СТАТЬЯ «ТВОРЧЕСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ ДЕТЕЙ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Концертмейстер театрально – музыкального отделения Тарасова Т. П. школы искусств №2.
В современном обществе идёт процесс демократизации, усиления гуманистического начала, повышения роли творческой активности личности. Всё это обуславливает интерес к индивидуальности человека. В новых общественных условиях достаточно остро встаёт проблема одарённости.
Эта проблема постоянно привлекает внимание педагогов и психологов. Тысячелетиями в общественном сознании формировались представления об одаренности. Корень слова «одаренность» - дар. Произнося слово «одаренность», мы подчеркиваем, что в психике человека есть нечто такое, что им «не выучено», а то, что ему «даровано». По определению К. К. Платонова, одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в творческой деятельности, это три взаимосвязанных параметра: стремительное развитие познания, психологическое и физическое развитие.
На сегодня, одной из первоочередных задач по достижению стратегической цели в области образования становится создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, разработка модели научно-методического сопровождения одаренных детей, создание системы мониторинга.
Творческая одарённость понимается как предпосылка к творческому развитию, как способность создавать нечто новое, оригинальное, как условие для успешного развития ребёнка в любом виде деятельности, находит своё выражение в форме исследовательской, поисковой активности, направленной на обнаружение, открытие нового, неизвестного.
Благоприятная развивающая среда для проявления творческих способностей и развития творческой одаренности – театральная деятельность, поскольку она в своей основе содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью. Поэтому актуальными являются вопросы раннего включения детей в театральную деятельность, выявление в этой деятельности творческой одарённости ребёнка, формирование его эстетической культуры, изучение особенностей развития творческой одарённости детей в условиях театральной деятельности в зависимости от возрастных характеристик ребёнка, поиск условий, в которых дети могут наиболее ярко проявить себя и достичь более высокого уровня развития. Благодаря раннему включению детей в театральную деятельность детские фантазии не остаются в области мечтаний. Все свои впечатления и выдумку ребёнок может воплотить в живые образы и действия.
Театр – синтез всех видов искусств. К искусству театра ребёнок предрасположен по своей природе (повышенная восприимчивость, чувственно-образный характер мышления, наивно-игровое отношение к действительности). С самых ранних лет ребенок стремится проявить творчество. Очень важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощрять желание быть непохожим на других, разбудить их фантазию, реализовать их способности.
Язык театра, законы театрального искусства – особые, это законы образного мышления, с помощью которых и происходит преображение ребёнка. Чтобы подарить будущему «актеру» возможность перевоплощения, радость узнавания через себя другого человека, необходимо вывести его на этот уровень образного мышления.
Искусство театра – это искусство действия, где «материалом» является душа, нервы, сердце актёра. Перевоплощаясь в образ, дети смеются, грустят, ликуют; они присваивают себе его лучшие черты, формируя опыт нравственного поведения.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.
Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, смелость). Благодаря сказке ребенок познает мир умом и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцом для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театральную деятельность отыскать позитивное влияние на детей.
Театральная деятельность помогает ребенку стать успешным в любом виде деятельности, помогает адаптироваться в любых жизненных ситуациях. Играя разные роли на театральной сцене, дети преодолевают робость, застенчивость, неуверенность в себе. У них развиваются память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность, речь. И по мере развития всех этих способностей можно судить о творческой одаренности детей.
Опираясь на собственный опыт работы на театральном отделении следует отметить тот факт, что одаренность присутствует у каждого ребенка. Вопрос лишь в том, что постоянно нужно поддерживать интерес одаренных детей к сценическому искусству и развивать имеющиеся способности. Такую задачу решают педагоги театрально – музыкального отделения, обладающие необходимым педагогическим опытом и имеющие высококвалифицированную профессиональную подготовку. Ведь без профессионального сопровождения и поддержки одаренный ребенок может никогда не превратиться в творца. Квалифицированные специалисты вместе с родителями создают оптимальные условия для проявления и развития потенциала ребенка. Ведь как семечко чудесного цветка или дерева может столетиями лежать в земле или в пакетике в шкафу, не имея возможности прорасти без влаги, света и тепла, так и одаренность не проявит себя без определенных условий. Ведь она существует в постоянном движении, в развитии. Творческий дар не терпит «застоя». Он или развивается, или угасает.
Опытные педагоги нашего театрально – музыкального отделения помогут детям раскрыть еще одно из важнейших качеств истинного творца – способность удивляться и видеть проблемы и противоречия, в особенности там, где другим все представляется ясным и понятным. Детское природное любопытство вовремя перерастет в любовь к знаниям, а любознательность - в устойчивое психическое образование, познавательную потребность.
Концертмейстер музыкально театрального отделения школы искусств №2 г. Караганды Тарасова Т. П.
|