Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Демократизация и школа

Первый шаг на пути к демократизации управлением школой

Дашкевич В.П., директор СОШ № 67, г. Минск, Республика Беларусь.

 Школа – открытый социальный институт со своими традициями, философией развития, возможностями видеть и достигать желаемого будущего. Она решает проблемы не только сегодняшнего дня, но формирует мировоззрение того поколения, которое будет жить и творить во всей перспективе ХХI века. И этому поколению необходимо будет осуществить сознательный демократический выбор государства. Решение этой задачи возможно лишь в том случае, если современная школа будет функционировать и развиваться на демократических началах.

В широком плане демократизация школьного образования способствует активизации инновационных воспитательных и образовательных программ и проектов, более полному объединению участников образовательного процесса в реализации фундаментальных целей, обеспечивает функционирование и развитие системы совместной деятельности детей и взрослых, повышает социальную значимость их коллективной работы в рамках школы, комфортность пребывания учителей и учащихся в школьном коллективе.

Более того, демократизация школьной жизни, предполагая активизацию самоуправления, значительно усиливает воспитательную функцию учебного процесса, формирует социальную компетенцию детей, способствует укреплению кадровой и материально-технической базы, т.к. инициирует создание и развитие системы позитивных отношений между всеми субъектами образовательного процесса, обеспечивает положительный эмоциональный настрой в совместной работе.

Система ученического самоуправления у нас существует и реализуется через детские и  молодежные общественные организации и объединения (ДиМОО). В школе создано 10 первичных детских общественных организаций. В них состоит более 500 (67%) учащихся. Исполнительным органом ученического самоуправления является Совет старшеклассников, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и состоит из 60 наиболее активных учащихся 9-11 классов. Самой многочисленной молодежной организацией в школе является общественное объединение «Белорусский республиканский союз молодежи» (БРСМ), который действует параллельно с Советом старшеклассников и насчитывает около 500 членов (47% от числа школьной молодежи в возрасте от 14 до 31 года). Самой яркой и популярной в школе является первичная организация «БМООСП» (Белорусская молодежная общественная организация «Спасатель-пожарный»), т.к. в 10-11 классах функционируют профильные пожарно-спортивные классы.

Этими и другими ДиМОО сделано немало полезного и интересного. Деятельность ребят разнообразна. Самостоятельность и активность развиты. И дел много, и органов много, и лидеров много, но как заставить работать остальных, как согласовать планы всех ДиМОО, которые часто дублируют друг друга? Для развития самоуправления в ученическом коллективе, для эффективности воспитательных воздействий мы решили объединить все ДиМОО в единую систему, единый комплекс, скорректировать и урегулировать отношения между ними, что помогло бы каждому ученику найти для себя благоприятное место и ощутить себя социально значимой личностью.

Понимая, что нельзя «декретом» определить орган ученического самоуправления в школе, очертить круг его обязанностей, мы пытаемся решить этот вопрос, учитывая уровень зрелости детского коллектива. Совет старшеклассников готовит проект Положения о Совете учащихся школы, в состав которого будут входить лидеры всех ДиМОО, представители от каждого класса, просто желающие. Ребята сами определят круг своих обязанностей, предусмотрят права членов Совета. Но необходимо научить ребят всестороннему анализу своих дел, научить видеть накладки, кто и почему остался в стороне, увидеть сделанное «с высоты птичьего полета», оценить достигнутое ими, в том числе и их собственный рост. А для этого нужно вместе с ними выработать схему оценки практических результатов, учитывая и количество участников, и их настроение, отношение к деятельности, взаимоотношения, возникшие в процессе работы. Т.е. мы не собираемся отдавать школу на откуп детям и «вешать» на них решение всех проблем, мы хотим научить их управлять школой вместе с нами (школой, а не отдельными участками ее жизни), ведь ученическое самоуправление необходимо в первую очередь нам, педагогам. Дети могут спокойно прожить и без самоуправления, а нам, учителям, администрации очень трудно учить и воспитывать детей, не опираясь на их собственные силы и возможности.

Элементарную дисциплину в школе наладить без желания и помощи самих детей, без понимания ими необходимости этой дисциплины, без контроля с их стороны, без высказывания ими замечаний своим товарищам, просто невозможно.

Т.о. речь идет не столько о самоуправлении учащихся сколько, о соуправлении вместе с педагогами и родителями. А вот как установить правильное, оптимальное соотношение педагогического руководства, ученического самоуправления, соуправления с родителями и попечителями в процессе управления, как установить связь между всеми участниками педагогического процесса, как разграничить сферу реальной ответственности ребят, родителей, попечителей, педагогов должен решить орган, координирующий их совместную деятельность. Главный, решающий орган в области самоуправления, такой Совет из детей и взрослых, включающий и педагогов и лидеров из Совета учеников, и родителей и попечителей. Этот общий орган будет обсуждать и решать те проблемы, реализация которых зависит и от взрослых и от детей. А как он будет называться «Совет школы» или «Управляющий Совет» или как-то иначе, мы еще не придумали.

Но мы понимаем, что объединяющие связи соуправления всех участников педагогического процесса не образуются стихийно, что это результат целенаправленных усилий директора, администрации и всего педагогического коллектива. Мы пытаемся создать сетку деловых отношений, связей, ответственной зависимости между детьми, родителями, педагогами, администрацией. У меня как у молодого директора (стаж работы в должности 9 месяцев), желающего искоренить авторитарный стиль управления в школе, возникают трудности на пути к демократизации управления.

Известно, что педагогические работники более других категорий участников педагогического процесса подготовлены к управленческой деятельности, но часто они отказываются от возможности проявить самостоятельность, инициативу.

Педагогические Советы в нашей школе, основываясь на демократических принципах, становятся профессиональным сообществом учителей, а практикуемая и полюбившаяся форма проведения педагогического совета в виде интерактивного симпозиума дает возможность включиться всем педагогам в обсуждение значимых, насущных школьных проблем.

Наши родители слабо информированы о жизнедеятельности учреждения. Они нагружены своей работой и интересуются информацией лишь об успеваемости своего ребенка, часто остаются в стороне от наших дел, считая, что их миссия заканчивается после перевода на счет школы нескольких тысяч белорусских рублей. Мы пытаемся вовлечь, увлечь, привлечь интерес родителей к нашей жизни и недавно созданный клуб «Семья» постоянно увеличивает количество своих завсегдатаев. Поэтому надеюсь на возникновение новых отношений эмоционально-психологического характера, объединяющих всех участников педагогического процесса, что приведет к образованию психологического климата, «эмоционального поля», способного влиять на изменение баланса сложившихся отношений, способного преодолевать возникающие конфликты и другие проблемы.

Категория: Демократизация и школа | Добавил: collegy (2007-04-22)
Просмотров: 2930 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru