Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Тема урока: Магнитные свойства вещества. Магнитная проницаемость. Гипотеза Ампера. Атом в магнитном поле. Общие цели: • Создание условий для осмысления, понимания и практического применения изученного материала по данной теме урока. • Развитие коммуникативных навыков работы в группе, навыков критического мышления, умения сравнивать, анализировать, синтезировать, делать выводы. • Воспитание навыков взаимопонимания и взаимопомощи, эффективного группового общения, навыков само- и взаимооценивания. Задачи: • Выяснить, в какой степени разные вещества обладают магнитными свойствами. • Выяснить физический смысл магнитной индукции. • Рассмотреть гипотезу Ампера. • Сформулировать определение магнитного гистерезиса и что такое домены, магнетики. • Изучить природу диа-, пара- и ферромагнетизма. • Показать практическую значимость использования магнитомягких и магнитожестких материалов • Формировать навыки оценивания. • Совершенствовать навыки эффективного общения при групповой форме работы. • Формировать навыки решения задач (тесты) по изученной теме. • Совершенствовать умение учащихся аргументировано излагать материал. Результаты обучения: Учащиеся формулируют определения (магнетики, домены, магнитная проницаемость, магнитный гистерезис), делают выводы, высказываются в диалогической речи по теме урока, работают с текстом, решают задачи (тест), учатся внимательно слушать, внимательно относится друг к другу, работать в группе, проводить самооценку и взаимооценку, создавать презентации на флипчартах. Ключевые идеи: Для обеспечения понимания учащимися научных понятий, а также для развития способности к анализу, синтезу и оценке информации и идей, умению делать выбор в отношении своего обучения необходимо использовать новые подходы в преподавании и обучении. Развитие критического мышления на основе взаимодействия «учитель-ученик», «ученик-ученик» через использование стратегий критического мышления и через организацию обучения в группах, в ходе исследовательской беседы, способствует синтезированию информации и идей. Организация работы по самооценке и взаимооценке повысят эффективность формативного оценивания. Использование ИКТ поддержит интерес к изучаемому предмету. Осуществление дифференцированного подхода в обучении при учете возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, при работе с талантливыми и одаренными учениками предполагает развитие у учеников навыка выполнения задач различной степени сложности. Задания: Задание 1. 3 мин Учитель обсуждает с учениками цели и задачи урока. Задание 2. Самостоятельное изучение материалов учебника по новой теме. 8 мин Учитель предлагает учащимся стратегию «ЗХУ». Ученики заполняют таблицу. Задание 3. Защита ответов. 15 мин Учитель использует стратегию критического мышления «Круговой обзор». Ученики отвечают на вопросы, защищают проекты ответов. Задание 4. Во время защиты ответов Учитель использует стратегию «Две звезды и желание». Ученики проводят взаимооценивание после выступлений. Задание 5. Тестирование. 5 мин Учитель раздает каждому ученику тест. Ученики выполняют задание. Источники: 1. Кронгарт Б. и др. Физика: Учебник для 10 классов естественно-математического направления общеобразовательных школ / Б. Кронгарт, В. Кем, Н. Койшыбаев. − Алматы: Издательство «Мектеп», 2011. – 352 с. 2. Сезонов Ю. И. Сборник задач по физике: Учеб. пособие для энергетич. проф. ПТУ. ‒ М.: Высш. шк. 1989. ‒ 143 с. Записи учителя по занятию: учитель организовывает учащихся в группы и поддерживает их, консультирует учеников в затруднительных ситуациях, направляет их деятельность и корректирует ее при необходимости, контролирует выполнение заданий учащимися, использует формативное оценивание, взаимо- и самооценивание; учащиеся работают в командах, читают материалы учебника, ведут беседу, выполняют задания, создают презентацию на флипчартах, проводят взаимо- и самооценивание. Психологический настрой. 2 мин Учитель приветствует учащихся, объявляет тему урока и предлагает совершить на уроке «Тур по галерее» (используя стратегию «Круговой обзор»): на интерактивной доске показывает презентацию – пять картин – шедевров живописи, затем задает вопрос: «Как вы думаете, каким образом эти знаменитые картины великих художников связаны с изучаемой нами темой о магнитном поле и темой сегодняшнего урока «Магнитное поле в веществе?». Далее поясняет, что можно провести аналогию между этими образцами мирового искусства с картинкой силовых линий магнитного поля – картиной, которую создает сама природа. Также поясняет дальше, что учащимся известно о том, что электрическое поле влияет на вещество, а вещество оказывает определенное влияние на электрическое поле. Поэтому правомерно ожидать, что и магнитное поле также влияет на вещество, а вещество, в свою очередь на магнитное поле. Затем сообщает, на сегодняшнем уроке ученики также создадут свои картины – презентации на флипчартах, изучая новую тему о магнитном поле в веществе. Ученики размышляют над вопросом, дают ответы. Организационный момент. 2 мин Учитель сообщает, что работа на уроке будет проводиться в основном в группах, на которые ученики разделятся путем выбора картины из предложенной заранее презентации. Ученики организуют группы. Учитель до того, как ученики начнут работать на уроке по изучаемой теме, предлагает вспомнить правила работы в группах. Определение цели и задач урока. Задание 1. Целеполагание. 3 мин Учитель предлагает обсудить учащимся цели и задачи на урок в течение 1 мин и сообщить по две от группы. И после того, как учащиеся предложат свои цели и задачи, на слайдах показывает свои составленные общие цели и задачи на урок. Ученики от группы сообщают по две цели и задачи к уроку. Учитель напоминает ребятам, что в ходе урока будет проводиться формативное оценивание. Критерии такого оценивания сообщает учащимся на определенных этапах урока. Изучение нового материала. Перед изучением нового материала. 3 мин Учитель заранее, до наступления урока, предлагает одному из одаренных учеников задание: составить презентацию-введение к уроку о том, что такое магнитная проницаемость среды (понятие которой будет использоваться в ходе урока) и в чем заключается гипотеза Ампера и что все вещества делятся на несколько видов по своим магнитным свойствам. Тем самым учитель предварительно настраивает учеников на то, что будет изучаться на уроке. Ученик (-ца) готовит презентацию Power Point. Остальные ученики принимают информацию к сведению. Задание 2. Самостоятельное изучение материалов учебника по новой теме. 8 мин Учитель предлагает учащимся самостоятельно ознакомиться с материалами учебника по §10.11, воспользовавшись стратегией «ЗХУ» («Знаю – Хочу узнать – Узнал»), затем заполнить таблицу: ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ Учитель четко обозначает время на выполнение задания, сообщает о цели задания: целью является анализ и систематизация изучаемого нового материала. Учащиеся читают параграф учебника и заполняют таблицу «ЗХУ». Закрепление изученного материала. Задание 3. Защита ответов. 15 мин Учитель использует стратегию критического мышления «Круговой обзор». На пронумерованных листах, развешенных вокруг класса, написаны вопросы (на каждом листе по одному вопросу, вопросы сначала скрыты от учеников). Группы учащихся подходят к плакатам и обсуждают записанный вопрос в течение 2 минут. Свои ответы записывают на плакате. По сигналу учителя группы передвигаются к другому плакату, читают вопрос и ответы, уже написанные предыдущей группой. Обсуждают, дополняют свои комментарии на плакате. Учитель призывает группы передвигаться и повторять процесс, пока каждая группа не вернется к первоначальному плакату. Вернувшись к своим плакатам, ученики обсуждают ответы и выбирают спикера, который будет защищать ответы. Примерные вопросы: • В чем состоит особенность парамагнетиков? • В чем состоит особенность диамагнетиков? • Какими особенностями обладают ферромагнетики? • В чем состоит явление гистерезиса? • Что такое домены ферромагнетика? Задание 4. Во время защиты ответов Учитель использует стратегию «Две звезды и желание»: группам учащихся необходимо обсудить выступления других команд и при помощи стикеров наклеить на презентацию – два стикера с надписями о том, что понравилось в выступлении и один стикер с пожеланием что-либо улучшить или замечанием по выступлению (если таковое имеется). Задание 5. Тестирование. 5 мин Учитель для закрепления предлагает каждому ученику тест (5 вопросов с вариантами ответов). Для взаимооценивания предлагает ученикам обменятся своими заданиями и по приведенному ключу выставить оценки (оценка «5» выставляется за все правильные ответы). Ученики выполняют задание, проводят взаимооценивание. Тест по теме «Магнитное поле в веществе» Вариант 1 1. Какие вещества пригодны для изготовления постоянных магнитов? A) Парамагнетики. Диамагнетики. C) Ферромагнетики. 2. Что является характерной особенностью процесса намагничивания ферромагнетиков? A) Магнетик. Магнитный гистерезис. C) Магнитная проницаемость. 3. Магнитомягкие материалы… A) Почти полностью размагничиваются, когда внешнее магнитное поле исчезает. Сохраняют свою намагниченность после удаления их из магнитного поля. C) Нет правильного варианта ответа. 4. Вещества, у которых μ > 1, называются… A) Парамагнитными. Ферромагнитными. C) Диамагнитными. 5. Определить индукцию магнитного поля B0 внутри соленоида с сердечником из никеля. Индукция намагничивающего поля B = 0,031 Тл, магнитная проницаемость никеля μ = 200. A) 0,000155 Тл. 6,2 Тл. C) 6452 Тл. Вариант 2 1. Отношение модуля общей индукции к модулю индукции поля самой катушки называется… A) Магнетик. Магнитный гистерезис. C) Магнитная проницаемость. 2. Что называют точкой Кюри? A) Определенная температура для каждого диамагнетика, выше которой диамагнитные свойства исчезают. Определенная температура для каждого ферромагнетика, выше которой ферромагнитные свойства исчезают. C) Определенная температура для каждого парамагнетика, выше которой парамагнитные свойства исчезают. 3. Магнитожесткие материалы… A) Сохраняют свою намагниченность после удаления их из магнитного поля. Почти полностью размагничиваются, когда внешнее магнитное поле исчезает. C) Нет правильного варианта ответа. 4. Вещества, у которых μ < 1, называются… A) Парамагнитными. Ферромагнитными. C) Диамагнитными. 5. Определить индукцию магнитного поля B0 внутри соленоида с сердечником из никеля. Индукция намагничивающего поля B = 0,062 Тл, магнитная проницаемость никеля μ = 200. A) 0,00031 Тл. 12,4 Тл. C) 3226 Тл. Подведение итогов урока. Учитель задает домашнее задание: § 10.11 (прочитать, выучить определения). Ученики записывают в дневник. Рефлексия. 2 мин Учитель предлагает ученикам проанализировать проведенный урок и на стикерах нарисовать свою картину – картину, рисунок, надпись и т. д., выражающую эмоциональное состояние после прошедшего урока (например, солнышко, облачко и т. д.), а затем наклеить на ватман. Реквизиты: проектор, интерактивная доска, компьютер, презентация урока (Power Point), раздаточный дидактический материал, ватман, маркеры, стикеры. | |
Просмотров: 19258 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|