Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Узунова Елена Николаевна учитель математики и физики 2 категории КГУ СОШ № 9 город Семей Предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, статью, в которой подробно рассказывается, как, где и зачем нужно применять занимательные ситуации на уроках. Данный материал, я думаю, будет очень интересен и полезен молодым учителям, которые только начинают работать. Создание занимательной ситуации на уроках физики Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. Это особенно важно в наше время, при всеобщем среднем образовании. У многих учеников первая, ситуативная заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке физике. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Следует различать две составляющие занимательности: внутреннюю, т.е. возможности содержания самого предмета, и внешнюю – методические приёмы учителя (элементы соревнования на уроке, дидактические игры, разнообразие форм и методов урока). В любом из этих случаев занимательность ничего общего не имеет с развлекательностью, желанием упростить предмет. Можно дать определение понятию занимательности, исходя из первоначального смысла слова «занимательный», которое толкуется как способность занять, привлечь внимание, заинтересовать. Занимательность – это свойство предметов, явлений, процессов, которое способно вызвать у учащихся чувство удивления, обострить внимание. Вместе с тем занимательность – это приём учителя который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их знаний, способностей и интересов. Рассмотрим вопрос о требованиях, которые следует предъявить к занимательному материалу, чтобы его использование дало прочный обучающий эффект. 1. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Используя на уроке занимательный материал или советуя его прочесть, учитель должен обязательно поставить вопрос: «Как?», «Почему?», «Отчего?». В этом случае занимательный материал не станет развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызовет познавательную активность учащихся, поможет им выяснить причинно-следственные связи. Занимательный материал, приводимый учителем на уроке, должен требовать напряжённой деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания. Примером такого вида занимательных материалов и заданий являются рассказы-загадки, задачи-шутки, кроссворды по пройденной теме, рассказы и картинки с ошибками, некоторые виды дидактических игр. Подобные задания могут быть составлены самими учащимися, и это, несомненно, повышает их ценность. 2. Иногда для ответа на вопрос, содержащийся в тексте, занимательный материал должен требовать достаточно обширных знаний. Это побуждает учащихся читать дополнительную литературу, самостоятельно искать ответы за рамками учебника. Так, вводя понятие о различных физических величинах ( например, о времени, сопротивлении, напряжённости магнитного поля и др.), учитель может обратить внимание учащихся на историю развития метрологии и предложить школьникам подробнее ознакомиться со всевозможными способами измерений по научно-популярной литературе. 3. При использовании занимательного материала необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и уровень их интеллектуального развития. В любом случае такой материал не должен быть слишком лёгким. При изучении темы «Тепловые явления» в 8 классе со средним уровнем успеваемости можно использовать такие статьи из «Занимательной физики» Я. Перельмана (кн.1), как «От чайного стакана к водомерной трубке», «Почему дует от закрытого окна?». В классе с более высоким уровнем знаний можно предложить проанализировать и экспериментально проверить материалы статей «Почему лёд скользкий?», «Задача о ледяных сосульках». 4. При выборе того или иного дополнительного материала для урока учителю следует учитывать увлечения и интересы школьников. Это имеет двоякую цель. Во-первых, даёт возможность учителю формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому предмету; во-вторых помогает сделать особенно интересными повторительно-обобщающие уроки, на которых ученики приводят примеры использования физических законов в интересующих их областях. Например, на уроке «Защита темы «Строение вещества», рассказывая о диффузии, ребята, увлекающиеся литературой, приводи примеры из книг «Трое в лодке, не считая собаки» Дж.К. Джерома, «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого; ученики, занимающиеся в зоологическом кружке, - о роли диффузии в жизни животных; те, кто интересуется историей, рассказывали о жизни и деятельности Броуна. 5. Использование занимательности требует минимума временной затраты, но должно внести яркий, эмоциональный момент в урок. Как показывает опыт, разумнее привести на уроке один-два примера, чем перечислять ряд интересных и эффектных фактов, которые своей многочисленностью не только не решат поставленной учителем задачи, но, наоборот, отодвинут её на второй план. Так, например, в 7 классе при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества» учащимся трудно представить размеры молекул и атомов. Аналогии, яркие образные примеры помогают семиклассникам прочувствовать размеры микромира. Но, если учитель хочет, чтобы эти примеры прочно остались в памяти ученика, следует выбрать лишь одно-два наиболее ярких сравнения, заострить на них внимание. Каждый пример должен сопровождаться красочными рисунками, диапозитивами и т.д. 6. Несомненно, что учитель не должен побуждать к учению только занимательными средствами. В противном случае учение приобретёт лёгкий шутовской оттенок. Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приёмы: проведение занимательных опытов, например с бумажной «кастрюлей», движение тела вверх по наклонной плоскости, попадание яйца в узкую бутыль и т.д.; сообщение учащимся фактов, поражающих своей неожиданностью, странностью, несоответствием прежним представлениям. В 9 классе при изучении темы «Движение планет» можно рассказать о планетах, открытых на «кончике пера», - Нептуне и Плутоне. Ещё более неожиданным является открытие спутника ближайшей к нам звезды Барнарда. Во всех перечисленных примерах занимательность является первоначальным толчком к углубленной познавательной деятельности учащихся. Решение задач в большей степени, чем любая другая форма проведения урока, нуждается в разнообразии используемого материала. Подбирая задачи, учитель может использовать различные софизмы, парадоксы, особенно те, которые отражают жизненную ситуацию. Примерами таких задач могут служить задачи из сборника В.Н.Ланге «Физические парадоксы и софизмы», П.Н.Маковецкого «Смотри в корень», А.И. Семке «Занимательные материалы к урокам» 8» класс. С целью повышения интереса учащихся при решении количественных задач можно использовать задачи, составленные ими самими. В этом случае занимательность задания будет заключаться в том, что учащимся предлагается облечь задачу в интересную форму стихотворения, детективного рассказа и т.д. Большой интерес учащихся вызывают постановка экспериментальных задач в занимательной форме. Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод: использование занимательности даёт на уроке надёжный эффект. Это возможно в том случае, когда учитель правильно понимает занимательность как фактор, определённым образом влияющий на психические процессы, когда он ясно осознаёт цель использования занимательности в данный момент. | |
Просмотров: 2418 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|