Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Тема урока: «Плотность вещества». Цель урока: Сформировать понятие плотности вещества. Тип урока: объяснение нового материала. Задачи: 1) обучающая: экспериментально исследовать зависимость массы тела от рода вещества и от объёма тела. 2) развивающая: развить умение решать задачи на нахождение плотности тела 3) воспитывающая: воспитывать самостоятельность учащихся, интереса к предмету на начальной стадии его изучения. Содержание нового материала: плотность вещества, единицы измерения плотности и связь между ними, таблицы плотностей, расчет массы, объема и плотности. Тип урока: объяснение нового материал Вид урока: исследование. Оборудование: весы, наборы для определения плотности вещества (тела одинакового объёма, но разной массы; тела одинаковой массы, но разного объёма), алюминиевый и латунный цилиндр из набора калориметрических тел, мензурка с водой, разновесы. Эпиграф: «Без сомнения, всё наше знание начинается с опыта» Кант Иммануил, немецкий философ (1724-1804 гг.) Ход урока: 1.Вводно-мотивационный момент. Слово учителя: -Уважаемые коллеги! Нет, нет, я не оговорилась. Сегодня вы не учащиеся 7 класса, а мои коллеги – физики-экспериментаторы, исследователи зависи- мости массы тела от рода вещества и от объёма тела. Именно этой проблеме посвящена наша научная работа. Процесс научного творчества состоит из звеньев Исходные факты Гипотеза Следствия Эксперимент Исходные факты Всё это звенья научного познания, и мы сегодня вместе в таком процессе поучаствуем. 2. Проверка домашнего задания. -Но, прежде посмотрим, как вы подготовились дома? (На партах у учащихся заранее приготовлены карточки в двух вариантах для проверки домашнего задания). Проверка домашнего задания. Ф.И. уч-ся_________________________ Вариант 1. 1. Как обозначается масса тела? ______________________ 2. С помощью какого физического прибора можно определить массу тела? _____________________ 3. 1 г = ________кг 4. Явление сохранения телом скорости при отсутствии воздействия на него других тел называется _________________________ Проверка домашнего задания. Ф.И. уч-ся_________________________ Вариант 2. 1. В международной системе единиц масса измеряется в ___________________ 2. С помощью какого физического прибора можно определить объем тела? ________________ 3. 20 г = _________кг 4. Какие еще единицы массы вы знаете? __________________________________________ правильные варианты ответов, учащиеся обмениваются своими тетрадями и выставляют себе оценки в лист контроля по критериям оценок Лист контроля для каждой группы. Командир группы следит за объективностью выставления оценки. ФИО Дом. задание Эксперимент Решение задач Итоговая оценка -Итак, в путь. «Сперва собирать факты и только после этого связывать их мыслью»,- советовал Аристотель. Прислушаемся к его совету. 3. Объяснение нового материала. 1)Демонстрация. Учитель демонстрирует опыт: Взвесим два цилиндра равного объёма, но изготовленные из разных веществ (алюминиевый и свинцовый цилиндры). Опыт показывает, что масса свинцового цилиндра больше массы алюминиевого. Вопрос учителя: «Почему это происходит?» Начинается научное исследование, но сначала ребята самостоятельно ставят перед собой цель: в ходе исследования узнать, от каких факторов (физических величин) зависит масса тела, выяснить физический смысл плотности. 2)Выдвижение гипотез. Учащиеся предполагают, что масса тела зависит -от объёма тела -от рода вещества -от формы тела (неверно) Учитель не отбрасывает неверные предположения: каждая из гипотез нуждается в экспериментальной проверке. Все гипотезы записываются в тетрадь. 3)Экспериментальная работа. Учитель: «Наш великий соотечественник М.В.Ломоносов говорил: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением Поэтому подвергнем экспериментальной проверке все наши гипотезы. а) проверка зависимости m от v . Учащиеся кладут на весы тела, изготовленные из одного вещества, но разного объёма. Делают вывод о зависимости m от v , причем эта зависимость –прямая пропорциональность. Делают соответствующие записи в тетради. Тела, имеющие разные объёмы, но изготовленные из одного и того же вещества, имеют разные массы. б) проверка зависимости m от рода вещества. У чащиеся кладут на весы тела, имеющие равный объём, но изготовленные из разных веществ (алюминиевый и свинцовый цилиндры). Делают вывод о зависимости от рода вещества. Делают соответствующие записи в тетради. Тела, имеющие равные объёмы, но изготовленные из различных веществ, имеют разные массы. В) проверка зависимости m от формы тела (неверно). Учащиеся кладут на весы тела, имеющие равные объёмы и равные массы, но имеющие разную плотность. Делают вывод о том, что не зависит от формы тела. Делают соответствующие записи в тетради. Тела, имеющие равные объёмы и массы, могут иметь различную форму, но масса тела от формы не зависит. Опыт делается, если выдвинута соответствующая гипотеза. 4)Формула вычисления плотности тела. Итак, уважаемые коллеги тема нашего урока: «Плотность вещества». Учитель даёт понятие плотности вещества, логически выводит формулу плотности и обращает внимание на физические величины, входящие в неё. Ребята отмечают полное соответствие формулы с результатами только что проведённых экспериментов. Учитель: -Все эти опыты объясняются тем, что все вещества имеют разную плотность. Плотность вещества показывает, чему равна масса вещества, взятого в объёме 1м 3 (или 1см 3 ). Плотность – это физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. ρ - плотность вещества m -масса тела v -объём тела ρ= Из этой формулы мы можем получить ещё две формулы Единица плотности в СИ - 1 кг/м 3 , но мы будем применять для решения задач и другую единицу – 1 г/см 3 . Если плотность вещества выражена в кг/м 3 , то её можно перевести в г/см 3 следующим образом: Пример: ρ серебра=10500 кг/м 3 . Выразить её в г/см 3 . 10500000 г ρ =10500 кг/м 3 V= 1000000 см 3 =10 см 3 ρ=10500000 г /1000000 см 3 = 10,5 г/ см 3 Рассмотрим таблицы плотностей на стр.50. (Рассматривают таблицы) Плотность одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состоянии различна. Пример: ρ льда=900 кг/м 3 , ρ воды=1000 кг/м3 , ρ вод. пара=0,590 кг/м3 (не забывайте выставлять себе оценки за работу на каждом этапе урока) 4. Физминутка Все встали. Ребята, вы будете отвечать на вопросы поднятием рук. Ответ «да» - руки вверх, ответ «нет» - руки в стороны. 1)Тела, окружающие нас состоят из различных веществ. (Да) 2)Плотность – физическая величина, которая равна отношению массы тела к его объёму. (Да) 3)Плотность одного и того же вещества в твёрдом, жидком и газообразном состояниях одинакова. (Нет) 4)Плотность показывает, чему равна масса вещества в единице объёма. (Да) 5)Единицей плотности в системе СИ является 1 г/см3. (Нет) 5. Закрепление изученного материала: А)(Работа со справочными материалами в конце учебника) -Чтобы не высчитывать всегда плотность каждого вещества, т.к. для каждого вещества это постоянная величина, физики измерили плотности всех известных веществ и занесли их в следующие таблицы. Откройте учебники на странице 218, внимательно посмотрите таблицу плотности некоторых веществ. -Давайте сравним плотности, полученные нами с таблицей. 1)Какое из тел имеет наибольшую плотность? (платина). 2)Чему равна плотность подсолнечного масла? (930 кг/м3). 3)Что легче 1 м3 азота или 1 м3 кислорода? (азот легче, т.к. его плотность меньше). 4)Как вы думаете, можно ли по таблице определить одинакова ли плотность одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии? (можно, плотность разная у воды, льда и пара). 5) Плотность вещества 2300 кг/м3 . Какое это вещество? (бетон) 6)Почему подсолнечное масло не опускается на дно воды? Плотность – замечательная характеристика! «Это интересно!» В) Решение задач 1. Из какого металла изготовлена втулка подшипника, если ее масса 3,9 кг, а объем 0,0005 м3? (железо) 2. Определите массу мраморной плиты, размер которой 1*0,8*0,1 м. (216 кг) – самостоятельно (не забывайте выставлять себе оценки за работу на каждом этапе урока) 6.Итоги урока. Командиры групп комментируют по оценочным листам оценки за урок. Учитель подводит итоги всех этапов урока, выявляет при опросе у учащихся, какие были сложности при выполнении заданий. Дом. задание: §32, упр. 12 (2,5). Индивид. задание - определить массу воздуха в комнате. Выставление оценок за работу на уроке. - | |
Просмотров: 1656 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|