Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Применение компьютерной технологии на уроках физики
Внедрение информационных технологий в школу расширяет способы преподавания предмета, позволяя проникать глубже в суть рассматриваемых явлений. Обществу требуются учителя, владеющие новыми информационными технологиями и компетентно применяющие их для решения своих профессиональных задач. Активное внедрение информационной технологии на уроках, а также во внеурочное время вызывает интерес у учащихся к уроку. Учителя физики, свободно владеющие компьютерной техникой, могут создавать компьютерные демонстрации явлений, оригинальные сценарии уроков, работать с компьютерным тренажером «Активная физика», использовать компьютерную лабораторию, организовывать проектную деятельность и творческие задания. Компьютерные демонстрации. Компьютерные демонстрации, как правило, проводятся непосредственно во время урока в кабинете физики с целью проиллюстрировать изучаемый материал. Демонстрации проводит сам учитель, с помощью персонального компьютера и переносного мультимедийного проектора проецируя изображение на большой настенный экран. Для демонстрации применяются несколько типов компьютерных материалов. В основном это краткие видеофильмы и анимации различных физических процессов, фотографии и наглядные схематические рисунки. Компьютерная демонстрация рассматривается не как замена реального физического опыта, а как его дополнение. Источниками служат имеющиеся в продаже мультимедийные диски, интернет и собственные разработки. Среди мультимедийных дисков в первую очередь следует отметить мультимедийные курсы физики «Физика в картинках» и «Открытая физика» фирмы «ФИЗИКОН», «Репетитор» фирмы «1С» и т.д. Особая ситуация, связанная с применением этих дисков на уроке, заключается в необходимости ещё до начала урока открыть приложение, с которым предполагается работать. Это не всегда возможно, т.к. последовательность изложения материала зачастую диктует использование в начале урока другого мультимедийного диска. Рабочие материалы хранятся на дисках в заархивированном виде, и пользоваться ими можно только с применением интерфейса фирмы-разработчика. Смена диска, загрузка программы, выход на необходимый раздел занимают до 1-2 минут. Более привлекательным выглядит использование мультимедийных энциклопедий «Кирилл и Мефодий», «Мир вокруг нас» и др. Материалы таких энциклопедий доступны сразу, без интерфейсных программ, их можно заранее перенести в рабочую папку на компьютере, с которого ведутся демонстрации. Тем самым во время урока отпадает необходимость обращаться к оригинальным дискам, экономится время урока, не нарушается его темп. В интернете в свободном доступе имеется большое количество фотографий и фрагментов видеофильмов различных физических явлений. Число сайтов с такими материалами растет. Сценарии уроков Сценарий урока представляет собой фактически его мультимедийный конспект, содержащий краткий текст, основные формулы, чертёжи, рисунки, видеофрагменты, анимации, и используется на уроке с применением мультимедийного проектора. Если традиционная форма ведения урока заставляет учителя постоянно обращаться к мелу и доске, то использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Сценарии используются как при изложении нового материала, так и при повторении пройденного и опросе, они могут быть выполнены в виде мультимедийных презентаций или гипертекстовых документов. Мультимедийные презентации Мультимедийные презентации представляют собой набор страниц (слайдов), содержащих, как и гипертекстовые документы, текст, формулы, рисунки анимации, звуковые и видеофрагменты. Такие сценарии готовятся с использованием программы Power Point, входящей в пакет Microsoft Office.Простота использования этой программы позволяет при наличии демонстрационных материалов в считанные минуты создать новую презентацию, быстро отредактировать отдельные слайды и вставить новые слайды в готовую презентацию, использовать анимацию текста. Переходы от одного слайда осуществляется с помощью клавиатуры или «мыши». Тренажер «Активная физика» Тренажеры представляют собой мультимедийные обучающие пособия. Выпускаемые в настоящее время мультимедийные учебники предназначены главным образом для индивидуальной самостоятельной работы учеников в режиме репетиторства. Они содержат подробный теоретический материал по отдельным темам, сопровождаемый интерактивными демонстрациями. В некоторых версиях можно выполнять виртуальные лабораторные работы и тесты. Набор тестовых заданий невелик, но именно они и представляют наибольший интерес для школы. Теоретические разделы большинства таких учебников сложно использовать на уроке. При изложении нового материала очень важен личный контакт учителя с данным классом, помогающий учитывать особенности восприятия излагаемой темы. Обучающие программы, предназначенные для использования в школах, не должны дублировать школьные учебники, а помогать закреплению пройденного материала. Наиболее эффективными в этом отношении представляются компьютерные тренажеры решения задач, снабженные лаконичным и удобным справочным материалом. Компьютерный тренажер «Активная физика» разработана 10 лет назад авторским коллективом Белорусского педагогического института. Этот тренажер ориентирован на выработку навыка решения типовых задач школьного курса, прохождение материала построено на многократном повторении пройденного на качественно новом уровне. Все задания объединены в разделы (колебания, световые явления и т.д.), каждый раздел состоит из нескольких обучающих сценариев. Приступая к работе с тренажером, ученик регистрируется под своей фамилией в списке класса. Решая задачи, объединенные данным сценарием, он может использовать программу в различных режимах. Оценки за каждое прохождение сценария записываются напротив фамилии ученика в специальный файл (электронный журнал оценок), в раздел, соответствующий режиму прохождения сценария. В режиме «Знакомство» перед решением очередной задачи на экран выводится необходимый справочный материал по данной теме, показывается пример решения задачи. Затем предлагается решить эту задачу с отличными от примера данными. В конце выводится информация о том, правильным или нет, было решение. В режиме «Тренировка» и «Закрепление» справочный материал выводится на экран только в случае ошибки, в режимах «Зачет» и «Экзамен» ученик получает информацию о правильности решения только в виде итоговой оценки за весь блок задач. Выставленная компьютером оценка выставляется в журнал класса. Сроки зачета по очередной теме заранее объявляются и согласуются с прохождением текущего материала по физике. Готовятся к зачету дети самостоятельно в школе или дома. Тренажер «Активная физика» не полностью охватывает школьный курс. Компьютерная лаборатория Компьютерная лаборатория фирмы Philip Harris позволяет непосредственно на глазах у ребят и при их участии проводить измерения, обрабатывать полученные результаты и демонстрировать графики изучаемых физических величин на экране. С их помощью можно следить за мгновенными значениями расстояния до объекта, температурой, давлением, параметрами переменного и постоянного токов, магнитным полем, освещенностью, поворотом тела, интенсивностью звука. В комплект входит специальное запоминающее устройство, к которому могут одновременно подключаться несколько датчиков и которое позволяет сохранять зависимость измеряемых величин от времени. Они являются интерфейсом связи с персональным компьютером. Тем самым позволяется возможность демонстрировать измеренные зависимости физических величин от времени или друг от друга на экране компьютера или на большом демонстрационном экране, проводить компьютерную математическую обработку результатов измерений. Пример. При изучении атмосферного давления в 7-м классе используется датчик давления. Несколько учеников с датчиком давления, подключенным к запоминающему устройству, отправляются из кабинета физики по лестнице в подвал, затем поднимаются на 2-й этаж и возвращаются в кабинет физики. Здесь запоминающее устройство подключается к компьютеру, считывается файл данных, и с помощью мультимедийного проектора график зависимости давления от времени, а значит, от высоты над землей, выводится на экран. Дети все видят своими глазами, как увеличивается или уменьшается давление с высотой. Применение компьютерных датчиков делает даже обыкновенный демонстрационный эксперимент более наглядным и понятным, расширяет его информативность. Ученики знакомятся с современными методами проведения физических экспериментов, современным научным оборудованием, компьютерной обработкой полученных данных. Внеурочная деятельность детей Ученикам предлагается список тем для сообщений на конференции. Ученики по мере накопления опыта и прохождения, определенных тем на уроках начинают готовить доклады в виде коротких презентаций, представляя их в виде гипертекстовых документов или документов Power Point, все, более активно используя интернет, скопируя рисунки и схемы. На уроке они выступают с этими презентациями, объясняя новый материал. Учитель при этом делает необходимые пояснения и комментарии. Над проектом могут работать небольшая группа (2-3 человека) или один ученик. Внеклассная работа по обеспечению преподавания физики с применением компьютерной технологии делает ребят соавторами урока, повышает интерес к учебному процессу, позволяет им в полной мере использовать преимущества новейших информационных технологий. Мультимедийные возможности и опыт учителя дают потрясающие результаты. Урок становится ярким, насыщенным. Такие уроки обладают явными преимуществами перед обычными, потому что:
• Пропадает необходимость по несколько раз переспрашивать учителя во время объяснения, - ведь вся необходимая информация имеется на экране;
• Выясняется способности ученика, подготовившего презентацию, отбирать и представлять информацию, умение использовать физическую терминологию:
• Имеющиеся в компьютерной презентации гиперссылки и управляющие кнопки позволяют изменять последовательность предъявления слайдов, что не всегда возможно при использовании стандартных программных продуктов по физике;
• И учителю, и учащимся приходится по несколько раз выверять правильность определений, цитат, дат, ссылок и т.д. обращаться иногда к нескольким источникам информации, поскольку текст выводится на экран для всеобщего обозрения;
• Появляется возможность моделировать опыты и физические явления, недоступные человеческим органам чувств или требующие слишком сложного оснащения;
• Возникает ещё один шанс заинтересовать знающего компьютер учащегося физикой;
• Предоставляются широкие возможности электронного представления учебного материала: текст, таблицы, графики, схемы и диаграммы, рисунки, фотографии, плакаты, видеоролики, анимационные ролики, виртуальный эксперимент;
• Учащиеся приучаются в качестве альтернативных источников информации использовать мультимедийные продукты и Интернет, а не только традиционные справочники и энциклопедии. При наличии сканера, цифровой фото- или видеокамеры диапазон возможностей компьютерной презентации расширяется неограниченно.
Категория: Физика | Добавил: 03000 (2013-06-09) | Автор: Зубова Татьяна Ивановна
Просмотров: 2733 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 2.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пятница, 2025-08-01, 10:08 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    Ирина Борисенко 2 класс информатика флипчарт животные Новый Год 5 класс логика 10 класс Геометрия имя существительное глагол Казахские пословицы 6 класс Физика интеллектуальная игра зима 8 класс Алгебра класс Казахстан Математика урок Праздник наурыз музыка доклад программа Литература география семья воспитание Классному руководителю Осень игра загадки викторина начальная школа внеклассные мероприятия тест конкурс доброта изо внеклассная работа литературное чтение дополнительное образование воспитательная работа здоровье вода Оксана 8 марта искусство независимость Английский язык Учитель 3 класс Биология внеклассное мероприятие Классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс русский язык ЕГЭ тесты Химия начальные классы дети экология Астана дошкольники любовь казахский язык самопознание английский конспект спорт критическое мышление дружба концерт история 4 класс ИКТ Краеведение библиотека дополнительное образование детей хореография физическая культура Великая Отечественная война игры КВН Логопедия интеграция занятие детский сад дошкольник воздух Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru