Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Из опыта работы по формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики
Из опыта работы по формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
М.Г. Дементьев, учитель физики КГУ «Винненская средняя школа», Глубоковский район, с. Винное, ВКО
Н.М. Блинова, учитель физики и информатики КГУ «Средняя школа №7», г. Усть-Каменогорск, ВКО.
В программе развития общеобразовательной школы до 2020 года, в качестве основы системной научной модернизации преподавания школьных предметов, сформулирован методологический принцип – компетентностный подход. Который, предполагает формирование у обучающихся: потребностей и умений самостоятельно добывать и применять знания на практике, целенаправленного и систематического приобщения к научным способам познания, развитие обучающихся как личности и субъекта деятельности, формирование ценностных и жизненных принципов. Основной способ практического воплощения данного подхода - формирование у учащихся универсальных умений и навыков необходимых для самостоятельного изучения основных структурно – генетических единиц знаний школьного курса физики, а так же для применения имеющихся знаний при решении задач и выполнении практических заданий.
Как известно учебники физики нового поколения перенасыщены информацией, которая слабо структурирована, логически обоснована и выстроена. Уровень сложности изучаемого материала не всегда соответствует реальным познавательным возможностям учащихся. Способы изложения учебного материала в имеющихся учебниках физики не способствуют формированию универсальных умений и навыков: учебно-информационного, учебно-интеллектуального, учебно-организационного характера. В учебниках практически отсутствуют алгоритмические предписания, необходимые для формирования универсальных навыков решения задач, обязательного уровня сложности, слабо прослеживается межпредметная связь математики и физики.
Цель данной работы поделиться имеющимся опытом по формированию, у учащихся универсальных умений и навыков, которые необходимы для организации самостоятельной познавательной деятельности при изучении щкольного курса физики.
Для успешного самостоятельного изучения школьного курса физики необходимо решение следующих задач:
1. формирование обобщенных алгоритмов действий по изучению основных структурно - генетических единиц физических знаний (явления, величины, законы, приборы),
2. формирование обобщенных алгоритмов решения физических задач, формирование, знание основных математических правил, которые наиболее часто применяются для решения физических задач.
3. формирование алгоритмов, необходимых, для выполнения физического эксперимента, лабораторных работ.
Таким образом, для продуктивной самостоятельной познавательной деятельности на уроках физики надо иметь хорошо сформированные навыки работы с учебной информацией, которая представлена в школьном учебнике физики, справочниках, пособиях, электронных источниках информации. По содержанию учебная информация школьного курса физики условно делится на следующие структурно- генетические единицы: понятия, явления, величины, законы, приборы и т. д. Для того чтобы научиться самостоятельно осмысленно воспринимать учебную информацию, прочно ее запоминать и применять для решения практических задач предлагаются следующие алгоритмы работы.
Алгоритм работы с текстом учебника.
1. Первичное, сплошное чтение текста учебника, при этом в тексте выделяются (отмечаются) основные, новые, ранее не изученные, явления, величины, законы, приборы, понятия.
2. Повторное, избирательное чтение текста, при этом составляется краткий конспект, в который отбирается, группируется, систематизируется, структурируется информация, о новых понятиях, явлениях, величинах, законах, приборах, в соответствии с требованиями пунктов обобщенных алгоритмов.
3. Самостоятельное, письменное воспроизведение изученной информации «по памяти».
4. Сравнение, уточнение самостоятельно воспроизведенной информации с информацией, представленной в конспекте, учебнике.
5. Применение изученных знаний для решения задач.
Алгоритмы работы с основными
структурно – генетическими единицами знаний по физике.
Физическое явление.
Алгоритм действий при изучении физических явлений.
1. Выделить основные материальные объекты (тела, поля), участвующие во взаимодействии.
2. Установить основные, наиболее существенные, причинно- следственные зависимости, существующие между взаимодействующими объектами.
3. Определить основные условия, при которых протекает явление.
4. Определить (сформулировать) явление по схеме:
название явления - это физическое явление, при котором перечень основных, существенных признаков и условий их протекания.
5. Использование явления на практике, способы предупреждения вредного проявления явления.
Физическая величина.
Алгоритм действий при изучении физических величин.
1. Установить какое явление или свойство характеризует данная величина?
2. Знать определительную формулу, выражающую зависимость данной величины с другими.
3. Знать физический смысл величин, входящих в данную формулу. Какие это величины - векторные или скалярные?
4. Определение величины по схеме:
название величины – это физическая (векторная или скалярная) равная (произведению или отношению), перечень величин.
5. Единица измерения данной величины в СИ, ее физический смысл.
6. Способы измерения величины.
Физический закон.
Алгоритм действий при изучении физических законов.
1. Установить между какими явлениями или величинами закон устанавливает зависимость?
2. Знать математическую формулу закона, физический смысл величин, входящих в формулу.
3. Формулировка закона по схеме:
название величины зависит (прямо пропорционально или обратно пропорционально) от перечня величин;
4. Знать, что значит прямо пропорциональная или обратно пропорциональная зависимость;
5. Знать границы применимости закона;
6. Знать опыты, подтверждающие справедливость закона;
7. Учет и использование закона на практике;
8. Знать историческую справку.

Алгоритм действий при работе с физическими приборами.

1. Знать назначение прибора, какая величина измеряется с помощью данного прибора.
2. Знать принцип работы прибора, правила пользования прибором.
3. Изучить шкалу прибора, определить максимальное и минимальное значение измеряемой величины.
4. Установить какая это шкала: равномерная или не равномерная.
5. Определить цену деления прибора по формуле: А= (Х2-Х1)/N
где: А- цена деления, Х1, Х2 – два ближайших числовых значения измеряемой величины, N- количество делений между двумя ближайшими числовыми значениями измеряемой величины.
6. Провести необходимые измерения, зная цену деления прибора.

Что обязан знать и уметь ученик, для самостоятельного решения физических задач.
Помните что основной критерий глубины и прочности знаний по физике -
это умение решать задачи.
Ниже перечислены основные алгоритмы, приемы и методы, используя которые можно самостоятельно научиться решать задачи обязательного уровня сложности, предусмотренные учебной программой для 7 класса.

Обобщенный алгоритм решения физических задач:

1. Внимательно изучите содержание текста задачи до полного его понимания. Помните, что основная смысловая информация сконцентрирована в словах текста задачи. Критерий понимания: способность пересказать полностью содержание текста задачи без поддержки учебника.
2. Создать физическую модель явления, о котором идет речь в задаче. Для этого надо выделить основные материальные объекты (тела, поля), участвующие во взаимодействии, установить между ними причинно-следственные зависимости. Желательно выполнить чертежи, схемы. Установить, какие величины известны по условию данной задачи, а какие необходимо найти. При необходимости единицы измерения физических величин перевести в систему СИ.
3. Создать математическую модель явления: записать физические формулы, которые выражают зависимости между величинами.
4. Провести анализ полученной системы уравнений. Сравнить количество уравнений и количество неизвестных величин в формулах. Если количество неизвестных величин больше количества уравнений, то необходимо провести дополнительный анализ физической модели и выявить недостающие причинно-следственные связи и формулы. Добиться того чтобы количество уравнений было равно количеству неизвестных величин.
5. Полученную систему уравнений решить относительно неизвестной величины в общем (буквенном) виде.
6. Провести анализ размерностей физических величин, используя конечную формулу.
7. Провести численные расчеты, желательно в стандартном виде. Оценить значение полученного числового ответа на его соответствие реальной действительности.
Для решения задач по физике необходимо уметь работать с формулами.
Алгоритм работы с формулами.
Знать:
1. определительную формулу закона, величины,
2. физический смысл величин входящих в формулу, т.е. какая буква, обозначает какую величину,
3. словесную формулировку закона, величины, согласно выше приведенных алгоритмов,
4. как величины зависят друг от друга; что означает прямо пропорциональная и обратно пропорциональная зависимости между величинами,
5. единицы измерения величин, входящих в формулу, в системе СИ,
6. уметь выполнять преобразование формул, находить неизвестные величины
Основные математические правила, которые надо знать и уметь применять для преобразования физических формул.
1. Правило пропорции (основное свойство пропорции).
2. Правило нахождения неизвестного множителя
3. Правило перегруппировки (переноса слагаемых из одной части уравнения в другую)
Для успешного выполнения вычислительных действий при решении физических задач необходимо использовать стандартный вид числа.
Основные свойства степени, которые необходимо знать для проведения
вычислительных действий, с использованием стандартного вида числа.

1) an * am= an+m 2) an : am= an-m 3) (an)m= an*m
4) an=1/ a –n 5) a½= √ a 6) a0=1 7) an/bn=(a/b)

Алгоритмы решения задач по основным темам курса физики 7 класса:
1.Алгоритм решения задач по теме: механическое движение, скорость:
1. Внимательно изучить текст задачи до полного его понимания.
Критерий понимания: способность пересказать полностью содержание текста задачи без поддержки учебника.
2. Выполнить чертёж к задаче, на котором:
а) выбрать тело отсчета,
б) с телом отсчета совместить начало декартовой прямоугольной системы координат,
в) в представленной системе координат изобразить движущиеся тела, их основные количественные характеристики.
3. Установить особенности движения каждого тела (равномерное, неравномерное, прямолинейное, криволинейное, движение по окружности). Установить, какие величины известны по условию данной задачи, а какие необходимо найти. При необходимости единицы измерения физических величин перевести в систему СИ.
4. На основании проведенного анализа записать систему уравнений и решить её относительно неизвестной величины в общем виде.
5. Провести анализ размерностей физических величин полученной формулы.
2. Алгоритм построения графика движения:
1. Записать уравнение движения; зависимость координаты движущегося тела от времени: x=x0+v*t где:
X - координата тела в любой момент времени,
X0 - начальная координата тела,
V - скорость движения тела,
t - время движения,

2. Заполнить таблицу значений для времени и координаты.
3. Построить систему координат, при этом по оси абсцисс откладываются значения времени, а по оси ординат - значения координаты тела. Выбрать рациональный единичный отрезок (масштаб).
4. В построенной системе координат отметить точки, используя числовые данные из таблицы.
5. Провести линию, соединяющую эти точки. Рядом с полученным графиком записать уравнение движения.

3.Алгоритм решения задач по теме: закон сохранения механической энергии:
1. Внимательно изучить текст (содержание) задачи до полного его понимания. Критерий понимания: способность пересказать полностью содержание текста задачи без поддержки учебника.
2. Выполнить чертёж к задаче, на котором:
а) изобразить тела, которые участвуют во взаимодействии,
б) отметить начальное и конечное положения тел, а также основные величины, которые характеризуют тела в этих положениях.
3. Записать закон сохранения энергии для выделенных положений. При этом, в левой части формулы записать сумму кинетической и потенциальной энергии тел в начальном положении, а в правой - сумму кинетической и потенциальной энергии тел в конечном положении.
4. Полученное уравнение решить относительно неизвестной величины в общем виде.
5. Провести анализ размерностей физических величин полученной формулы.
6. Провести численные расчеты, желательно в стандартном виде. Оценить числовое значение полученного ответа на его соответствие реальной действительности.

4. Алгоритм решения задач по теме: правило моментов:
1. Внимательно изучить текст (содержание) задачи до полного его понимания. Критерий понимания: способность пересказать полностью содержание текста задачи без поддержки учебника.
2.Выполнить чертёж к задаче, на котором:
а) отметить ось вращения,
б) обозначить все силы, приложенные к телу,
в) изобразить плечи для всех сил.
3. Записать правило моментов. При этом, в левой части уравнения записать алгебраическую сумму всех моментов сил, вращающих тело по часовой стрелке, а в правой - сумму всех моментов сил, вращающих тело против часовой стрелки.
4. Полученное уравнение решить относительно неизвестной величины в общем виде.
5. Провести анализ размерностей физических величин полученной формулы.
6. Провести численные расчеты желательно в стандартном виде. Оценить числовое значение полученного ответа на его соответствие реальной действительности.
Категория: Физика | Добавил: hope070185 (2014-02-04)
Просмотров: 2010 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Четверг, 2024-12-19, 10:55 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru