Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Создание занимательной ситуации на уроках физики
Узунова Елена Николаевна
учитель математики и физики 2 категории
КГУ СОШ № 9
город Семей

Предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, статью, в которой подробно рассказывается, как, где и зачем нужно применять занимательные ситуации на уроках. Данный материал, я думаю, будет очень интересен и полезен молодым учителям, которые только начинают работать.

Создание занимательной ситуации на уроках физики
Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихся невозможно и, наверное, не нужно. Важно, чтобы всем ученикам было интересно заниматься физикой на каждом уроке. Это особенно важно в наше время, при всеобщем среднем образовании.
У многих учеников первая, ситуативная заинтересованность предметом перерастает в глубокий и стойкий интерес к науке физике. В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педагогическому средству, как занимательность. Следует различать две составляющие занимательности: внутреннюю, т.е. возможности содержания самого предмета, и внешнюю – методические приёмы учителя (элементы соревнования на уроке, дидактические игры, разнообразие форм и методов урока). В любом из этих случаев занимательность ничего общего не имеет с развлекательностью, желанием упростить предмет.
Можно дать определение понятию занимательности, исходя из первоначального смысла слова «занимательный», которое толкуется как способность занять, привлечь внимание, заинтересовать. Занимательность – это свойство предметов, явлений, процессов, которое способно вызвать у учащихся чувство удивления, обострить внимание. Вместе с тем занимательность – это приём учителя который, воздействуя на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся независимо от их знаний, способностей и интересов.
Рассмотрим вопрос о требованиях, которые следует предъявить к занимательному материалу, чтобы его использование дало прочный обучающий эффект.
1. Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. Используя на уроке занимательный материал или советуя его прочесть, учитель должен обязательно поставить вопрос: «Как?», «Почему?», «Отчего?». В этом случае занимательный материал не станет развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызовет познавательную активность учащихся, поможет им выяснить причинно-следственные связи.
Занимательный материал, приводимый учителем на уроке, должен требовать напряжённой деятельности воображения в сочетании с умением использовать полученные знания. Примером такого вида занимательных материалов и заданий являются рассказы-загадки, задачи-шутки, кроссворды по пройденной теме, рассказы и картинки с ошибками, некоторые виды дидактических игр. Подобные задания могут быть составлены самими учащимися, и это, несомненно, повышает их ценность.
2. Иногда для ответа на вопрос, содержащийся в тексте, занимательный материал должен требовать достаточно обширных знаний. Это побуждает учащихся читать дополнительную литературу, самостоятельно искать ответы за рамками учебника. Так, вводя понятие о различных физических величинах ( например, о времени, сопротивлении, напряжённости магнитного поля и др.), учитель может обратить внимание учащихся на историю развития метрологии и предложить школьникам подробнее ознакомиться со всевозможными способами измерений по научно-популярной литературе.
3. При использовании занимательного материала необходимо учитывать возрастные особенности учащихся и уровень их интеллектуального развития. В любом случае такой материал не должен быть слишком лёгким. При изучении темы «Тепловые явления» в 8 классе со средним уровнем успеваемости можно использовать такие статьи из «Занимательной физики» Я. Перельмана (кн.1), как «От чайного стакана к водомерной трубке», «Почему дует от закрытого окна?». В классе с более высоким уровнем знаний можно предложить проанализировать и экспериментально проверить материалы статей «Почему лёд скользкий?», «Задача о ледяных сосульках».
4. При выборе того или иного дополнительного материала для урока учителю следует учитывать увлечения и интересы школьников. Это имеет двоякую цель. Во-первых, даёт возможность учителю формировать интерес к физике через уже имеющийся интерес к другому предмету; во-вторых помогает сделать особенно интересными повторительно-обобщающие уроки, на которых ученики приводят примеры использования физических законов в интересующих их областях. Например, на уроке «Защита темы «Строение вещества», рассказывая о диффузии, ребята, увлекающиеся литературой, приводи примеры из книг «Трое в лодке, не считая собаки» Дж.К. Джерома, «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого; ученики, занимающиеся в зоологическом кружке, - о роли диффузии в жизни животных; те, кто интересуется историей, рассказывали о жизни и деятельности Броуна.
5. Использование занимательности требует минимума временной затраты, но должно внести яркий, эмоциональный момент в урок. Как показывает опыт, разумнее привести на уроке один-два примера, чем перечислять ряд интересных и эффектных фактов, которые своей многочисленностью не только не решат поставленной учителем задачи, но, наоборот, отодвинут её на второй план. Так, например, в 7 классе при изучении темы «Первоначальные сведения о строении вещества» учащимся трудно представить размеры молекул и атомов. Аналогии, яркие образные примеры помогают семиклассникам прочувствовать размеры микромира. Но, если учитель хочет, чтобы эти примеры прочно остались в памяти ученика, следует выбрать лишь одно-два наиболее ярких сравнения, заострить на них внимание. Каждый пример должен сопровождаться красочными рисунками, диапозитивами и т.д.
6. Несомненно, что учитель не должен побуждать к учению только занимательными средствами. В противном случае учение приобретёт лёгкий шутовской оттенок.

Обычно занимательность связана с элементами неожиданности, в ней привлекает новизна материала. Поэтому уместно использовать занимательность при создании проблемной ситуации. С этой целью можно использовать различные приёмы:
проведение занимательных опытов, например с бумажной «кастрюлей», движение тела вверх по наклонной плоскости, попадание яйца в узкую бутыль и т.д.;
сообщение учащимся фактов, поражающих своей неожиданностью, странностью, несоответствием прежним представлениям.
В 9 классе при изучении темы «Движение планет» можно рассказать о планетах, открытых на «кончике пера», - Нептуне и Плутоне. Ещё более неожиданным является открытие спутника ближайшей к нам звезды Барнарда.
Во всех перечисленных примерах занимательность является первоначальным толчком к углубленной познавательной деятельности учащихся.
Решение задач в большей степени, чем любая другая форма проведения урока, нуждается в разнообразии используемого материала.
Подбирая задачи, учитель может использовать различные софизмы, парадоксы, особенно те, которые отражают жизненную ситуацию. Примерами таких задач могут служить задачи из сборника В.Н.Ланге «Физические парадоксы и софизмы», П.Н.Маковецкого «Смотри в корень», А.И. Семке «Занимательные материалы к урокам» 8» класс.
С целью повышения интереса учащихся при решении количественных задач можно использовать задачи, составленные ими самими. В этом случае занимательность задания будет заключаться в том, что учащимся предлагается облечь задачу в интересную форму стихотворения, детективного рассказа и т.д.
Большой интерес учащихся вызывают постановка экспериментальных задач в занимательной форме.
Обобщая всё выше сказанное, можно сделать вывод: использование занимательности даёт на уроке надёжный эффект. Это возможно в том случае, когда учитель правильно понимает занимательность как фактор, определённым образом влияющий на психические процессы, когда он ясно осознаёт цель использования занимательности в данный момент.
Категория: Физика | Добавил: schkoda (2014-01-04) | Автор: Узунова Елена Николаевна E
Просмотров: 2418 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 12:10 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru