Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Урок по теме "Сила трения"
Здравствуйте.
Мы с вами изучили уже несколько разных сил. Давайте вспомним, какие это силы. (Сила упругости, сила тяжести, вес)
Один человек пойдет к доске и разделит гору данных по группам.
А мы пока с вами вспомним несколько важных данных
• Что такое сила?
• Как обозначается, в чем измеряется сила?
• Что происходит с телом, если на него действует сила?
• Каким прибором можно измерить силу?
Хорошо. Теперь давайте посмотрим, что у нас получилось на доске.
Из повседневной жизни нам известны следующие факты: если тело скатывается с наклонной плоскости, то оно через некоторое время останавливается, оттолкнувшись коньками на льду вы останавливаетесь, мяч, который пнули, останавливается. Почему? Какая физическая величина является причиной этому? Правильно, СИЛА.
Сегодня мы с вами рассмотрим еще одну силу СИЛУ ТРЕНИЯ.
Открываем тетради и записываем число и тему урока.
Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения. Обозначается Fтр измеряется в Н.
Сила трения препятствует движению. Опыт с бруском и динамометром. При равномерном движении бруска динамометр показывает силу трения. (Брусок движется горизонтально и равномерно, динамометр горизонтально) ТРЕНИЕ нужно преодолевать, для движения. Но трение не только препятствует движению, без трения нельзя сделать и шага. Вспомните гладкий пол и как по нему тяжело идти.
Почему же возникает трение?
Первая причина – это шероховатость поверхностей. Большинство поверхностей являются неровными при движении эти неровности(шероховатости) сцепляются задевают друг друга, препятствуя движению. Как уменьшить силу трения (шероховатость)? Сделать поверхности более гладкие, отшлифовать и добавить жидкую смазку.
А если очень сильно отшлифовать? Сила трения станет вновь очень большой.
Вторая причина – взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.
Существует несколько видов силы трения: сила трения, сила трения качения, сила трения покоя, сила вязкого трения (при движении твердого тела в жидкости). 1 ряд записывает когда возникает сила трения скольжения, 2 ряд - сила трения качения, 3 ряд - сила трения покоя. Записываем.
А теперь давайте выясним отчего зависит сила трения. Для этого разбиваемся на группы по 4 человека, выполняем необходимые измерения и делаем соответствующие выводы.
Подводим итоги проделанной практики.
Что же можно сказать о зависимости силы трения?
Сила трения зависит от
• Соприкасающихся поверхностей
• Прижимающей силы
• Вида силы трения
Для определения существует формула Fтр=µN, где µ - коэффициент трения (табличная величина), N – сила нормального давления, сила с которой тело прижимается к поверхности другого тела N=mg.
Трение может быть полезным и вредным и человек учитывает это. В некоторых случаях трение увеличивается, а в некоторых наоборот уменьшается.
Задача 3 из упражнения
У людей есть много пословиц и поговорок, давайте попытаемся объяснить некоторые из них
• Пощло дело как по маслу
• Из нити сеть не сплетешь
• Что круглое – легко катится
Домашнее задание: § ,мини сочинение «За и против силы трения», Упр


Тема __________________________________________

Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется _______________________________
Обозначается ___________________ измеряется в _________________

Сила трения либо препятствует движению, либо помогает движению.
Причины возникновения трения

________________________________ ________________________________

Способы уменьшения трения:___________________________________________________________
Виды силы трения

Сила
трения покоя
возникает, когда одно тело ___________ на поверхности другого

Сила
трения скольжения
возникает, когда одно тело ____________ по поверхности другого

Сила
трения качения
возникает, когда одно тело ____________ по поверхности другого

Сила
вязкого трения
возникает, когда твердое тело ________ ____________________
Сила трения зависит от
• ____________________________________
• ____________________________________
• ____________________________________
Формула для определения силы трения
Fтр=
- коэффициент трения
- сила нормального давления, N=mg

Домашнее задание: § ,мини сочинение «За и против силы трения», Упр


Группа № 1
Цель: выяснить, зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей.
1. Установите на деревянную доску брусок. Зацепив брусок за крючок динамометра, потяните динамометр. Добейтесь его равномерного движения по доске. Динамометр располагайте параллельно горизонтальной поверхности доски. Определите значение силы трения скольжения деревянного бруска по деревянной доске.
2. Аналогично определите значение силы трения скольжения деревянного бруска по доске накрытой тканью.
3. Определите значение силы трения скольжения деревянного бруска по поверхности парты.
Сделайте вывод. Сила трения скольжения ________________________ от рода материалов трущихся поверхностей

- - - - - - - - - - - - - -- - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - -- - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - -
Группа № 2
Цель: выяснить, как зависит сила трения скольжения от величины прижимающей силы.
1. Установите на деревянную доску брусок. Зацепив брусок за крючок динамометра, потяните динамометр. Добейтесь его равномерного движения по доске. Динамометр располагайте параллельно горизонтальной поверхности доски. Определите значение силы трения скольжения деревянного бруска по деревянной доске.
2. Аналогично определите значение силы трения скольжения деревянного бруска с одним грузом по деревянной доске.
3. Определите значение силы трения скольжения деревянного бруска с двумя грузами по деревянной доске.
Сделайте вывод. Сила трения скольжения ________________________ от величины прижимающей силы. Чем больше прижимающая сила, тем ____________________ сила трения.

- - - - - - - - - - - - - -- - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - -- - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - -

Группа № 3
Цель: выяснить, зависит ли величина сила трения скольжения от вида силы трения.
1. Установите на деревянную доску брусок. Зацепив брусок за крючок динамометра, потяните динамометр. Добейтесь его равномерного движения по доске. Динамометр располагайте параллельно горизонтальной поверхности доски. Определите значение силы трения скольжения деревянного бруска по деревянной доске.
2. Аналогично определите значение силы трения качения деревянного валика по деревянной доске.
3. Установите на деревянную доску брусок. Зацепив брусок за крючок динамометра, медленно потяните динамометр, пока брусок не придет в движение. Запишите наибольшую силу – это и будет сила трения покоя.
Сделайте вывод. Сила трения ________________________ от вида трения.
Наибольшая сила трения – это сила трения ________________,
Наименьшая сила трения – это сила трения ________________

- - - - - - - - - - - - - -- - -- - - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - - - - - -- - - -- - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - -
Категория: Физика | Добавил: ОксанаМ (2013-04-10)
Просмотров: 1155 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 4:46 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru