Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках физики. <br /> Н.А. Потеряева учитель физики средней школы № 22 г. Карагандинская область <br /> Особенность современного образования таковы, что количество информации растет с каждым учебным годом. Для того чтобы обучение и освоение знаний было эффективным и практичным необходимо применять различные методы и формы. Каждому учителю конечно понятно, что это требование времени. Одним из таких методов является информационно-коммуникационный (ИКТ). Каждый учитель сейчас должен уметь пользоваться компьютером и сопутствующим оборудованием, так как это помогает выполнить все задачи и достичь цели урока в полном объеме. Школа это организация, которая в своем учебно-воспитательном процессе берет на себя ответственность за воспитание грамотного, способного к конкуренции, высоконравственного, патриотично настроенного члена общества. В связи с этим особое внимание уделяется индивидуальному подходу при обучении, создаются условия для самостоятельного получения знаний, развитию творческих способностей. ИКТ в этом контексте задач играет важную роль. Использование информационных технологий на уроках позволяет сделать его современным, приблизить к мировосприятию подростка. Для учителя это весомая помощь в проверке знаний, экономии времени, возможность эмоционально и эстетически подать материал, проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению урока. На уроках физики использование ИКТ - необходимость. Хорошо известно, что курс физики включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умение анализировать, сравнивать. Например в разделах ‘’Молекулярная физика’’, ’’Электродинамика’’ необходимо представлять себе молекулу, атом, электрон, в разделе ‘’Ядерная физика’’ – ядро, элементарные частицы, в ’’Оптике’’ – электромагнитные колебания, луч света и его движение, а так же многое другое. Учащимся бывает сложно это сделать. В таких случаях на помощь учителю приходит ИКТ. Применение персонального компьютера и оборудования как средства обучения способствует активизации учебного процесса, индивидуализации обучения, самоконтролю. Для учителя использование ИКТ - это помощь в подготовке к уроку, в проведении внеклассных мероприятий. Компьютер и принтер позволяют подготовить наглядность, опорный конспект, тесты для самостоятельной работы, раздаточный материал. Компьютер и проектор дают возможность разнообразить проведение опроса (фронтального и индивидуального), проводить тестовые работы без печатного материала, подавать материал форме презентации, проводить конференции, семинары в ученических коллективах. Занятия в компьютерном классе позволяют заниматься исследовательской деятельностью, создавать проекты, как учителю, так и учащимся, проводить индивидуальные тестирования. Используя ИКТ, учитель может быстро найти необходимый материал (интернет), подготовить презентацию, подготовить звуковой материал, создать таблицы, алгоритмы. При проведении урока использовать различные иллюстрации, фото, рисунки, слайды, а так же осуществлять текущий контроль знаний. Использование ИКТ во внеурочной деятельности – это факультативы, спецкурсы, кружки, вечера, КВНы , круглые столы, позволяет развивать интерес к предмету, показывает способности, склонности учащихся, ориентирует их профессионально. Физика это экспериментальная наука, и демонстрационные эксперименты, лабораторные работы, лабораторные практикумы занимают особое место в учебном процессе. Разобраться в деталях, выявить закономерность происходящего явления это цель эксперимента. Все это осуществляется на глазах обучающихся в компьютерной лаборатории. С ее помощью можно следить за мгновенными изменениями температуры при нагревании и охлаждении, давлении, параметрами постоянного и переменного токов, освещенностью, интенсивности звука, магнитным полем. Но выполнение компьютерных лабораторных работ требует определенных навыков, характерных для реальных экспериментов – установка параметров опыта, выбор начальных условий, последовательность выполнения работы и др. Совмещая реальный и компьютерный эксперимент, учащиеся добиваются хороших результатов. Вертуальный эксперимент еще долго будет играть вспомогательную роль – поддержки дополнения живого опыта. Поэтому цели использования компьютерных демонстраций таковы: 1) воссоздание классических опытов, невоспроизводимых в школьных условиях; 2)мультипликационное отображение процессов микро, макро, мегомире, недоступных органам восприятия человека; 3) воспроизведение процессов и событий в динамике; 4) целостная система опытов; 5) вертуальная физическая лаборатория для ученических исследований. Компьютерный эксперимент вводит в урок технологии активного развивающего обучения:1) метод проектов, 2) элементы творческого мастерства, 3)фронтальные и групповые методы работы и др. Планировать такую работу можно следующим образом: после выполнения реального эксперимента на уроке в компьютерном классе вводят полученные результаты в компьютер и тот произведя расчеты, выдает результаты на экран. Их можно распечатать и приложить для проверки учителю. Такой вид работы дает ученику возможность быть не только наблюдателем, но и активным участником эксперимента. Использование компьютерных лабораторных работ позволяет превращать их в творческую лабораторию, что способствует принципам развивающего обучения. Физика это предмет в изучении, которого значительное место занимает решение задач. Э.Ферми сказал: ’’Человек знает физику, если он умеет решать задачи’’. ИКТ в данном вопросе оказывает неоценимое воздействие. ’’Физическая задача’’ определяется как ’’…учебная ситуация, требующая от учащегося мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, и направлена на овладение знаниями и развитие мышления.’’ Учителями – практиками выявлены типичные трудности в решении школьниками физических задач: 1) незнание общей схемы действий при решении ; 2) неумение найти физическую суть явления; 3)неумение наглядно представить физические величины и процессы задачной ситуации. В целом, что бы решить задачу, учащемуся надо понимать физические законы и сущность описанных в ней физических явлений, процессов, уметь привести данную задачу к типовому виду и дальше использовать общий для этого вида задач алгоритм познавательных действий. Задачи обычно делятся на расчетные, экспериментальные, графические. Компьютерная модель при этом выступает как способ обобщения задачной ситуации. Она отображает физический процесс, используемый прибор, деятельность физической ситуации. Такая модель компьютерной программы обучает решению физических задач, обеспечивает диалог модели с учеником, детально рассматривает физический процесс, его динамику, параметры начального и конечного состояния и др. В своей работе я использую следующие типы задачных моделей: 1)интерактивные мультграфики; 2) статическая модель – рисунки (фрагменты рисунков), схемы, фотографии; 3)мультипликационная модель – имитация физического процесса; 4) конструкторская модель. Статическая модель формирует навык визуального отображения условия физической задачи : 1)условное обозначение физических величин; 2)систему отсчета; 3) физические постоянные; 4) правильную расстановку действующих на тело сил. В интерактивной модели учащиеся сами расставляют действие сил и указывают систему отсчета. На уроке работу учащихся с моделью задачи можно организовать индивидуально, если достаточно компьютеров, лучше по группам, с разными заданиями и последующим коллективным обсуждением результатов. Мультипликационные модели физических процессов, явлений я часто использую при решении качественных и экспериментальных задач. Так модель ‘’Фотоэффект’’ помогает учащимся найти ответы на такие вопросы: ‘’В чем состоит фотоэффект?’’, ‘’Какова роль задерживающего потенциала?’’, ‘’Что такое ‘’красная граница’’ фотоэффекта?'' и др. Эта модель позволяет закрепить осмысленное применение уравнение А.Эйнштейна в расчетных задачах. Учащиеся решают расчетные задачи в группах, а затем сверяют свои результаты в ходе вертуального эксперимента. Задачные ситуации, связанные с построением и анализом графиков, традиционно являются трудными для учащихся. Им сложно уловить функциональную связь величин: не хватает динамического момента в осмыслении. Это удачно восполняют компьютерные- моделиграфики. Они сопровождаются интерактивными мультипликационными моделями процесса. Эта модель дает представление о микропроцессах, она незаменима в теме ‘’Механика’’ при изучении равнопеременного движения, движения тела брошенного пол углом к горизонту, законов Ньютона, закона Всемирного тяготения, импульса силы и др. В ‘’Видеозадачнике по физике’’ А.И.Фишмана проблемные физические ситуации подобраны в форме видеосюжетов. Такие видеосюжеты и их теоретическое обоснование дается в качестве домашнего творческого задания, для обучения анализа физической ситуации во внеклассной работе. Это является прекрасной базой для формирования познавательных компетенций. Учащиеся самостоятельно проводят видеосъемки задачных ситуаций с использованием местного материала межпредметного содержания. Для развития творческого мышления способствуют задачные модели по конструированию. Используя ‘’Живую физику’’, ‘’Активную физику’’, ’’Физику в картинках’’- учащиеся решают конструкторские задачи. ‘’Физика в картинках’’ содержит ‘’Конструктор конденсаторов’’, ‘’Конструктор резисторов’’ – которые используются для индивидуальной работы в классе. Каждый ученик составляет свою схему соединение резисторов (конденсаторов), задает значение параметров и рассчитывает конечные значения величин. В конце работы ребята составляют ученический сборник задач. При проведении современных уроков с применением информационных технологий существует огромный выбор готовых программных продуктов. Эти программы созданы, так что могут быть использованы как в полном объеме, так и блоками. Я пользуюсь такими программами : ‘’Уроки Кирилла и Мефодия’’, ‘’Открытая физика’’, ‘’Видеозадачник по физике’’ А.И.Фишмана, А.И.Скворцова, ‘’Интерактивный курс физики для 7-10 классов’’, ’’Электронные тесты и уроки’’ и др. Главное достоинство этих программ их наглядное представление физических явлений, сопровождение звуком (дикторский текст), возможность многократного повторения, ссылки, которые дают возможность быстро найти информацию, наглядность физических законов, графиков, таблиц , моделей, плакатов, схем, иллюстраций. Человек запоминает 5% услышанного, 20% увиденного, и только при экранно – звуковом представлении материала 40-50%. Применяя информационные технологии в обучении, на первый план в образовательном процессе выходит учащийся, что ведет к изменению стиля взаимоотношений между учителем и учеником. При этом учитель перестает быть основным источником информации, а берет на себя функции организатора и управляющего деятельностью ученика. Обучение на основе ИКТ позволяет удовлетворить образовательные запросы каждого учащегося в соответствии с его способностями. С другой стороны, хотелось бы отметить, что ИКТ не могут полностью заменить реальный эксперимент и наблюдения за явлением в природе, лабораторные работы, учителя с его любовью к ученикам и своей работе. Информационно – коммуникационные технологии – это шаг к повышению качества обучения к воспитанию новой личности. <br /><br /> Используемая литература: Хуторской А.В. ‘’ Методы эвристического обучения’’, Винницкий Ю.А. ,Нурмухамедов Г.М. ‘’Компьютерный эксперимент в курсе физики средней школы’’ 2006г. ’’Компьютерная поддержка уроков физики’’ 2008г. Ильясова Т. | |
Просмотров: 2168 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|