Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Поэтому в настоящее время становятся востребованными успешные, конкурентоспособные выпускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях. Модернизация образования – обеспечение его соответствия запросам и возможностям общества – осуществлялась всегда. Мера модернизации зависит от способности системы к изменениям, а сама эта способность во многом определяется подходом к постановке целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, оценке достигнутых результатов. Нельзя не согласиться с мнением ряда авторов, (О. Е. Лебедев, И. С. Зимняя, А. В. Хуторского и др.), считающих главным изменением в обществе, влияющем на ситуацию в сфере образования, ускорение темпов развития общества [1; 2; 3; 4]. В настоящее время школа призвана готовить своих учеников к жизни во временном промежутке от 10 до 70 лет, к жизни, о которой мы пока не может догадываться. Следовательно, для успешной самореализации в дальнейшем школа должна развивать сейчас у обучающихся такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. Что же включает в себя понятие «Компетентностный подход» и какова его роль в современном образовании? На современном этапе, по мнению А. В. Хуторского, введение понятия «компетенция» в практику обучения позволит решить типичную для школы проблему, когда учащиеся, овладев набором теоретических знаний, испытывают значительные трудности в их реализации при решении конкретных задач или проблемных ситуаций. Как уже было отмечено многими авторами, образовательная компетенция предполагает не столько усвоение учащимися отдельных знаний и умений, сколько овладение ими комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления определена соответствующая совокупность образовательных компонентов [3]. Е. Я. Коган считает, что компетентностный подход - принципиально новый подход, он требует пересмотра отношения к позиции учителя, к обучению детей. Указанный подход должен привести к глобальным изменениям: от изменения сознания до изменения методической базы [5]. Компетентностный подход – это подход, который выделяет результат образования, а в качестве результата важно не количество полученной информации, а способность самим находить нужную информацию, выбирать способ действия в определенных ситуациях и, главное, применять знания, умения, навыки. Для формирования компетенций учащихся, учебные занятия по физике необходимо планировать таким образом, чтобы они способствовали приобретению учащимися навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, решение проблемных ситуаций, умение анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Компетентностный подход к уроку не отрицает, а, скорее, изменяет роль знаний. Знания полностью подчиняются умениям. В содержание обучения включаются только те знания, которые необходимы для формирования умений. Все остальные знания рассматриваются как справочные, они хранятся в справочниках, энциклопедиях, интернете. В то же время учащийся должен при необходимости уметь быстро и безошибочно воспользоваться всеми этими источниками информации для разрешения тех или иных проблем. Одна из новых форм работы на уроке – компетентностно-ориентированные задания (КОЗ). Эта работа актуальна потому, что сейчас основная задача, стоящая перед школой, научить применять эти знания на практике, выпустить из стен школы молодых людей с развитыми ключевыми компетенциями. Определив требования компетентностно-ориентированных заданий и изучив опыт работы учителей физики, мною были разработаны задания, отвечающие требованиям компетентностного подхода. Примеры таких заданий: Задание №1 Компетентностно – ориентированное задание по теме «Cостояния вещества и их объяснение на основе молекулярно-кинетической теории» 7 класс Компетентность – информационная. Уровень – 2 Аспект – извлечение и обработка информации Стимул. Если вы выполните это задание, то узнаете, почему существуют твердые, жидкие и газообразные вещества Задачная формулировка. 1. Внимательно прочитайте текст §16 стр. 52. Заполните таблицу. № Состояние вещества Расположение молекул Движение молекул Взаимодействие молекул Свойства 1 Твердое сотояние 2 Жидкое состояние 3 Газообразное состояние 2. Ответьте на вопросы: 1) Можно ли открытый сосуд наполнить газом наполовину? 2)Назовите свойство твердых тел, отличающие их от жидкостей и газов? 3)Изменится ли объем жидкости после того, как ее перелили из стакана в кувшин, в чашку? Модельный ответ 1. № Состояние вещества Расположение молекул Движение молекул Взаимодействие молекул Свойства 1 Твердое состояние В определенном порядке, в виде кристаллической решетки, на близком расстоянии Около положения равновесия Сильное притяжение и отталкивание Сохраняет объем и форму 2 Жидкое состояние Беспорядочно, расстояние больше, чем в твердых телах Беспорядочно Притяжение и отталкивание Сохраняют объем, но меняют форму, текучесть 3 Газообразное состояние Беспорядочно, на больших расстояниях Беспорядочно, разлетаются в разные стороны Слабое притяжение и нет отталкивания Не имеют формы и объема 2. 1) Нет, молекулы газа занимают весь предоставленный объем, так как молекулы газа находятся на больших расстояниях и между ними нет сил притяжения. 2) Твердые тела сохраняют форму. 3) Не изменится, так как жидкости сохраняют объем, но форма изменится. Критерий оценки. Заполнена одна строка таблицы – 3 балл Заполнены две строки таблицы – 6 балл Заполнены три строки таблицы – 9 балл Ответы на вопросы: по 2 балла за вопрос - 6баллов Оценка: «5» - 15 баллов «4» - 13-15 баллов «3» - 8 -12 баллов «2» - 1 - 7 баллов Задание №2 Компетентностно – ориентированное задание по теме «Методы регистрации ионизирующих излучений» 11 класс Компетентность – информационная. Уровень – 3 Аспект – извлечение и обработка информации Стимул. Если вы выполните это задание, то узнаете, как регистрируют заряженные частицы, откуда берется информация о заряженных частицах. Задачная формулировка. 1. Внимательно прочитайте текст §8.6 стр. 278. Заполните таблицу. № Метод или прибор На чем основано действие Рабочее вещество Применение 1 Метод фотоэмульсии 2 Счетчик Гейгера 3 Камера Вильсона 4 Пузырьковая камера 2. Ответьте на вопросы: 1) Есть ли преимущества пузырьковой камеры перед камерой Вильсона? 2) Какой метод дает наибольшую информацию? Модельный ответ № Метод или прибор На чем основано действие Рабочее вещество Применение 1 Метод фотоэмульсии Ионизации атомов брома заряженной частицей Фотоэмульсия, покрытая бромидом серебра По толщине и длине трека определяют энергию, массу и заряд 2 Счетчик Гейгера Ионизации атомов смеси при столкновении с проникающими частицами Газовая смесь метилового спирта и аргона Регистрирует α – и β- частицы и высокоэнергетические γ- кванты 3 Камера Вильсона Конденсации перенасыщенного пара при взаимодействии с заряженной частицей Насыщенные пары спирта или воды По треку: чем больше заряд, тем меньше масса час, тем больше кривизна траектории. По радиусу кривизны траектории и известной скорости движения определяют удельный заряд. Чем толще трек, тем больше заряд частицы. 4 Пузырьковая камера Конденсации перегретой жидкости Перегретая жидкость (пропан, жидкий водород, дейтерий ) Регистрирует частицы с большой энергией, по треку изучаются свойства частицы как в камере Вильсона. 2. 1) Плотность жидкости в пузырьковой камере в несколько тысяч раз больше, чем плотность пара в камере Вильсона, поэтому длина пробега частиц будет короткой и можно наблюдать взаимодействие частиц и превращения частиц. 2) Рабочее вещество фотоэмульсии наиболее плотное, поэтому дает больше информации о частице, можно изучать по фотографии Критерий оценки. Заполнена одна строка таблицы – 3 балл Заполнены две строки таблицы – +3 балл Заполнены три строки таблицы – +3 балл Заполнены четыре строки таблицы – +3 балл Ответы на вопросы : по 2 балла Оценка: «5» - 16 баллов «4» - 13-15 баллов «3» - 8 -12 баллов «2» - 1 - 7 баллов Литература 1. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. - № 5. 2. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. -2004. -№5. - С. 3-12. 3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования //Народное образование, 2003.- № 2.- С. 58-64. 4. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. № 8. 2004. 5. Коган Е. Я. Компетентностный подход и новое качество образования / Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию/ Под ред. А. В. Великановой. – Самара: Профи, 2001. | |
Просмотров: 2126 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|