Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Урок физики по теме "Плавание судов. Воздухоплавание". 7-й класс Цель урока: рассмотрение поведения тел в жидкости и газе, устройства судов и воздушных шаров. Образовательные: формировать: - понятия: «осадка», «ватерлиния», «водоизмещение»; - умение применять понятия к анализу явления в простейших случаях. Развивающие: совершенствовать умения наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления; выделять общие признаки и обобщать результаты экспериментов. Воспитательные: формировать научное мировоззрение, воспитание интереса и любознательности. Тип урока: комбинированный с применением ЦОР Ресурс: ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал, ЦОР. Мультимедийные компоненты: «Презентация MS Power Point» для проведения урока План урока. 1. Вступительное слово 2. Кроссворд 3. Работа в группах 4. Видеофрагмент фильма «Почему плавают корабли» 5. Задание на соответствие 6. Видеофрагмент фильма «Воздухоплавание» 7. Тест 8. Решение задач Ход урока: I. Вводно – мотивационный этап Звучит музыка Дети, вам тепло? (Да!) В классе светло? (Да!) Прозвенел уже звонок? (Да!) Начался уже урок? (Да!) Значит можно всем садиться! Продолжаем мы учиться! Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда Вниманье ваших умных глаз Я знаю, каждый в классе гений, Но без труда талант не впрок Возьмем же ручки и мелок И вместе сочиним урок Сегодняшний урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошего умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...» Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в этих словах. У вас на партах находятся оценочные листы, за каждое правильное задание вы ставите 1 балл. Нам известно о действии жидкости и газа на погруженное в них тело. Мы изучали условия плавания тел. Чему же будет посвящен сегодняшний урок, мы узнаем, решив физический кроссворд. (На доске появляется кроссворд, учащиеся в группах выполняют кроссворд, затем на экране появляются правильные ответы) По горизонтали: 1. Единица измерения давления. 2. Единица измерения массы. 3. Прибор для измерения атмосферного давления. 4. Физическая величина, равная отношению силы, действующей на поверхность, к площади поверхности. 5. Прибор для измерения давления большего или меньшего атмосферного. 6. Единица измерения силы. 7. Фамилия ученого, сделавшего важное открытие в области плавания тел. 8. Единица измерения длины. Ответы: 1. Паскаль. 2.Килограмм 3.Тонна 4.Квадратный метр 5. Час 6.Ньютон 7. Литр 8. Метр. По вертикали получают ключевое слово – плавание. Итак, тема нашего урока « Плавание судов. Воздухоплавание». Какие ассоциации возникают у вас по данной теме (слова: вода, воздух и т. д.). С данными словами у нас будет связана групповая работа. II. Актуализация познавательной деятельности. Задание 1-ой группе. Оборудование: сосуд с водой, кусочек пластилина. Вам необходимо добиться, чтобы кусок пластилина плавал в воде. (Мы сделали из пластилина лодочку. У нее больше объем, чем у куска пластилина. Чтобы заставить плавать тонущие тела, нужно изменить объем погруженной части тела. При этом изменяется и архимедова сила.) Задание 2-ой группе. Оборудование: газированная вода, стакан, кусочек шоколадки. В стакан с газированной водой опустите кусочек шоколадки. Понаблюдайте. Что будет происходить? Почему? (В стакан с газированной водой мы опустили кусочек шоколада. Шоколад опустился на дно, т.к. его плотность больше, чем у воды. Но облепленный пузырьками газа, кусочек всплывает на поверхность. На поверхности пузырьки лопаются, шоколад опускается и так будет продолжаться, пока весь газ из газировки не выйдет.) Задание 3-ей группе. Ответьте на вопрос. Будет ли кусок льда плавать в бензине, керосине, глицерине? Почему? (-Плотность льда 900 кг/м3, бензина - 800 кг/м3, глицерина-13100 кг/м3 . Лед будет плавать в глицерине, а в бензине утонет.) Задание 4-ой группе. Оборудование: «Черный ящик» В нем находится оригинальный индикатор, который поможет вам определить: в каком из стаканов налита пресная, а в каком – соленая вода . Что находится в черном ящике? (Нам необходимо определить: в каком из стаканов налита пресная вода, а в каком – соленая. Наш ответ в черном ящике находится картофель.) Молодцы, ребята. III. Формирование новых знаний Действительно, вода и воздух – истинное чудо, без них не возможна наша жизнь. Человек издавна плавает на плотах, лодках, судах. Человек, наблюдая за полетом птиц, всегда стремился подняться в воздух. Сегодня на уроке мы выясним, когда это произошло и почему это возможно. - Где в технике учитываются архимедова сила и условия плавания тел? (При постройке кораблей.) - Масса современных судов достигает несколько десятков тысяч тонн. Почему же эти корабли не тонут? (Любой современный корабль содержит большое количество отсеков, заполненных воздухом. Это и приводит к тому, что средняя плотность судна оказывается меньше плотности воды) ЦОР - видеофрагмент фильма «Почему плавают корабли» Вывод: Для того чтобы корабль держался на плаву необходимо выполнение основного условия плавания: вес воды, вытесненной частью судна, находящейся в воде, должен равняться силе тяжести, действующей на судно вместе с пассажирами, топливом и различными механизмами. Задание. Найти соответствие (работа по карточкам, на экране появляются правильные ответы. Взаимопроверка, за каждый правильный ответ 1 балл) Характеристики судна: Осадка – это глубина, на которую судно погружается в воду. Ватерлиния – красная линия на корпусе судна, показывающая наибольшую допустимую осадку судна. Водоизмещение – вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом. Грузоподъемность – вес полезного груза, перевозимого судном. ЦОР – видеофрагмент «Воздухоплавание» А теперь выполним тест. Тест на понимание и обсуждение видеофрагмента «Воздухоплавание» (самопроверка). Выполняют на листочках. При выполнении теста звучит музыка, после окончания музыкального таймера учащиеся заканчивают выполнять тест. 1.Чем измеряют атмосферное давление? а) градусником b) барометром c) тонометром 2. Какое условие необходимо, чтобы шар поднимался в воздух? Наполнить: а) кислородом b) нагретым воздухом c) углекислым газом 3. Для чего применяют воздушные шары? а) фотографирование поверхности земли b) метеорология c) воздухоплавание 4. Чем можно регулировать выталкивающую силу воздушного шара? а) спичкой b) свечой c) газовой горелкой 5. При каких условиях шар может подниматься вверх? а) Если выталкивающая сила больше силы тяжести. b) Если выталкивающая сила меньше силы тяжести. с) Если выталкивающая сила и сила тяжести равны. 6. При каких условиях шар может повиснуть в воздухе? а) Если выталкивающая сила больше силы тяжести. b) Если выталкивающая сила меньше силы тяжести. с) Если выталкивающая сила и сила тяжести равны. 7. При каких условиях шар в воздухе начнет опускаться? а) Если выталкивающая сила больше силы тяжести. b) Если выталкивающая сила меньше силы тяжести. с) Если выталкивающая сила и сила тяжести равны. 8. Почему воздушный шар, поднявшись высоко, может лопнуть? а) Внешнее давление больше внутреннего. b) Внешнее давление меньше внутреннего. с) Низкая внешняя температура. ОТВЕТЫ на доске (1b 2b 3abc 4c 5a 6c 7b 8b). За каждый правильный ответ 1 балл. Физминутка для глаз, следим глазами за картинками на экране. (под музыку). Все эти сюжеты связаны с дальнейшими задачами. IV. Применение знаний и умений при решении задач (в группах) За правильно решенную задачу ставим 1 балл. (одна группа показывает решение на доске, а остальные группы сверяются с ответами на доске) 1. Плот, плывущий по реке, имеет площадь 8 м2. После того как на него поместили груз, его осадка увеличилась на 20 см. Каков вес помещенного на плот груза? Дано: СИ Решение S = 8 м2 Рт = Рж = F h = 20 см 0,2 м Рж = Fвыт = mж g rк = 1000 кг/м3 Fа = rж g Vт Vт = Sh P = rк g Sh P = ? P = 1000 кг/м3* 10Н/кг *8 м2* 0,2 м= 16000 Н = 16 кН. 2. Рассчитать подъёмную силу воздушного шара объёмом 40 м3, наполненный водородом. Дано: Решение V = 40 м3 m= V = 0,1890 кг/м3 ∙ 40 м3 = 7,2 кг g = 9,8 Н/кг Рг = mг g= 9,8 Н/кг∙7,2 кг = 71 Н rг = 0,1890 кг/м3 Fа = rж g Vт = 10 Н/кг ∙1,3 кг/м3∙40 м3 = 520 Н Значит, этот шар может поднять груз весом F = ? 520 Н – 71 Н = 449 Н Это и есть подъемная сила. 3. Сила тяжести, действующая на судно, 100000 кН. Какой объем воды вытесняет это судно? ( 10000 м3) 4. Какой минимальный объем должна иметь подводная часть надувной лодки массой 7 кг, чтобы удержать на воде юного рыболова, вес которого равен 380 Н? Подведение итога урока Сегодня на уроке мы ознакомились с плаванием судов и воздухоплаванием. У вас на столах лежать стикеры с ключевыми словами, давайте их закрепим на корабле и воздушном шаре, изображенными на плакате. Заполните оценочные листы и поставьте себе оценки по следующей шкале: Оценка «5» - 18 – 19 баллов Оценка «4» - 17-16 баллов Оценка «3» - 14-15 балов Рефлексия Какие полученные знания на уроке Вы: Положите в портфель Пропустите через мясорубку Выкинете в корзину Поднимите руку, кто получил оценку «5» - вы сегодня получаете этот воздушный шар, а кто получил оценку «4» - вы получаете кораблик. Давайте вместе возьмем с собой в дорогу эти знания и дружно произнесем эти слова: Давайте восклицать, друг другом восхищаться. Высокопарных слов не стоит опасаться. Давайте говорить друг другу комплименты - ведь это все любви счастливые моменты. Вы мне очень понравились. Я желаю вам успехов. Спасибо дети за урок. | |
Просмотров: 2703 | Комментарии: 4 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|