Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Урок по физике: Архимедова сила
Ленгле Наталья Александровна
Учитель математики и физики
Айыртауский район, Саумалкольская СШ № 1
План-конспект урока
Тема урока: Сила Архимеда
Предмет: Физика
Класс: 7
Цели урока: Формирование знаний у учащихся о силе Архимеда.
Задачи урока:
- обучающие: формировать понятие об архимедовой силе (выталкивающая сила), учить выводу правила для вычисления архимедовой силы;
-развивающие: формировать умение наблюдать физические явления, анализировать их, делать выводы, развивать экспериментальные навыки; развивать интерес к изучению окружающего мира через уроки физики;
-воспитательные: воспитывать самостоятельность мышления, чувство ответственности, культуру умственного труда;
Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, в парах
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, штатив, ведёрком Архимеда, динамометр, разновес, таблица, стакан отливной, набор тел разной массы.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Сообщение темы, цели и задачи урока
2. Проверка усвоения изученного материала
Фронтальный опрос по пройденной теме
3. Мотивационный этап
Учитель. Сегодня речь пойдет о выталкивающей силе – Архимедовой силе. (Учащиеся записывают дату и тему урока в тетради).
Научное открытие свойства выталкивающей силы было открыто древнегреческим ученым, математиком и механиком Архимедом. (слайд № 2)
Проблемная ситуация:
Человек издавна пытался объяснить необъяснимое, увидеть невидимое, услышать неслышимое. Оглядываясь вокруг себя, он размышлял о природе и пытался решить загадки, которые она перед ним ставила. Сначала человек считал природу одушевленной, но позже человек стал понимать, что движет всем вокруг закон. И только он стоит во главе всего, что нас окружает.
Вы, конечно же, ежедневно сталкиваетесь с различными физическими явлениями и в большинстве случаев можете предсказать как они закончатся.
Например , предскажите, чем закончатся следующие события:
• если положить в полный стакан ложку ,то…;
• если маленький мячик утопить в воде ,то…;
• если вытащить ведро в колодце на поверхность воды ,то…;
• если погрузиться в воду, то…;
Скажите, пожалуйста, какие знания вы использовали для того, чтобы ответить на поставленные вопросы? Выслушиваются различные варианты ответов и пояснения к ним.
Таким образом, мы приходим к мысли, что нам необходимо знать, почему так всё происходит.
4. Изучение нового материала
«Определение Архимедовой силы» ( Слайд №3)
Эксперимент 1 (видео анимация эксперимент 1)
«Определение зависимости архимедовой силы от объема тела» (Слайд №4)
Проведем первый эксперимент. Перед вами два груза выполнение из одного материала, но как видите они разного объема. Прикрепим груз меньшего объема к динамометру и замерим вес этого груза сначала в воздухе, а затем опустив груз в жидкость. Как вы видите деформация пружины практически не изменилась. Это говорит о том, что величина выталкивающей силы очень мала. Теперь прикрепим к динамометру груз большего объема и точно так же погрузим этот груз в жидкость. Вы видите, что величина выталкивающей силы стала гораздо заметнее, пружина динамометра поднялась выше. И мы с вами можем судить о том, что выталкивающая сила стала больше.
Вывод эксперимента 1 (Слайд №5)
Эксперимент 2 - видео анимация (Слайд №6)
«Определение зависимости архимедовой силы от плотности тела»
Перед вами два цилиндра одинакового объема, но выполнение они из разного материала. Это значит, что у них различная плотность. Подвесим к динамометру сначала один груз и опустим в воду тело. Заметим значение выталкивающей силы по изменению шкалы динамометра. Теперь проведем подобный эксперимент со вторым грузом, вы можете заметить, что значение выталкивающей силы не изменилось. Выталкивающая сила была одинаковой для двух грузов равного объема, но выполненных из разного материала.

Вывод эксперимента 2 (Слайд №7)
Эксперимент 3 - видео анимация (Слайд №8)
«Определение зависимости архимедовой силы от глубины погружения тела в жидкость»
Прикрепим груз к пружине динамометра и опустим этот груз в воду, таким образом, чтобы он находился полностью под слоем жидкости. Заметьте, какое значение сейчас показывает шкала динамометра, и будем подливать в сосуд жидкость. Обратите внимание на то, что значение на шкале динамометра практически не меняется, а значит не меняется выталкивающая сила.
Вывод эксперимента 3 (Слайд №9)
Эксперимент 1 - видео анимация (слайд № 10)
«Определение зависимости архимедовой силы от плотности жидкости»
Прикрепим груз к пружине динамометра, заметим показание шкалы динамометра. Когда груз находился в воздухе, а затем опустим его в воду. По разнице показания шкалы в двух положениях можно о величине выталкивающей силы. Теперь опустим это тело в масло. Посмотрите какова сейчас разница в показаниях динамометра. Можно заметить, что выталкивающая сила, действующая на тело в масле гораздо меньше.
Вывод эксперимента 4 (Слайд № 11)
Запишем выводы в тетради и на доске (слайд 12):
Архимедова сила
Не зависит от Зависит от
1. Формы тела.
2. Плотности тела. 1. Объема тела V.
2. Плотности жидкости .

5. Применение закона выталкивающей силы и наблюдение её в быту, технике, природе.
6. Первичная проверка понимания изученного. Решение задач
1. Рассмотрим два случая нахождения Архимедовой силы.
Задача 1
Необходимо рассчитать, сколько весит в воде камень массой 500 кг и объемом 0,2 м3. (Слайд 13)
Задача 2
Каково значение Архимедовой силы, действующей на полностью погруженное в воду медный брусок массой 890 г. (Слайд 14)

2. Решите самостоятельно задачу (работа в парах): С какой силой выталкивается кусок дерева массой 800 г при его полном погружении в воду? (слайд № 15)
3. Просмотрев видеоролик «Закон Архимеда» сделайте выводы и заполните таблицу. (слайд № 16)
4. Решение теста. Проверка теста.
Тестирование (раздаточный материал с тестом). Читаем вопрос и выбираем ответ:
1) Вес стальной детали в воздухе равен 3Н, а в воде 2,7Н. Определите архимедову силу, действующую на стальную деталь.
а) 5,7Н б) 0,3Н в) 3Н г) 2,7Н
2) Железный и деревянный шары равных объемов бросили в воду. Сравните архимедовы силы, действующие на шары?
а) На железный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность больше.
б) На деревянный шар действует большая архимедова сила, так как его плотность меньше.
в) На железный и деревянный шары действуют одинаковые Fа, т.к. объемы равны.
3) Железное и деревянное тело равных масс бросили в воду. Равны ли выталкивающие силы, действующие на каждое тело?
а) На деревянное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше.
б) На железное тело действует большая выталкивающая сила, т.к. его объем больше.
в) На тела действуют равные выталкивающие силы, т.к. равны массы тел.
4) К динамометру подвешено металлическое тело. В каком случае показания динамометра будут больше: если тело опустить в керосин или в воду?
а) Больше в воде, т.к. ее плотность больше.
б) Больше в керосине, т.к. его плотность меньше.
в) Одинаково, т.к. объем тела не меняется.
5) Архимедова сила определяется формулой:
а) Fa = g жVтела б) Fa = g телаVтела в) Fa = g h г) Fa = mg
Сделайте вывод: что такое архимедова сила и от чего она зависит? (Архимедова сила – сила, выталкивающая тело из жидкости, зависит от плотности жидкости и объема погруженного тела.)
Изменится ли архимедова сила, действующая на тело, если тело не полностью погружено в жидкость, а лишь наполовину? (Архимедова сила будет меньше, так как объем тела в жидкости будет меньше.)
7. Анализ и рефлексия.
Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с Архимедовой силой. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что на любое тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила. Спасибо дети за урок.
Выставление оценок.
Домашнее задание. § 55 упражнение 29, №6, №7

Источник: http://1. Р.Башарулы, У.Токбергенова, Д.Казахбаева. Учебник «Физика и астрономия», 7 класс – Алматы: «Атамұра», 2012 2. Лукашик
Категория: Физика | Добавил: Малинка (2014-04-10) | Автор: Ленгле Наталья Александровна E
Просмотров: 1208 | Теги: видеоролик, задачи, эксперимент, архимедова сила | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 5:15 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru