Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Тема: Задачи как средство обучения и воспитания учащихся на занятиях по курсу физики «Механика» 9 класс Пояснительная записка. Физической задачей в учебной практике обычно называют небольшую проблему, которая в общем случае решается с помощью логических умозаключений, математических действий, экспериментов на основе законов и методов физики. Решение задачи – неотъемлемая часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формулировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление и их навыки применения знаний на практике. При решении задач у школьников воспитываются трудолюбие, пытливость ума, смекалка, самостоятельность в суждении, интерес к умению, воле, характер, упорство в достижении поставленной цели. Обоснование курса. Необходимость данного курса диктуется реализацией принципа политехнизма в процессе обучения, так как многие из них показывают связь физики с жизнью, техникой, производством. Решение физических задач содействует формулированию твердых знаний, знакомит с открытиями и достижениями современной науки и техники. Некоторые явления природы становятся более понятными, когда они объяснены с помощью решения экспериментальных задач. Для этого необходимо формировать навыки и умения решать данные задачи. Решение задач служит и как цель и как метод обучения. Анализ истории преподавания физики свидетельствует о тенденции усиления внимания к решению задач, образовательное, политехническое, воспитательное Проблема. Время отведенное в 9 классе в разделе ,,Механика’’ на решение задач не позволяет в полном объеме осуществлять все цели необходимые учащимся в жизни, в выборе профессии, дальнейшего пути развития, тормозит раскрытие интереса к предмету, пренебрежение теорией на практике. Цель программы. Уровень научно – технического развития общества и требований к общей и профессиональной подготовке специалистов позволяет утверждать, что занятие по решению задач для 9 класса должны быть направлены на выработку у учащихся таких важных качеств как: 1. интерес к учению 2. умение применить теоретические знания на практике 3. умение самостоятельно добывать знания для решения той или иной физической задачи 4. умение пользоваться любой справочной литературой 5. умение пользоваться приборами для решения экспериментальных задач 6. решать задачи конструкторского, исследовательского характера 7. использовать достижения науки и техники к решению задачи 8. умение применить полученные знания и навыки в жизни, в будущей профессии Задачи. 1. Углубить знания учащихся о природе, физических явлений, их закономерностях и материальности. 2. Развивать интерес к предмету через применение различных методов решения физических задач ( экспериментальных, логических, аналитических, качественных и др.) 3. Реализация принципа политехнизма при решении задач, профессиональной ориентации, помощь в выборе профессии. Объект. Физическая задача. Предмет. Система организации процесса обучения учащихся решению задач по разделу «Механика» в 9 классе с русским языком обучения. Гипотеза. Если организовать учебный процесс по решению задач по курсу физики «Механика», в 9 классе, то знания и умения, полученные в процессе этих занятий могут быть использованы учащимися в 10, 11 классах, а также позволят более серьёзно подойти к решению проблемы в подготовке учащихся к олимпиадам, так как навыки по решению задач полученные на данных занятиях помогут учащимся быстрее и вернее понять законы физики и ее суть. Всё это осуществляется через: - решение задач различных видов; - использованием достижений современной науки и техники; - самостоятельность добывания знаний и умений; - изучение опыта учёных, исследователей; - чтение дополнительной литературы; - отношение между учителем и учащимся. Ожидаемые результаты. Курс по решению задач для учащихся 9-го класса в разделе «Механика» должен дать следующие результаты: - повышение интереса к предмету; - развить мыслительную и творческую деятельность по предмету; - решать по возможности задачи профильного обучения (профессиональная ориентация). - умение применять полученные знания и навыки к решению задач или вопросов в смежных предметах (математика, химия, биология, география, астрономия). - сформировать личность с положительными качествами, приносящую пользу себе и обществу; - сформированное умение работы с литературой; - сформированность функциональной грамотности: умение проектировать собственную деятельность; - сформированность коммуникативных навыков: умение работать в коллективе (команде). Формы работы. Практикумы решения задач, лабораторные работы, уроки с использованием электронного учебника, работа с дидактическим материалом. Диагностический инструментарий Контрольные срезы, тестовые разноуровневые задания, анкетирование, самоанализ, программированные задания. Содержание курса. Решение задач по кинематике вызывают определённые трудности у учащихся 9-го класса. Они связаны главным образом с тем, что в курсе физики 7 и 8-го классов учащимся не приходилось иметь дело со значительным числом формул, с решением системы уравнений. В курсе математики в 7-8-х классов не решаются уравнения с буквенными коэффициентами. Поэтому 9-тиклассники оказываются мало подготовленными к использованию математического аппарата, необходимого уже в начале изучения механики. Учебная цель решения всех задач по кинематике, состоит в том, чтобы помочь учащимся овладеть основными понятиями, усвоить кинематические законы движения и научить применять их в конкретных ситуациях. Изучение механики на векторной основе позволяет обучить учащихся координатному методу решения задач. Универсальность этого метод, общего для всех задач, независимо от характера движения тел доказывает его преимущества. Однако эти преимущества проявляются лишь тогда, когда учащиеся овладевают этим методом. Для этого необходимо усвоить некоторую общую последовательность действий. Любую задачу начинают решать с внимательного прочтения условия. Внимательно прочитать условие – это значит представить себе тот физический процесс или явление, о котором идёт речь в условии задачи. В задачах по кинематике это значит выяснить каков характер движения тел, о которых идёт речь (равномерное, ускоренное, криволинейное и т.д.). Следующий необходимый этап – выбор тела отсчёта. При записи условия задачи фиксируются также некоторые дополнительные данные. Далее составляется уравнение или систему уравнений для координаты перемещения или скорости. Эти уравнения записываются в векторном виде и от него переходят к уравнениям в проекциях. Заключительным этапом решения задач является контроль правильности полученного ответа и его осмысления. В курсе включаются также задачи, которые позволяют учащимся осознанно и на разных уровнях усвоить различные методы описания и изучения движений: текстовые, графические, экспериментальные задачи с неполными данными и д.р. Решение задач – важное средство политехнического обучения и профессиональной ориентации учащихся. Задачи содержат важные сведения о многих отраслях современного производства, массовых профессиях, поисках и находках рационализаторов и изобретателей. В целях политехнического обучения задачи важны также как средства формирования ряда практических умений и навыков. В процессе решения задач учащиеся приобретают умения и навыки применить свои знания для анализа различных физических явлений в природе, технике и быту; выполнять чертежи, рисунки, графики; производить расчеты; употреблять при решении экспериментальных задач приборы и инструменты и т.д. Глоссарий 1. Материальная точка – тело, размерами которого в данных условиях движения можно пренебречь. 2. Траектория – линия, которую описывает тело, вследствие своего движения. 3. Скорость – отношение пути, пройденного телом, к промежутку времени, за который путь пройден. 4. Путь – длина траектории. 5. Перемещение – направленный отрезок прямой, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением. 6. Вектор – величина, которая характеризуется числовым значением и направлением в пространстве. 7. Ускорение - отношение приращения скорости к промежутку времени, за который это приращение произошло 8. Приращение некоторой величины – это разность её конечного и начального значений. 9. Равнодействующая сила – это сила равная векторной сумме всех сил, действующих на тело. 10. Масса – мера инертности тела. 11. Деформация – это изменения размеров и объёма тела. 12. Момент сил – это произведение силы на длину плеча силы. 13. Импульс – произведение массы тела на его скорость. 14 Центр масс – это точка приложения равнодействующей сил тяжести, есть центр тяжести тела. 15. Работа силы – определяется произведением пути и силы на косинус угла между ними. 16. Мощность – определяется отношением работы к промежутку времени. 17. Давление – это величина, определяющаяся отношением силы к площади поверхности. Список используемой литературы для учителя и учеников. 1. Г.С.Ландсберг «Учебник физики» для слушателей подготовительного отделения высших учебных заведений. /изд. «Наука» 1985г. 2. С.Е.Каменецкий, В.П.Орехов «Методика решения задач по физике». /изд. «Просвещение» 1987г. 3. Т.И. Трофимова «Курс физики». /изд. Москва «Высшая школа» 1985г. 4. В.Р. Ильченко «Перекрёстки физики, химии и биологии». /изд. «Просвещение» 1986г. 5. А.П. Рымкевич «Задачник 9-11кл.» /изд. «Дрофа»2000г. 6. В.И. Лукашик, Е.В. Иванова «Сборник задач по физике 7-9кл.» /изд. «Просвещение» 2000г. 7. Сборник задач по физике для подготовительных курсов ТУСУР. 1999г. | |
Просмотров: 2874 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|