Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Тема урока: "Закон всемирного тяготения" Цели урока: обучающая: изучение основных законов природы. развивающая: развитие логического мышления(умение классифицировать факты, делать выводы), развитее навыков конспектирования. воспитательная: Воспитание положительного отношения к знаниям. Задачи урока: • изучить закон всемирного тяготения; • ввести понятие гравитационной постоянной; • научить несложные задачи на применение формулы закона всемирного тяготения. I. Организационный момент 1 мин. • Урок идет с применением презентации. Запишите тему урока: “Закон Всемирного тяготения.” • Сегодня мы поговорим о великой силе природы - силе всемирного тяготения. Тема сегодняшнего урока. Эта сила не позволяла человеку строить многокилометровые башни (верхние этажи своей тяжестью давили на нижние – строение разрушалось), мосты через широкие реки (чуть прочитывались инженеры - и они с грохотом рушились). Люди завидовали птицам, и лишь в мечтах взмывали в небо. Между тем человек и не подозревал, скольким этой силе обязан. Именно благодаря ей, вокруг Земли существует атмосфера, она собирает воды планеты, образуя моря и океаны. Да и сама Земля удерживается на орбите вокруг Солнца. • А сама Вселенная? И она не устояла бы без силы всемирного тяготения - галактики распались бы. Человек заставил служить себе эту силу. На пути потоков воды человек воздвигал плотины и ставил турбины, человек запустил искусственный спутник Земли, и могучая сила тяготения понесла его именно по расчетному пути. II. Проверка домашнего задания (6 мин.). • Ребята на прошлых уроках, мы начали изучать новую большую тему: “Законы Ньютона» Для проверки домашнего задания предлагается ответить на вопросы теста. Слайд 4-11Тест проводится с использованием тестирующих устройств • III. Объяснение нового материала (20 мин.). • Первый вопрос нашего урока: мотивация слайды 12-14 IV. История открытия закона. • Закон всемирного тяготения был установлен И. Ньютоном путем обобщения результатов, получе6нных известными астрономами. Важную роль сыграли закономерности движения планет, обнаруженные немецким астрономом И. Кеплером (1571–1630) в результате обработки астрономических наблюдений и информации датского астронома Тихо Браге. Слайд 15 • Ньютон открыл закон ещё в 1666 году, но сверяя свою теорию с данными опыт, он обнаружил расхождения и не стал публиковать свои результаты. Позднее выяснилось, что данные, которыми пользовался Ньютон оказались неточными. Получив в свое распоряжение новые данные , ученый убедился в том, что открытый им закон верен и что ему “…тайна мироздания, наконец, открылась ему, единственному в мире…” V. Рассуждения Исаака Ньютона. • Ученый установил зависимость ускорения свободного падения от расстояния. Слайд 16 • Он заметил, что вблизи поверхности Земли, т.е. на расстоянии 6400 км от её центра это ускорение составляет 9,8 м/с2, а на расстоянии, в 60 раз большем, у Луны, это ускорение оказывается в 3600 раз меньше, чем на Земле. Но 3600 = 602. Значит, ускорение свободного падения убывает обратно пропорционально квадрату расстояния от центра Земли. Но ускорение по второму закону Ньютона пропорционально силе. Следовательно, причиной такого убывания ускорения является аналогичная зависимость от расстояния у силы тяготения. • Формулировка закона: • Сила гравитационного притяжения любых частиц прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними Слайд 6 • Формула закона: F = G , где • m1 – масса первого тела; • m2 – масса второго тела; • r - расстояние между телами; • G – гравитационная постоянная. VII. Гравитационная постоянная. • Из формулы закона всемирного тяготения найдем гравитационную постоянную, выполнив математические преобразования. Слайд 17 • Первые измерения гравитационной постоянной были осуществлены в середине XVIII века. • Точные измерения гравитационной постоянной были проведены в 1796 г. Г. Кавендишем Слайд 17 с помощью крутильных весов. Устройство крутильных весов. Слайд 17 просмотр фильма «Опыт Кавендиша». Кавендиш по углу закручивания нити А сумел измерить ничтожно малую силу притяжения между маленькими и большими металлическими шарами. Для этого ему пришлось использовать столь чувствительную аппаратуру, что даже слабые воздушные потоки могли исказить измерения. Поэтому, чтобы исключить посторонние влияния, Кавендиш разместил свою аппаратуру в ящике, который оставил в комнате, а сам проводил наблюдения за аппаратурой с помощью телескопа из другого помещения. • Опыты показали, что G 6,67 10-11Н м2/кг2 • Физический смысл гравитационной постоянной: Гравитационная постоянная численно равна силе, с которой притягиваются две частицы массой по 1 кг каждая, находящиеся на расстоянии 1 м друг от друга. • Про неё есть даже стихотворение: • Удивительный и странный По устройству мир земной! Во всемирной постоянной Смысл содержится простой: Притяжения здесь сила Для двух тел отражена, Килограмм у каждой было, Между ними – метр длина. • Е.Ефимовский. • В этом стихотворении заключается физический смысл гравитационной постоянной: два тела массами по 1 кг, на расстоянии 1 метр притягиваются с силой 6,67•10-11Н. Стихотворение появляется на бегущей строке IX. Границы применяемости закона. Слайд 18 1. Для материальных точек. 2. Для шаров. 3. Для шаров большего R и тел неправильной формы. X. Практическое применение закона. Слайд 19 X. Закрепление изученного материала (15 мин.) . Расчётные задачи. 1. Космический корабль массой 8 т приблизился к орбиталь¬ной космической станции массой 20 т на расстояние 500 м. Найдите силу их взаимного притяжения. 2. На каком расстоянии сила притяжения между двумя телами массой по 1 000 кг каждое, будет равна 6,67 • 1 09 Н? 3. Два одинаковых шарика находятся на расстоянии 1 м друг от друга и притягиваются с силой 6,67 1 0-15 Н. Какова масса каждого шарика? XI. Домашнее задание (1 мин.) §15, упр 12(1;4) слайд3 XII. Итоги урока. (2 мин.). Выставление оценок. | |
Просмотров: 2023 | Комментарии: 9 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|