Главная » Статьи » В помощь учителю » Профильное обучение |
Роль прикладных курсов в процессе обучения учащихся биологии в школах новых формаций. Учитель высшей категории г.Уральск СОШ-ГЭН Никифорова Т.П. На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников средней школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование. И каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом - как свидетельствует статистика - большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством и т.д. Причины этих проблем заключаются в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования со своей индивидуальностью. Профессиональному самоопределению может способствовать самостоятельность учащихся при добывании знаний и их критическое осмысление. Последнее составляет одно из обязательных условий, обеспечивающих превращение знаний в убеждения. Этому способствуют прикладные курсы , а приемы и методы используемые в процессе обучения, способствуют развитию самостоятельности и профессиональному самоопределению учащихся. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, повышение его качества и доступности, обеспечивая освоение учащимися основ науки о жизни, развитие их ключевых компетенций, раскрывающих интеллектуальные и творческие способности, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций. Пред профильная подготовка начинается не в 10 классе ,а гораздо раньше, что позволяет учащимся заблаговременно выбрать себе профессию. Программный материал, в изложении которого формируется профессиональная мотивация школьников в процессе обучения биологии в 6- 8 классах: -В теме “Общее знакомство с цветковыми растениями” (6 класс), раскрывая значение растений в жизни человека можно познакомить школьников с профессиями фармацевта и фитодизайнера. С целью расширения знаний учащихся о лекарственных растениях для знакомства с элементами труда фармацевта целесообразно предложить ребятам следующую работу: подобрать названия лекарственных растений, используемых в медицине; определить орган, часть этого растения, которая оказывает лекарственное действие и описать основные способы его применения. Для знакомства с профессией фитодизайнера можно предложить ребятам составить осенний букет или композицию из живых или высушенных растений и природного материала. • На уроке по теме “Основные экологические факторы и их влияние на растения и животных” (9-11 класс) целесообразно кратко рассказать о предмете и задачах стоящих перед экологией, вместе с тем указать на важность профессии экологического профиля. Можно предложить школьникам попробовать себя в роли лаборантов-экологов, провести лабораторный анализ, воды, воздуха или почвы(в рамках проекта). • При изучении темы «Охрана животного мира-” (7 класс) можно провести конференцию по теме “Мы и братья наши меньшие”, действующими лицами которой будут специалисты - экологи, орнитологи, ихтиологи, энтомологи, герпетологи, териологи, журналисты, общественные деятели. Между учащимися распределяются роли, ориентированные на профессию. Цель конференции – сформировать знания у школьников о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую среду, познакомить со специальностями природоохранной деятельности.(проводить в рамках недели биологии) Таким образом, работая в поле, в саду, на пришкольном участке или с микроскопом в классе, школьник приучается к труду, любви к земле, природе, ко всему живому. У него возникает интерес исследователя, а так же формируется профессиональный интерес к профессиям сельскохозяйственного производства, в том числе экологическим. • На уроках, посвященных изучению насекомых можно познакомить учащихся со специальностями, направленными на борьбу с насекомыми-вредителями, насекомыми-переносчиками возбудителями болезней человека (7 класс). Данные занятия можно провести в форме конференции или ролевой игры, где школьникам будет предложено знакомство со следующими профессиями – эпидемиолог, дезинфекционист, агроном, химик, эколог, лесник и др. • Заключительный урок по теме “Питание и здоровье” (8 класс) желательно провести в форме конференции “Особенности рационального и здорового питания”. Участниками конференции являются биохимики, врачи, диетологи, историки, химики. Во время конференции обсуждается проблема, возникновения болезней в результате не правильного питания, в итоги участники приходят к выводу, что качество жизни можно улучшить благодаря правильному питанию. • Урок по теме “Осанка. Предупреждение плоскостопия” (8 класс) знакомит учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки, разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки и развития плоскостопия. В ходе практической работы каждый ученик может выступить в роли исследователя и специалиста по лечебной физкультуре. • При изучении темы “Внутренняя среда организма” (8 класс) школьники знакомятся с формами борьбы организма с инфекциями, с наукой иммунологией, с ролью вакцин в профилактике болезней и т.п. На этих уроках можно рассказать учащимся о медицинских профессиях, ориентированных на борьбу с инфекционными заболеваниями. • На уроках посвященных оказанию первой медицинской помощи (8 класс) при растяжениях, вывихах, переломах; при кровотечениях; при тепловых и солнечных ударах, школьники отрабатывают навыки доврачебной помощи, приемы реанимации и изучают правила ухода за пострадавшими, которые будут им необходимы в экстремальных жизненных и профессиональных ситуациях. • При изучении темы “Кожа” (8 класс) учащиеся знакомятся с основными правилами ухода за кожей, гигиеной одежды и обуви, болезнями кожи. На данных уроках школьникам может быть предложено выступить в роли косметологов, визажистов, аллергологов, модельеров, кож-венерологов и др. Для того что бы выбрать перечисленные профессии необходимо выбрать пятым предметом на ЕНТ- биологию. Основная цель которого - объективно оценить уровень и качество подготовки выпускников. Вначале испытывали трудности: с чего начинать подготовку по предмету? Как готовить, чтобы учащиеся набрали максимальное количество баллов и как готовиться к ЕНТ учащимся? В гимназии эстетического направления (в которой я работаю уже 14 лет) биология не профильный предмет и количество часов на изучение предмета отводится ограниченно. В старших классах -это 1 час в неделю. Однако, практика показывает ,что учащиеся увлекаются биологией и ежегодно пятым предметом на ЕНТ выбирают 3-10 учащихся 11 класса, что составляет 12%-23%. При этом качество знаний по предмету на ЕНТ(за последние8 лет)- составляет 100%,а средний бал : 20-24.Такому результату способствует системный подход в обучении учащихся предмету ,а так же изучаемый прикладной курс по биологии по теме:«Тесты, как метод контроля и закрепления знаний при подготовке к ЕНТ». Данный курс разработан от простого к сложному и включает в себя работу с теоретическим материалом и отработка тестовых заданий разного типа по отдельным темам всех разделов биологии: «Ботаника», «Зоология», «Анатомия», «Общая биологи». Работая над тестами я приучаю детей не заучивать тематические тесты , а учить теоретический материал по спирали в определенной последовательности. Если мы разбираем какой-либо вопрос, то разбираем весь теоретический материал по данному курсу. Встречаю порой противостояние , но затем учащиеся понимают, что идут по правильному пути ,так как показывают хороший результат. Для итогового контроля темы даются несколько вариантов тестов с заданиями разной сложности (дифференцированно). В предлагаемых тестах используются 1. задания закрытого типа (выбрать 1 ответ ,или несколько из предложенных вариантов) 2. другая форма заданий — краткое дополнение , Тесты открытой формы 3. задание на соответствие. 4. Тесты на установление правильной последовательности. Важное место занимает повторение и обобщение наиболее значимого и сложного для школьников материала из основной и средней школы: о классификации органического мира, его историческом развитии, особенностях строения и жизнедеятельности организмов разных царств живой природы. Использование их для конкретизации биологических теорий (клеточной, эволюции, хромосомной, антропогенеза и др.), а также вопросов экологии, онтогенеза, селекции, изучаемых на заключительном этапе биологического образования. Например, при изучении темы «Белки» - 9-10 класс, я повторяю железы внешней и внутренней секреции, гормоны, заболевания, связанные с избытком или их недостатком. Тема «Углеводы» - 9-10 класс - структурный углевод животной клетки хитин, классификацию членистоногих и их многообразие. Клетчатку- структурная часть растительной клетки, крахмал, свойства ,значение, функции. Вспоминаем строение стебля растений и его видоизменения, фотосинтез. При изучении приспособленности организмов -11 класс, я готовлю заранее таблицы и повторяю особенности строения цветка ветроопыляемых, насекомоопыляемых , самоопыляемых растений на примерах. Прикладной курс- способствует дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования , направлен на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории. При подготовке к урокам прикладного курса у учащихся совершенствуются навыки самостоятельной работы с дополнительной справочной литературой, а также с ресурсами Интернета. Информационные технологии в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения. И поверьте мне, все учащиеся осознанно ориентированы в медицинские ВУЗы Казахстана и Российской Федерации.(где обучаются на бесплатной и платной основе).А выпускники с благодарностью приходят в стены гимназии.Чтобы работа по профпросвещению имела положительные результаты, она должна проводиться умело и с большим педагогическим тактом. Ориентируя учащихся на профессии, нужно избегать всякого рода нажимов, так как неумелое давление на школьников может привести лишь к окончательной потере у них интереса к той или иной профессии. | |
Просмотров: 2423 | Комментарии: 3 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|