Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Тема урока: «Дисперсия света» Цели урока: 1. Образовательная: Обеспечить усвоение учащимися понятие дисперсия света и объяснить ее с точки зрения электромагнитной теории. Дать объяснение многообразию цветов окружающего мира. 2. Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность. 3. Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету «Физика» I. Организационный момент. II. Актуализация опорных знаний (слайд 2) • Какие существовали взгляды на природу света? • Что такое свет в теории Ньютона? • Что такое свет в волновой теории? • Какие волновые свойства света вы знаете? • Что такое интерференция? • Условия интерференции? • Что такое дифракция? • Условие дифракции? • Какой физической величиной характеризуются волны? • Как связанны длина волны, частота и скорость? • Как зависит скорость распространения волн от среды? • Что такое свет по современным представлениям? III. Изучение нового материала. Итак, мы рассмотрели основные свойства световых волн, показали, как связаны величины, характеризующие волны. Сегодня на уроке мы познакомимся с новым явлением, характерным только для световых волн: «Дисперсия света» (слайд 1) и объясним это явление с точки зрения электромагнитной теории. Также дадим объяснение происхождению цветов окружающих нас тел. (слайд 5) Прежде чем говорить о дисперсии света, как явлении световых волн, скажите, с какими физическими понятиями можем связать это явление. • Длина волны • Частота • Скорость, зависит от n (слайд 7,8,9) В 1666 году английский физик Исаак Ньютон обратил внимание на радужную окраску изображений звезд в телескопе. Он заинтересовался этим явлением и поставил опыт. (слайд 10) Ньютон направил пучок малого поперечного сечения на призму. Пучок солнечного света проходил в затемненную комнату через маленькое отверстие стене. Падая на стеклянную призму, он преломлялся и давал на противоположной стене удлиненное изображение с радужным чередованием цветов. Это радужную полоску Ньютон назвал спектром. Замечательно, что этот опыт пережил столетия, и его методика без существенных изменений используется до сих пор. Радужная полоска, состоящая из различных цветов, называется спектром. Данный опыт по опросу газеты Нью-Йорк таймс входит в десятку лучших экспериментов за всю историю этой науки. Закрыв отверстие красным стеклом, Ньютон наблюдал на стене только красное пятно. (слайд 11) Закрыв отверстие, синим стеклом, Ньютон наблюдал на стене только синее пятно. (слайд 12) Отсюда следовало, что не призма окрашивает белый свет, она лишь разлагает его на составные части. Вывод: Белый свет имеет сложную структуру. Из него можно выделить пучки различных цветов. (слайд 13) И лишь совместное их действие вызывает у нас впечатление белого цвета. В самом деле, если с помощью второй призмы, перевернутой на 180 градусов относительно первой собрать все пучки спектра, то опять получится белый цвет. Это явление разложения белого сложного цвета в спектр называется дисперсией. (слайд 15, 1 часть) Продолжая изучать спектр, Ньютон заметил, что разные цвета преломляются по-разному. Например, красный цвет преломляется слабее других, а фиолетовый сильнее всех. Объяснение этому дает электромагнитная теория. Показатель преломления n= , луч красного цвета преломляется меньше из-за того, что красный свет имеет в веществе наибольшую скорость, луч фиолетового цвета больше, т.к. скорость фиолетового света наименьшая. Именно поэтому призма и разлагает свет. В пустоте скорости света разного цвета одинаковы, поэтому там дисперсия наблюдать нельзя. На основании этого давайте дадим еще другое определение дисперсии. Работа с учебником стр.131,абц.4 Дисперсия - это явление зависимости показателя преломления вещества от длины падающего света. Дисперсия - это явление зависимости показателя преломления вещества от частоты падающего света. Вывод: Призма не изменяет свет, а лишь раскладывает его на составные части. Белый свет состоит из цветных лучей. Дисперсия – это явление разложения белого сложного цвета в спектр. Дисперсия - это явление зависимости показателя преломления вещества от длины падающего света. Дисперсия - это явление зависимости показателя преломления вещества от частоты падающего света. (слайд 14,15) Каждый цвет спектра является монохроматическим. Монохроматический свет - одноцветный свет, свет определенной длины частоты. (слайд 16) Учащимся было дано опережающее задание. 1. С помощью первичных цветов (красный, голубой, зеленый) получить другой любой цвет. 2. Показать, что соединение трех цветов даёт «грязь». 3. Объясните на примере картины Малевича «Чёрный квадрат», как можно получить чёрный цвет. В 1807 году английский физик Томас Юнг сделала очень важное открытие. Он обнаружил, что белый цвет можно создать комбинацией красного, зеленого и голубого цветов. Кроме того, комбинируя красный, зеленый и голубой цвета можно получить и другие цвета. Эти цвета красный, зеленый и голубой были названы Юнгом первичными цветами. Учащиеся показывают комбинацию цветов. Художники знают, что соединение более трех цветов, не относящихся к первичным дают грязный цвет. Всем известно, данная картина показываем «Черный квадрат» Малевича, учащиеся объясняют. Зная, что белый свет имеет сложную структуру, можно объяснить удивительное многообразие красок в природе. Трава и листья деревьев кажутся нам зелеными потому, что из всех падающих на них солнечных лучей они отражают лишь зеленые, поглощая остальные. Красный томат отражает только красные цвета, остальные же им поглощаются. Лист белой бумаги отражает все падающие на него лучи различных цветов. Лист черной бумаги поглощает все падающие на него лучи различных цветов. При пропускании белого цвета через окрашенное стекло оно пропускает тот цвет, в который окрашено. Это свойство используется в различных светофильтрах. Вывод: светофильтры пропускают только лучи такого цвета, какой цвет имеет фильтр, поэтому через красный светофильтр цветные предметы кажутся черными, кроме красноокрашенных, точно также через зеленый фильтр. Вывод: Дисперсия – это явление разложения белого сложного цвета в спектр. Белый свет – сложный, состоит из монохроматических цветов. Показатель преломления среды зависит от цвета света фиолетовый, красный. Показатель преломления света в среде зависит о его частоты. Цвет тела зависит от того, лучи какого цвета это тело отражает. IV.Тестирование (слайд 16) Тестовое задание по теме «Дисперсия света» 1. Что называют дисперсией света? А) Зависимость показателя преломления от цвета; В) Зависимость показателя преломления от длины; С) Зависимость показателя преломления от частоты; 2. Какой свет называют монохроматическим? А) Белый цвет; В) цвет одной длины волны; С) совокупность цветов; 3. Какой свет будет распространяться в веществе призмы (из стекла) с большей скоростью? А) Красный; В) синий; С) фиолетовый; 4. Что произойдет при соединении световых лучей спектра? А) Чёрный цвет; В) белый цвет; С) грязный цвет; 5. Чем объяснить белый цвет снега, черный цвет сажи, зеленый цвет листьев, синий цвет флага? А) Отражением световых лучей определенного цвета; В) огибанием световых волн; С) сложением световых волн; 6. Какого цвета мы увидим зеленые листья, рассматривая их через красный фильтр? А) Красного; В) чёрного; С) зелёного; 7. Какие явления объясняются дисперсией? А) Полярное сияние; В) солнечное затмение; С) радуга. V. Подведение итогов тестирования. Варианты ответов: (слайд 17) 1. АВ,С 2. В 3. А 4. В 5. А 6. В 7. С VI. Радуга Объясните, почему возникает радуга, какие явления наблюдаются при этом? Ответ: (в водяной капле происходят следующие оптические явления: преломление солнечного света в водяных каплях, образующихся в атмосфере; дисперсия света, т.е. разложение белого света на цветные лучи; отражение света) (слайд 18) А сколько цветов вы видите? Каких? То, что в радуге семь цветов – это всеобщее заблуждение, всеми повторяемое обычно не проверяемое. Посмотрите внимательнее на радугу и рассмотрите её не предвзято. Сколько вы видите цветов? (ответ: красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый) Они не имеют резких границ, а переходят один в другой постепенно, так что, кроме перечисленных основных цветов, различаются промежуточные оттенки: красно-желтый (оранжевый), желто-зеленый, зелено-голубой, фиолетово – голубой (синий). Значит, в солнечном спектре либо 5 цветов, либо 9 (если считать промежуточные). Откуда же взялось число 7? (Гипотезы учеников) Ньютон первоначально тоже различал только пять цветов. Стремясь создать соответствие между числом цветов спектра и числом основных тонов музыкальной гаммы, Ньютон добавил к 5 перечисленным цветам спектра еще два. (7 чудес света, 7 дней в недели, на 7 небе) Что же касается радуги, то здесь не удается заметить даже и 5 оттенков. Обычно мы видим 3 цвета (красный, зеленый, фиолетовый) иногда различается жёлтый. Но так как Ньютон решил, что в спектре 7 цветов, то мы вынуждены тоже так считать. Последовательность цветов в спектре легко запоминается: Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан; Как Однажды Жак – Звонарь Городской Сломал Фонарь; Домашнее задание: § 4.6 Читать, учить определения, понятия. Отвечать на вопросы после параграфа (устно) VI.Рефлексия: 1. Если вам было интересно на уроке, как усвоили понятие «Дисперсия» выберите, один из основных цветов (красный) наклейте на свой лист ответов (цвета: зелёный, красный, голубой) 2. Если вас данный рассматриваемый вопрос заинтересовал, и вы хотели бы узнать больше, наклейте, один из дополнительных цветов. | |
Просмотров: 2859 | Комментарии: 3 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|