Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Урок физики в 9 классе «Силы в природе». Тема урока: «Силы в механике». Цель урока: повторение и углубление знаний, полученных при изучении темы « Силы в механике», их практическое применение Задачи урока: • Предметные (учебные) - обеспечить деятельность по проверке и систематизации знаний по теме «силы в природе»; - обеспечить применение знаний и способов действий в различных практических ситуациях. • Метапредметные - начать осваивать способы решения проблемных и творческих задач; - заложить основы формирования научного мировоззрения; - вести предметный диалог, учиться вырабатывать умение классифицировать явления, свойства и т.д.; - освоить начальные формы познавательной рефлексии; - развивать навыки контроля и самоконтроля; • Личностные - начать формирование интеллектуальной, исследовательской и информационной культуры; - начать формирование личностно- смыслового отношения к предмету; - учиться взаимодействовать с другими, правильно дискутировать, грамотно отстаивать свою точку зрения. Форма работы: групповая Ход урока. Организационный этап. Создание коллаборативной среды. -Знаменитый физик Майкл Фарадей однажды сказал «Как это удивительно – обнаружить, что все явления природы управляются столь небольшим числом сил!» (Слайд №1). Именно эти силы – «три слона динамики», объясняющие многообразие механических взаимодействий. Но для того, чтобы обнаружить и описать даже такое небольшое число сил природы, потребовалась масса труда, наблюдательности и таланта многих ученых. Наука – процесс творческий, а творчество – это азарт открытия, вдохновение поиска и красота полученного результата. - Творить сидя за партой скучно, поэтому разделимся на 4 команд и займем свои новые места. Давайте вспомним правило работы в группах. Назовите состав группы?. Как мы будем оценивать группу? Мотивационный этап. -Неожиданное и интересное можно найти даже в обыденном. – Многие помнят историю об Исааке Ньютоне и упавшем яблоке. Это яблоко стало знаменитым, так как с него началась история развития механики. (Слайд №2) - Может быть это шутка, однако наблюдательность Ньютона, как отмечали его современники, позволяла ему видеть необычное и важное там, где другие проходили мимо. - А насколько наблюдательны и внимательны вы? - Каждой из групп предлагается текст, из которого вы должны определить, о какой силе идет речь. (Приложение, задание №1) Откройте тетради и запишите тему урока. Работа в группе для создания презентации. 1 группа – сила трения. 2 группа- сила всемирного тяготения. 3 группа – сила упругости. 4 группа –сила тяжести. Защита презентаций. Практическая работа в группах - Для ответов на множество вопросов, встающих перед нами, мы пользуемся силой мысли, строим гипотезы, предположения. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - так звучит известная всем поговорка. Поэтому проверить свои предсказания мы должны с помощью опыта. Для этого каждой паре предлагается эксперимент. - Вам предстоит быстро выполнить задание и записать результат в тетрадь.. Закрепление.(5 мин). Это теоретические основы наших знаний. Но достаточно ли только знать теорию? - Давайте расширим диапазон исследований и попробуем узнать действие этих сил в различных жизненных, практических ситуациях. В этом нам поможет сэр Исаак Ньютон и его знаменитые яблоки (Слайд №3; слайды № 9-17). Команды по очереди выбирают себе яблоко и отвечают на вопрос. (Приложение, задание №4) - Почему мел оставляет след на классной доске? Ответ: под действием силы давления мел крошится, а действие силы трения удерживает его на поверхности доски. - Известна фраза: «Кто под нами вверх ногами». О действии какой силы она говорит? Ответ: о действии силы тяжести, которая направленна вертикально вниз к центру Земли. - Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного, шерстяного? Ответ: Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возника¬ет меньшая сила трения. - Почему большинство спутников планет и астероиды не имеют атмосферы? Ответ: сила тяжести на спутниках и астероидах слишком мала, чтобы удержать атмосферу - Почему трудно удержать в руках только что пойманную рыбу? Ответ: рыба, вытащенная из воды, мокрая, поэтому сила трения между руками и рыбой очень маленькая - В кипящей пене валуны, В кипящей пене валуны, Волна, блистая, заходила- Ее уж тянет, тянет сила Всходящей за морем Луны. Во тьме кокосовых лесов Горят стволы, дробятся тени- Луна глядит- и, в блеске, в пене, Спешит волна на тайный зов. И. А. Бунин. Отлив Какова причина приливов и отливов? Ответ: притяжение Луны - «С минуту он колебался, потом спрыгнул и встал на девственную почву Луны. Фигура его, преломленная краем стекла, показалась мне фантастической. С минуту он стоял, осматриваясь вокруг. Потом собрался с духом и вдруг прыгнул в воздух. Выпуклое стекло изображало все в искаженном виде, но прыжок Кейвора показался мне чересчур высоким. Он сразу отлетел футов на двадцать или тридцать от меня. Теперь он стоял на скале и махал мне рукой. Как он смог сделать такой гигантский прыжок? Это похоже на колдовство!» Г. Уэллс. Первые люди на Луне. Ответ: На Луне сила тяжести почти в 6 раз меньше, чем на Земле, поэтому можно совершать такие гигантские прыжки. - Убедились, что действия сил разнообразны? Но все равно, как бы не маскировались они, как бы не скрывались за разными ситуациями, пытливый и вооруженный знаниями ум разглядит их. - Какие признаки сил позволили вам узнать их проявления? Подведение итогов. - Вот и все. Мы почти все знаем о силах. Почему почти? Потому что мир вокруг нас слишком велик и разнообразен, мы не сможем за один урок охватить все. Мы с вами лишь в начале пути. - Итак, нам сегодня потребовалось и знание теории, и умение ее применить; мы нашли знакомые процессы и явления в самых разнообразных примерах. - «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» - говорил Козьма Прутков. Сегодня мы только начали изучать мир, многое еще поймем в дальнейшем. Главное - хотеть действовать, думать, строить гипотезы, их проверять. Домашнее задание. - Домашнее задание у вас тоже будет необычным. (Слайд 12). 1. «Кроссворд наоборот»: у вас есть ключевое слово кроссворда – «тяготение». Вам надо составить кроссворд, содержащий вопросы по теме «Силы в природе», содержащий 9 вопросов ( по числу букв в слове «тяготение»). 2. Предложите опыт, доказывающий, что сила трения скольжения больше, чем сила трения качения. Рефлексия. - Давайте оценим себя, свой вклад в работу группы, деятельность всей группы в целом. (Слайд 13). - Для этого у вас есть специальный листок. Изобразите на нем свое эмоциональное состояние по результатам урока. - Насколько для каждого из вас был полезен и результативен урок? Оцените себя и свою группу по десятибалльной шкале. - Всего доброго вам, спасибо за урок! Молодцы! (Слайд №8) | |
Просмотров: 1689 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|