Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение

Роль прикладных курсов в процессе обучения учащихся биологии в школах новых формаций.
Роль прикладных курсов в процессе обучения учащихся биологии в школах новых формаций.
Учитель высшей категории г.Уральск СОШ-ГЭН
Никифорова Т.П.
На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников средней школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование.

И каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины этих проблем заключаются в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. Профессиональному самоопределению может способствовать самостоятельность учащихся при добывании знаний и их критическое осмысление. Последнее составляет одно из обязательных условий, обеспечивающих превращение знаний в убеждения. Этому способствуют прикладные курсы , а приемы и методы используемые в процессе обучения, способствуют развитию самостоятельности и профессиональному самоопределению учащихся.

Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, повышение его качества и доступности, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни, развитие их ключевых компетенций, раскрывающих интеллектуальные и творческие способности, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Пред профильная подготовка начинается не в 10 классе ,а гораздо раньше, что позволяет учащимся заблаговременно выбрать себе профессию. Программный материал, в изложении которого формируется профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 6- 8 классах:
-В теме “Общее знакомство с цветковыми растениями” (6 класс), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера. С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: подобрать названия лекарственных растений, используемых в медицине; определить орган, часть этого растения, которая оказывает лекарственное действие и описать основные способы его применения. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала.
• На уроке по теме “Основные экологические факторы и их влияние на растения и животных” (9-11 класс) целесообразно кратко рассказать о предмете и задачах стоящих перед экологией, вместе с тем указать на важность профессии экологического профиля. Можно предложить школьникам попробовать себя в роли лаборантов-экологов, провести лабораторный анализ, воды, воздуха или почвы(в рамках проекта).
• При изучении темы «Охрана животного мира-” (7 класс) можно провести конференцию по теме “Мы и братья наши меньшие”, действующими лицами которой будут специалисты - экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные деятели. Между учащимися распределяются роли, ориентированные на профессию. Цель конференции – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности.(проводить в рамках недели биологии)
Таким образом, работая в поле, в саду, на пришкольном участке или с микроскопом в классе, школьник приучается к труду, любви к земле, природе, ко всему живому. У него возникает интерес исследователя, а так же формируется профессиональный интерес к профессиям сельскохозяйственного производства, в том числе экологическим.
• На уроках, посвященных изучению насекомых можно познакомить учащихся со специальностями, направленными на борьбу с насекомыми-вредителями, насекомыми-переносчиками возбудителями болезней человека (7 класс). Данные занятия можно провести в форме конференции или ролевой игры, где школьникам будет предложено знакомство со следующими профессиями – эпидемиолог, дезинфекционист, агроном, химик, эколог, лесник и др.
• Заключительный урок по теме “Питание и здоровье” (8 класс) желательно провести в форме конференции “Особенности рационального и здорового питания”. Участниками конференции являются биохимики, врачи, диетологи, историки, химики. Во время конференции обсуждается проблема, возникновения болезней в результате не правильного питания, в итоги участники приходят к выводу, что качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию.
• Урок по теме “Осанка. Предупреждение плоскостопия” (8 класс) знакомит учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки и развития плоскостопия. В ходе практической работы каждый ученик может выступить в роли исследователя и специалиста по лечебной физкультуре.
• При изучении темы “Внутренняя среда организма” (8 класс) школьники знакомятся с формами борьбы организма с инфекциями, с наукой иммунологией, с ролью вакцин в профилактике болезней и т.п. На этих уроках можно рассказать учащимся о медицинских профессиях, ориентированных на борьбу с инфекционными заболеваниями.
• На уроках посвященных оказанию первой медицинской помощи (8 класс) при растяжениях, вывихах, переломах; при кровотечениях; при тепловых и солнечных ударах, школьники отрабатывают навыки доврачебной помощи, приемы реанимации и изучают правила ухода за пострадавшими, которые будут им необходимы в экстремальных жизненных и профессиональных ситуациях.
• При изучении темы “Кожа” (8 класс) учащиеся знакомятся с основными правилами ухода за кожей, гигиеной одежды и обуви, болезнями кожи. На данных уроках школьникам может быть предложено выступить в роли косметологов, визажистов, аллергологов, модельеров, кож-венерологов и др.

Для того что бы выбрать перечисленные профессии необходимо выбрать пятым предметом на ЕНТ- биологию. Основная цель которого - объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников.

Вначале испытывали трудности: с чего начинать подготовку по предмету? Как готовить, чтобы учащиеся набрали максимальное количество баллов и как готовиться к ЕНТ учащимся? В гимназии эстетического направления (в которой я работаю уже 14 лет) биология не профильный предмет и количество часов на изучение предмета отводится ограниченно. В старших классах -это 1 час в неделю. Однако, практика показывает ,что учащиеся увлекаются биологией и ежегодно пятым предметом на ЕНТ выбирают 3-10 учащихся 11 класса, что составляет 12%-23%. При этом качество знаний по предмету на ЕНТ(за последние8 лет)- составляет 100%,а средний бал : 20-24.Такому результату способствует системный подход в обучении учащихся предмету ,а так же изучаемый прикладной курс по биологии по теме:«Тесты, как метод контроля и закрепления знаний при подготовке к ЕНТ». Данный курс разработан от простого к сложному и включает в себя работу с теоретическим материалом и отработка тестовых заданий разного типа по отдельным темам всех разделов биологии: «Ботаника», «Зоология», «Анатомия», «Общая биологи». Работая над тестами я приучаю детей не заучивать тематические тесты , а учить теоретический материал по спирали в определенной последовательности. Если мы разбираем какой-либо вопрос, то разбираем весь теоретический материал по данному курсу. Встречаю порой противостояние , но затем учащиеся понимают, что идут по правильному пути ,так как показывают хороший результат. Для итогового контроля темы даются несколько вариантов тестов с заданиями разной сложности (дифференцированно).
В предлагаемых тестах используются
1. задания закрытого типа (выбрать 1 ответ ,или несколько из
предложенных вариантов)
2. другая форма заданий — краткое дополнение , Тесты открытой формы
3. задание на соответствие.
4. Тесты на установление правильной последовательности.

Важное место занимает повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для школьников материала из основной и средней школы: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы. Использование их для конкретизации биологических теорий (клеточной, эволюции, хромосомной, антропогенеза и др.), а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования. Например, при изучении темы «Белки» - 9-10 класс, я повторяю железы внешней и внутренней секреции, гормоны, заболевания, связанные с избытком или их недостатком. Тема «Углеводы» - 9-10 класс - структурный углевод животной клетки хитин, классификацию членистоногих и их многообразие. Клетчатку- структурная часть растительной клетки, крахмал, свойства ,значение, функции. Вспоминаем строение стебля растений и его видоизменения, фотосинтез. При изучении приспособленности организмов -11 класс, я готовлю заранее таблицы и повторяю особенности строения цветка ветроопыляемых, насекомоопыляемых , самоопыляемых растений на примерах.
Прикладной курс- способствует дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования , направлен на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
При подготовке к урокам прикладного курса у учащихся совершенствуются навыки самостоятельной работы с дополнительной справочной литературой, а также с ресурсами Интернета.
Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. И поверьте мне, все учащиеся осознанно ориентированы в медицинские ВУЗы Казахстана и Российской Федерации.(где обучаются на бесплатной и платной основе).А выпускники с благодарностью приходят в стены гимназии.Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к той или иной профессии.
Категория: Профильное обучение | Добавил: Биолог (2012-09-30) | Автор: Никифорова Татьяна E
Просмотров: 2423 | Комментарии: 3 | Теги: прикладной курс, дифференцированное обучение, профессиональный интерес | Рейтинг: 4.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 3:14 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru