Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Ленгле Наталья Александровна, Айыртауский район, Саумалкольская СШ № 1 Урок по физике в 9 классе Тема: Звездное небо. Небесная сфера. Система небесных координат. Тип урока: Изучение нового материала. Сабақ түрі: Вид урока: беседа Цель урока : Ввести понятие звездного неба и небесная сфера. Задачи Обучающая: раскрыть сущность системы небесной сферы и небесных координат Развивающая: развивать навыки реализации теоретических знаний в практической деятельности. Воспитательная: воспитывать чувства ответственности за качество и результат работы. Әдіс – тәсілдер: Методы: беседа, иллюстрации. Форма: индивидуальная, коллективная Ресурсы: компьютер, интерактивная доска, плакат "Карта звездного неба", мультимедийная презентация "Звёздное небо", видеофильм «Звездные ориентиры». Ход урока 1. Мотивация изучения темы и задач урока. Мир, в котором мы живём, огромен, разнообразен, необозрим. Пространству нет ни начала, ни конца, оно беспредельно. Тем и интересно для изучения. И особенно интересные явления совершаются на небе. По небу движутся Солнце и Луна. А вид звездного неба – это бриллиантовая россыпь множества звезд, который всегда привлекал завораживал человека. Когда-то очень давно один мудрец сказал, что если бы звездное небо было видно только в каком-нибудь одном месте Земли, то к этому месту непрерывно двигались бы толпы людей, чтобы полюбоваться великолепным зрелищем. Михаилу Васильевичу Ломоносову – великому русскому ученому – принадлежат слова, которые идут, кажется, из глубины души каждого из нас, поднявших глаза на звездное небо: Открылась бездна, звезд полна, Звездам числа нет, бездне дна… Звездное небо – великая книга Природы. Сегодня на уроке мы попробуем научиться её читать. Мы будем искать ответы на вопросы: - Сколько звезд на небе? - Кто придумал названия созвездиям? -Что такое Созвездие? - Что такое эклиптика? 2. Изучение нового материала В безлунную безоблачную ночь на небе сверкает бесчисленное количество звезд. С любой точки поверхности Земли на небе невооруженным глазом можно увидеть около трех тысяч звезд. (слайд 2) Тысячи лет назад люди глядели на небо, считали звезды и мысленно соединяли их в разнообразные фигуры (созвездия), называя их именами персонажей древних мифов и легенд, животных и предметов. У разных народов имелись свои мифы и легенды о созвездиях, свои названия, разное их количество. Деления были чисто условны, рисунки созвездия редко соответствовали названной фигуре, однако это существенно облегчало ориентирование по небу. Даже босоногие мальчики в древней Халдее или Шумерах лучше знали небо любого из нас. В общем случае на небе можно насчитать до 2500-3000 звезд (в зависимости от вашего зрения) – а всего видимых звезд около 6000 (слайд 3) Видеофильм «Звездные ориентиры» (12 мин 34 с) 2. Закрепление изученного материала Знаете ли вы свой знак зодиака? Двенадцать знаков зодиака, рогатый Козлик- забияка, в волшебных брызгах Водолей, две Рыбы в чешуе огней, Барашек в облаках кудрявых, и Бык бодливый в лунных травах, Близняшки со своей возней , Рак с ослепительной клешнёй, Лев, рыкающий с неба грозно, и Девушка в накидке звёздной, Весы, висящие без туч, и Скорпиона жгучий луч, Стрелец, что целится из мрака -двенадцать знаков зодиака. Астрологи считают, что судьба и характер человека отражается в его астрологической карте, при этом немаловажно, в каких знаках находились небесные тела при его рождении. Названия знаков происходят от названий двенадцати соответствующих зодиакальных созвездий, в которых поочерёдно находится Солнце в своём годовом движении. Знаки зодиака, являющиеся основным элементом астрологии, для современной астрономии имеют лишь историческое значение. Все знаки относятся к 4 стихиям - Огонь, Воздух, Вода, Земля. Представление учащихся по стихиям: - Он невидимый, и всё же Без него мы жить не можем. (Воздух) Весы, Водолей, Близнецы - Сколько не езди и не ходи Конца и края ей не найти. (Земля) Козерог, Телец, Дева - Она и туча, и туман, И ручей, и океан. (Вода) Рак, Скорпион, Рыба - Он горяч и красен, Бывает и опасен. (Огонь) Овен, Лев, Стрелец. Задание 1. Построение точек (созвездий) на координатной плоскости и найдите эти созвездия на звездной карте. Задание для группы № 1. Созвездие “Большая Медведица” (-15;-7), (-10;-5), (-3;-6), (6;-6) (-3;-6), (-1;-10), (5;-10), (6;-6) Задание для группы 2. Созвездие “Андромеды”. (-2;9), (0;7), (1;4), (2;-2) (2;-2), (-2;-1) (-4;4), (-2;5), (1;4) Задание для группы 3. Созвездие “ Кассиопеи”. (-5;0), (-3;2), (-1;0), (1;0), (3;-2) Задание для группы 4. Созвездие “Весы”. (1;5), (-2;4), (-5;5) (1;5), (-5;-1) (1;5), (-1;-2) (1;5), (3;1). Задание 2. “Ч Е Т В Ё Р Т Ы Й Л И Ш Н И Й” Исключите из ряда не подходящее по логике слово. • 21 марта, 23 февраля, 23 сентября, 22 декабря. • Меркурий, Юпитер, Марс, Венера. • Лунное затмение, полнолуние, последняя четверть, новолуние. • Океан Бурь, Море Дождей, Тихий Океан, Море Ясности. • Титан, Европа, Ганимед, Каллисто. • Рыбы, Телец, Кассиопея, Козерог. • Гелиос, Аполлон, Ярило, Нептун. • Вега, Денеб, Бетельгейзе, Альтаир. • “Вега”, “Пионер”, “Викинг”, “Маринер”. Ответы: 1. 23 февраля, 2. Юпитер, 3. Лунное затмение, 4. Тихий Океан, 5. Титан, 6. Кассиопея, 7. Нептун, 8. Бетельгейзе, 9. “Вега”. Задание 3. “З А Г А Д К И” Отгадайте загадки. • Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат. (небо, месяц, звезды) • Ехал Волох, рассыпал горох, Стало светать, нечего собирать. Без него плачемся, а как появится – от него прячемся. (Звездное небо) • Из какого ковша не пьют, не едят, а только на него глядят? (Ковш Большой Медведицы) • Стало светать, нечего собирать. Без него плачемся, а как появится – от него прячемся. (Солнце) Задание 4. Составить стихотворение по заданным рифмам (рифмы взяты из стихотворений Бунина): Млечный - вечный Комета - примета Планет - нет Небес - чудес Сферы - веры Уносит - просит Человек – век Задание 5. Выполнение творческого задания У каждого обучающегося на столе лежит раздаточный материал: таблица 1 со знаками зодиака, таблица 2 с датами рождения знаков зодиака, таблица 3 с условными обозначениями созвездий каждого знака зодиака, характеристикой знака). Обучающийся в тетради должен оформить свой личный знак зодиака по плану: -Фамилия, имя обучающегося; -Дата рождения; -Название знака зодиака; -Условное обозначение знака; -Характеристика знака зодиака; -Выразить свое отношение (согласие или несогласие с характеристикой знака зодиака) Раздаточный материал Таблица 1 Близнецы Весы Водолей Дева Козерог Лев Овен Рак Рыбы Скорпион Стрелец Телец Таблица 2 Лев 23 июля – 22 августа Дева 23 августа – 22 сентября Весы 23 сентября – 22 октября Скорпион 23 октября – 21 ноября Стрелец 22 ноября – 20 декабря Козерог 21 декабря – 19 января Водолей 20 января – 17 февраля Рыбы 18 февраля – 19 марта Овен 20 марта – 19 апреля Телец 20 апреля – 20 мая Близнецы 21 мая – 20 июня Рак 21 июня – 22 июля Таблица 3 Лев Считают себя центром вселенной, звездой. Они хотят руководить, дарить удачу, защищать. У них нет чувства опасности. Они хороши во всем, что касается политики, культуры или шоубизнеса. Дева Знак котов и вообще мелких зверюшек. Они беспокойны, хотят все обдумать, прежде чем сделать. Они умны, работоспособны, надежны и могут делать все, что угодно. Весы Подчеркивают роль знаний, любят накапливать факты, ценят информацию другого рода. Знак меры и умеренности. Отличное чувство коллективизма. Если они в работе, то делают ее хорошо. Скорпион Властный, инстинктивный характер. Он знает, чего хочет. Суть его натуры – решительность. Индивидуализм, презирающий собственное мнение. Стрелец Многие путешествуют много и далеко, как в мыслях, так и на деле, другие занимаются коллекционированием. Не любят слишком тяжелой работы. Лучше работают в коллективе, чем в одиночку. Козерог Терпеливые, справедливые, любящие люди. Большинство не боятся тяжелой работы. Лучше работают в одиночку. Водолей Совокупность ангела и дьявола. Любопытны, их влечет все новое, понимают природу, немного наивны. У них отличное чувство коллективизма, хороши в общественной работе. Рыбы Рыбами руководит и управляет скрытая сторона жизни. Рыбы рождаются усталыми, их жизнь подобна дому без оконных стекол, сквозь этот дом дует любой ветер. Рыбы – чрезвычайно талантливы. Овен Типичный Овен обладает хорошим здоровьем, активный и неугомонный. Овны больше чувствуют, чем размышляют. Тип, полный оригинальных идей и неутомимо любопытный ко всему новому. С Овном не стоит спорить. Телец Спокойный и уверенный темперамент. Обычно Тельцы миролюбивы и терпеливы. Тельцы не любят споров, особенно в повышенном тоне. Осторожный наблюдатель, предпочитающий посмотреть еще раз, перед тем, как делать выводы. Обычно у Тельцов хорошие руки. Близнецы Интеллектуальный, непосредственный, сложный знак художников, разговорчивый, мужественный, гуманный с привлекательной внешностью. Обладают подвижным умом, живые, ловкие, любознательные. Они неуравновешенны, непоследовательны, делают несколько дел одновременно. У них переменчивое настроение, они легко все схватывают, обожают споры и веселье. Рак Обладает хорошим интеллектом, невероятной памятью. Раку нужно время для размышления, его нельзя торопить. Итоги урока Домашнее задание: Подготовить презентацию "Гороскоп моей семьи" Завершение урока: стихотворение Олега Дмитриева “Вселенная школьника” Надо с детства учится на звезды смотреть. Потому что, шаля и грустя, Можно небо забыть – Обрести его впредь Уж тебе не удастся, дитя! Станешь взрослым и под ноги будешь глядеть Иль куда-нибудь перед собой, Чтоб кого-нибудь вдруг не толкнуть, не задеть, Уносимый шумящей толпой. Будешь милой глядеть в молодые глаза. В книжный шрифт, в шевеленье теней… Иногда вдруг заметишь: Упала звезда, И потянешься сердцем за ней! Только это не в счет, Это только на миг, Потому что случайный твой взгляд Никуда не проник, Ничего не постиг В небесах, где созвездья парят. Надо с детства учиться на звезды смотреть, Поднеся к подбородку ладонь, И когда-нибудь сможет тебя обогреть Их неверный холодный огонь. И когда-нибудь ночью у тихой воды, Где двоятся ночные огни, Ты себя вдруг почувствуешь сыном звезды, Ведь Земля наша – Звездам сродни! | |
Просмотров: 2671 | | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|