Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Демократизация и школа

Специфика системы оценивания в новых условиях работы школы.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Макарова Н.Г., учитель географии ССШ№2 г. Актобе

Специфика системы оценивания в новых условиях работы школы.

Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, – влекут за собой и изменение системы оценивания.
Традиционная пятибалльная система оценивания:
— не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности – краеугольного камня здания учебной самостоятельности. Указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания образования. Общепринятая «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя. Она не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой (оценкой учителя, других учеников);
— затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой («Три ошибки в диктанте – это хорошо или плохо?»), и фиксацией успешности результата для данного ребенка («Для данного учащегося три ошибки – хорошо, если обычно у него их десять»). Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка («Для тебя три ошибки – это хорошо, ты молодец!»), официальный статус отметки («Все равно за такую работу нужно ставить три») сводит на нет все старания педагога;
— является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий – что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка;
— часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой – на родителей. Последние, в свою очередь, подчас даже непроизвольно, тоже используют это средство для оказания давления на ребенка. Все это приводит, как известно, к снижению интереса к обучению, росту психологического дискомфорта учащегося в обучении, его тревожности и, возможно, даже к ухудшению его физического здоровья.
Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении.
Необходимо, чтобы оценка творческих проявлений ребенка была социально оформлена, представлена и учителям, и учащимся разных классов, и родителям. Это могут быть сменные выставки, публикации в школьной газете, участие во всевозможных конкурсах.
Оцениванию на уроках не должны подлежать личные качества ребенка (темп работы; особенности памяти, внимания, восприятия). Оценивается выполненная работа, а не ее исполнитель. Учитель не должен делать их предметом сравнения – недопустимо, например, вывешивать в классе так называемый «Экран успеваемости». Оценки не должны становиться причиной наказания или поощрения ребенка ни со стороны учителя, ни со стороны родителей.
Содержательное самооценивание неотрывно от умения себя контролировать. В обучении мною используются особые задания, обучающие ребенка сличать свои действия с образцом.
На сегодня выделили три группы учителей по способу оценивания.
1.Примерно половина опрошенных (как правило, преподаватели точных дисциплин) оценивают уровень усвоения предмета, обычно в конце прохождения темы, раздела.
2.Треть педагогов (преподаватели гуманитарных предметов) используют оценивание контрольных, итоговых работ для дифференцированного подхода к ученикам, для реорганизации образовательного процесса. Эти учителя вкладывают множество разных смыслов в оценку, ценят самостоятельность подростка, его творческий потенциал, предлагают задания, связанные с универсальными умениями. Оценивание становится образовательной ситуацией.
3.Оставшаяся небольшая часть (учителя физкультуры, танцев) оценивают как стартовый уровень, так и конечный результат. Для них оценивание – коллективный процесс, диагностический инструмент, позволяющий выделить группы учеников с разными потребностями, чтобы максимально полно обеспечить их запросы.
Обычно выделяют пять функций оценки:
диагностика (анализ ситуации),
прогнозирование (выработка индивидуального пути продвижения),
методическая помощь (сопровождение процесса обучения, устранение недостатков), подведение итогов (связано с сертифицированием, выдачей диплома),
ориентация (информация о состоянии дел, направленная вовне).
И если каждая отдельная отметка еще несет какой-то конкретный смысл, то итоговая оценка чаще всего становится просто средним баллом, выведенным из набора цифр. Именно по причине своей неинформативности, неясности (и в то же время огромной социальной значимости) итоговая оценка чаще всего становится причиной конфликта между педагогом и ребенком. А опыты оценивания или самооценивания с использованием заданных критериев часто лишь осложняют работу педагога и ученика и не приносят ощутимой пользы.
Лучший выход – пригласить детей к сотрудничеству в этом вопросе. Это имеет смысл делать, если вы готовы считаться с детской оценкой. Мы с учащимися вначале знакомимся с нормами оценок, а затем обсуждаем критерии итоговой оценки вместе с учениками,говорим о том, какой должна быть справедливая оценка. Я предлагаю ученикам после выполнения определенной работы, в конце изучения темы или в конце четверти ответить на несколько вопросов: назови три самых лучших момента твоей работы, три главные трудности, с которыми столкнулся в процессе выполнения работы, три шага, которые надо сделать, чтобы улучшить результат, как оценить твою работу в целом. Пусть ребенок выберет лучшую, с его точки зрения, часть работы (лучшие работы за какой-то период), объяснит, в чем ее достоинство (проявленная конкретная компетенция, умение, знание какой-либо области), а вы отдельно оцените именно эту выделенную учеником часть.
Можно суммировать оценки, поставленные за различные части работы, по заранее оговоренным критериям: понимание темы, логика, удержание плана, ясность стиля, аргументированность, оригинальность, точность вычислений, использование схем, таблиц, графиков, яркие примеры, почерк, выразительность представления….
Оценку можно повысить с учетом понимания учеником допущенных ошибок.
Далеко не каждая наша оценка объективна. Вот некоторые проблемы оценивания.
Личностный фактор: усталость учителя заставляет его стать снисходительнее или суровее; сосредоточив внимание на отдельном критерии, важном лично для него (почерк, старание, грамотность), педагог завышает или занижает оценку в целом.
Влияние контекста: оценки разных частей работы взаимно влияют друг на друга, повышая или понижая общую оценку; не желая ни перехваливать ученика, ни обескураживать его, педагог неосознанно выставляет усредненный балл; на оценку данной работы влияет то, какую работу учитель проверял перед ней. Если слабенькую, то следующая работа покажется ему вполне приличной. И наоборот.
Взгляд со стороны: ученик, так принято считать, должен продвигаться вперед, и учитель ставит ему все более высокие оценки, особенно если ребенок старается; цели и критерии оценивания работы не совпадали изначально, поэтому оценка вообще не соответствует работе. Педагог хочет выглядеть суровым или снисходительным, поэтому регулярно завышает или занижает оценки.
Есть еще зависимость оценок от пола ученика (к девочкам снисходительнее словесники, к мальчикам – физики), от его поведения на уроке.
Словом, старый эксперимент с одной работой, по-разному оцененной разными учителями и даже одним учителем через некоторое время, лишний раз доказывает, насколько трудно по оценке судить о чем-либо.
Если мы осознаем эти несовершенства, мы станем более осмотрительны.
Еще раз спросите себя, что же вы оцениваете: знания и только знания? Умение ученика организовать свою работу? Умение писать и объяснять понятно? Все это вещи разного плана. Важно, чтобы ученики понимали вашу позицию, чтобы они могли рассчитывать на ваше понимание. Проверив работу, обязательно прочтите ее еще раз целиком. Лучше даже после небольшой паузы. Старайтесь обращать внимание не только на слова и цифры, но и на общий смысл, проявленное ребенком понимание сути проблемы. Старайтесь как можно меньше суммировать оценки, даже если этого требует инструкция. Обращайте внимание на смысл каждой отметки. У них разная значимость для ребенка, для вас.
Во многих школах, особенно в младших классах, принято оценивать работу детей в четверти не только цифрами, но и словами: несколько фраз, написанных учителем в дневнике, в тетради, произнесенных на собрании или при личной беседе с учеником, с его родителями. Учитель мечется между констатацией факта, желанием воодушевить, напугать, похвалить. Он старается передать информацию о трудностях, но обо всех сразу: и поведение, и психология, и методика…
Оказывается, ученики, как и родители, ждут информации предельно ясной, справедливой, личностно ориентированной («не то, что можно сказать каждому второму в классе»). В первую очередь они хотят видеть в оценке характеристику проделанной работы (количественную и качественную), затем самого ученика (его способности, отношение), затем степень участия в уроке, во внеурочной работе. И только затем – оценку достигнутого результата. В качестве положительной оценки воспринимаются слова «серьезный», «достаточный», «хороший». В качестве отрицательной – «трудности», «недостаточно». Слова «средний», «спонтанный», «рассеянный», «сдержанный» понимаются слишком по-разному. Они могут указывать на недостатки, характеризовать личностную особенность или просто служить связкой для удобства формулировки. Поэтому, если учитель использует данные слова, он должен определенным образом выстроить контекст, уточнить свое высказывание. Часто учительский комментарий сводится к одной фразе, привычно употребляемой педагогом и несущей в себе массу невербальной информации, не всегда адекватно прочитываемой учениками и родителями. Конечно, учитель бережет время, но такая фраза приобретает обезличенный характер. Ее и не могут адекватно воспринять, и не воспринимают как личностно обращенную.
Разделяйте информацию, обращенную к разным участникам процесса: это вы пишете, говорите для ученика, а это – для его родителей.
Учитель обязан строить обучение так, чтобы отличнику было поначалу трудно. А к концу – даже незаинтересованному, вроде бы малоспособному ученику оказывалось интересно и понятно. Окончательная оценка, которая попадает в аттестаты и дипломы, это: 3, 4 и 5. Пользоваться большим числом цифр-пометок и оценок нерационально, если исходить из желания понимать «уровень образованности».
«Стандарты образованности» могут иметь три категории.
Первый, начальный, обозначает наличие знаний и умений в пределах базового минимума изучаемой программы по отдельным предметам или по всем сразу. (Обладатель такого документа удовлетворительно подготовлен для исполнительской деятельности под руководством профессионалов).
Второй, средний, означает наличие полной эрудированности во всех изученных вопросах и связях между ними, способность репродуктивно эти качества проявлять.
И, наконец, третий, высший стандарт образованности означает развитую и специальными проверками подтвержденную способность к творческой, нестандартной деятельности в одной или нескольких сферах жизни.
Задача школы – не унижать одни категории учеников по отношению к другим, а наоборот, закладывать основы для их взаимного уважения.
Этого можно достичь только организуя большинство обучающих действий «от слабого к сильному и обратно». Тогда никому не будет «запрещено» быть творцом. И тогда находка «оригинала» будет заметной, его вклад – достойным одобрения товарищей, поиски которых без его участия не приводили к успеху. Этот успех в итоге достался всем по обратному пути «от сильного к слабому».
Мною разработан и успешно апробирован лист самоконтроля знаний ученика. На последней страницы тетради по предмету мы чертим нижеприведенную таблицу и на каждом уроке учащийся заполняет этот лист. Если он не согласен с оценкой, то можно пересдать работу, но только один раз. По субботам на нулевом уроке в кабинет географии приходят учащиеся, которые хотят изменить оценку. В данном случае успешно применяются принципы индивидуализации и дифференциации обучения. Очень интересно в конце четверти отслеживать динамику оценок учащихся. Мы вычерчиваем график и выводим средний балл.

Лист самоконтроля знаний учащегося ___кл. ____________________________

Дата «Я»
(самооценка) Оценка группы Оценка учителя Средний балл Пересдача Итог в журнал

В конечном счете вопрос об оценке – это вопрос о ценностях, на которые ориентирована школа. А значит, вопрос о ее перспективах.

Категория: Демократизация и школа | Добавил: ДЖИЛ (2010-01-07) | Автор: Макарова Наталья Геннадиевна E
Просмотров: 2216 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 12:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru