материала. Во-вторых, у учащихся восьмых, девятых классов курс вызывает интерес. Даёт возможность вести исследовательскую работу, разрабатывать научные проекты. К тому же, старшеклассники выходят на более высокий уровень в решении сложных геометрических задач. В новом учебном году ведение курса будет продолжено. Весь учебно-методический комплекс для этого имеется. Что касается введения задач с параметрами в школьный курс математики, то эта работа была начата только в прошедшем учебном году. Планируется её продолжить. С учащимися седьмого класса при изучении функций y=ax и y=ax. А учащимся девятых классов предложить уже более серьёзные задания и упражнения. Также необходимо будет отследить результаты учащихся, начавших изучать «параметры» в шестом классе, на выходе – в девятом классе. Ведётся разработка профильного курса по выбору «Задачи с параметрами» для учащихся старшего звена школы. Готовится необходимый учебный и методический материал. | |
Просмотров: 2363 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|