Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Важнейшей задачей проффессиональных школ, в том числе, и преподавания физики, является формирование личности, способной ориентироваться в потоке информации в условиях непрерывного образования. Сегодня неотъемлемой частью современной методики обучения физике являются информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), использующие широкий арсенал цифровых образовательных ресурсов. Использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель умеет: • обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соотвествующих редакторов для подготовки дидактических материалов, чтобы работать с ними на уроке; • создавать слайды по данному учебному материалу , используя редактор презентации MS PowerPoint продемонстрировать презентацию на уроке; • использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине; • организовать работу с электронным учебником на уроке; • применять учебные программные средства ; • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; • организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке; • работать на уроке с материалами Web-сайтов; • разрабатывать тесты, используя готовые программы -оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование. Применение информационных технологий эф¬фективно на уроках физики также при изучении нового материала, при первичном закреплении, проверке домашнего задания, на повторительно-обобщающих уроках, заключительных лекциях по курсу и других типах уроков. Использование слайд – фильмов, флипчартов во время лекций, семинаров, конференций обеспечи¬вает наглядность, динамичность, более высокий объем и уровень информа¬ции в сравнении с традиционными методами, повышает интерес к изучаемым вопросам и в целом к предмету. При подготовке к уроку используются электронные учебники, информация сети Internet, создаются дидактические материалы, учебно-методические пособия и для учителей и учеников. Информационные технологии применяются мною как при проведении уроков, так и в организации внеурочной деятельности учеников. В нашем колледже имеются компьютеры, есть доступ к Интернету, все больше компьютеров приобретается в семьях учащихся. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс. Я применяю информационные технологии на уроках физики в следующих направлениях: • мультимедийные сценарии уроков или фрагментов уроков; • подготовка дидактических материалов для уроков; • использование готовых программных продукты по своей дисциплине; • работа с электронными учебниками на уроке; • поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям; • поиск необходимой информации в Интернете непосредственно на уроке; • работа на уроке с материалами Web-сайтов; • разрабатываю тесты, используя готовые программы -оболочки; Особо хочу отметить применение мультимедийных сценариев уроков. Мультимедийные сценарии уроков выполняются в виде презентаций с применением программы Power Point , входящей в состав пакета программ Microsoft Office. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Мною разработана медиатека уроков – презентаций по всем разделам курса физики. Слайды презентаций содержат иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации. При подготовке презентации заранее продумывается структура урока, последовательность слайдов предполагает определенный темп и логику изложения материала, т.е. создается сценарий проведения урока. Презентация дает мне возможность проявить творчество и индивидуальность. Учащиеся и сами охотно составляют презентации и используют их в своих ответах на уроке. В кабинете физики уже накоплена коллекция данных презентаций. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких сценариев высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. При этом следует подчеркнуть, что компьютерная демонстрация физических явлений рассматривается не как замена реального физического демонстрационного опыта, а как его дополнение. Презентации используются при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). Источниками иллюстративного материала для создания презентаций служат: • CD диски мультимедийных курсов физики, энциклопедий или CD дисков-сборников электронных наглядных пособий по физике (фирмы «Кирилл и Мефодий », совместный диск «Образование» фирм 1С и «Дрофа», фирмы « Физикон »); • Материалы из Интернет-источников; • Материалы, созданные собственными руками или руками учащихся колледжа – видеоролики, отсканированные рисунки с различных печатных изданий. Оснащенность нашего колледжа компьютерами дает возможность использовать на уроках компьютерные технологии. Они используются мною как способ диагностирования знаний учащихся, средство обучения, источник информации (учащиеся используют Internet), как тренинговое устройство. Без компьютера теперь обходится редкий урок физики, потому что это одновременно и телевизор, и магнитофон, и экспериментальная установка, и справочник, и задачник, и средство контроля знаний. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность. Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации. Благодаря использованию информационных технологий на уроке можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям. С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, эволюцию звезд, ядерные превращения,и т.п. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Итак, использование ИКТ в процессе преподавания физики позволяет: • значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера; • увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в условиях учебных лабораторий были бы невозможны; • расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно – справочных систем. • совершенствует процесс преподавания и повышает его качество и эффективность Используемая литература: 1. «Обучение деятельности на уроках физики» Е.А. Румбешта, ж. «Физика в школе» №7. 2003. 2. Intel Обучение для будущего, Москва 2004 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат – М., 2000 4. .Уроки физики с применением ИТ в 7-11 классах. - М.: «Глобус»,2010 5. . Л.И. Губернаторова, К.А. Потехин «Новые информационные технологии в процессе преподавания физики» | |
Просмотров: 892 | Комментарии: 5 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|