Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Разработка урока в 9 классе "Силы в механике"
Урок физики в 9 классе «Силы в природе».
Тема урока: «Силы в механике».
Цель урока: повторение и углубление знаний, полученных при изучении
темы « Силы в механике», их практическое применение
Задачи урока:
• Предметные (учебные)
- обеспечить деятельность по проверке и систематизации знаний по теме «силы в природе»;
- обеспечить применение знаний и способов действий в различных практических ситуациях.
• Метапредметные
- начать осваивать способы решения проблемных и творческих задач;
- заложить основы формирования научного мировоззрения;
- вести предметный диалог, учиться вырабатывать умение классифицировать явления, свойства и т.д.;
- освоить начальные формы познавательной рефлексии;
- развивать навыки контроля и самоконтроля;
• Личностные
- начать формирование интеллектуальной, исследовательской и информационной культуры;
- начать формирование личностно- смыслового отношения к предмету;
- учиться взаимодействовать с другими, правильно дискутировать, грамотно отстаивать свою точку зрения.
Форма работы: групповая
Ход урока.
Организационный этап. Создание коллаборативной среды.
-Знаменитый физик Майкл Фарадей однажды сказал «Как это удивительно – обнаружить, что все явления природы управляются столь небольшим числом сил!» (Слайд №1). Именно эти силы – «три слона динамики», объясняющие многообразие механических взаимодействий.
Но для того, чтобы обнаружить и описать даже такое небольшое число сил природы, потребовалась масса труда, наблюдательности и таланта многих ученых. Наука – процесс творческий, а творчество – это азарт открытия, вдохновение поиска и красота полученного результата.
- Творить сидя за партой скучно, поэтому разделимся на 4 команд и займем свои новые места.
Давайте вспомним правило работы в группах. Назовите состав группы?. Как мы будем оценивать группу?

Мотивационный этап.

-Неожиданное и интересное можно найти даже в обыденном.
– Многие помнят историю об Исааке Ньютоне и упавшем яблоке. Это яблоко стало знаменитым, так как с него началась история развития механики. (Слайд №2)
- Может быть это шутка, однако наблюдательность Ньютона, как отмечали его современники, позволяла ему видеть необычное и важное там, где другие проходили мимо.
- А насколько наблюдательны и внимательны вы?
- Каждой из групп предлагается текст, из которого вы должны определить, о какой силе идет речь. (Приложение, задание №1)
Откройте тетради и запишите тему урока.

Работа в группе для создания презентации.
1 группа – сила трения.
2 группа- сила всемирного тяготения.
3 группа – сила упругости.
4 группа –сила тяжести.
Защита презентаций.
Практическая работа в группах
- Для ответов на множество вопросов, встающих перед нами, мы пользуемся силой мысли, строим гипотезы, предположения. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - так звучит известная всем поговорка. Поэтому проверить свои предсказания мы должны с помощью опыта. Для этого каждой паре предлагается эксперимент.
- Вам предстоит быстро выполнить задание и записать результат в тетрадь..
Закрепление.(5 мин).
Это теоретические основы наших знаний. Но достаточно ли только знать теорию?
- Давайте расширим диапазон исследований и попробуем узнать действие этих сил в различных жизненных, практических ситуациях. В этом нам поможет сэр Исаак Ньютон и его знаменитые яблоки (Слайд №3; слайды № 9-17). Команды по очереди выбирают себе яблоко и отвечают на вопрос. (Приложение, задание №4)
- Почему мел оставляет след на классной доске?
Ответ: под действием силы давления мел крошится, а действие силы трения удерживает его на поверхности доски.
- Известна фраза: «Кто под нами вверх ногами». О действии какой силы она говорит?
Ответ: о действии силы тяжести, которая направленна вертикально вниз к центру Земли.
- Почему шелковый шнурок развязывается быстрее хлопчатобумажного, шерстяного?
Ответ: Шелковый шнур имеет более гладкую поверхность, значит, возника¬ет меньшая сила трения.
- Почему большинство спутников планет и астероиды не имеют атмосферы?
Ответ: сила тяжести на спутниках и астероидах слишком мала, чтобы удержать атмосферу
- Почему трудно удержать в руках только что пойманную рыбу?
Ответ: рыба, вытащенная из воды, мокрая, поэтому сила трения между руками и рыбой очень маленькая
- В кипящей пене валуны,
В кипящей пене валуны,
Волна, блистая, заходила-
Ее уж тянет, тянет сила
Всходящей за морем Луны.
Во тьме кокосовых лесов
Горят стволы, дробятся тени-
Луна глядит- и, в блеске, в пене,
Спешит волна на тайный зов.
И. А. Бунин. Отлив
Какова причина приливов и отливов? Ответ: притяжение Луны
- «С минуту он колебался, потом спрыгнул и встал на девственную почву Луны. Фигура его, преломленная краем стекла, показалась мне фантастической. С минуту он стоял, осматриваясь вокруг. Потом собрался с духом и вдруг прыгнул в воздух.
Выпуклое стекло изображало все в искаженном виде, но прыжок Кейвора показался мне чересчур высоким. Он сразу отлетел футов на двадцать или тридцать от меня. Теперь он стоял на скале и махал мне рукой. Как он смог сделать такой гигантский прыжок? Это похоже на колдовство!»
Г. Уэллс. Первые люди на Луне.
Ответ: На Луне сила тяжести почти в 6 раз меньше, чем на Земле, поэтому можно совершать такие гигантские прыжки.
- Убедились, что действия сил разнообразны? Но все равно, как бы не маскировались они, как бы не скрывались за разными ситуациями, пытливый и вооруженный знаниями ум разглядит их.
- Какие признаки сил позволили вам узнать их проявления?
Подведение итогов.
- Вот и все. Мы почти все знаем о силах. Почему почти? Потому что мир вокруг нас слишком велик и разнообразен, мы не сможем за один урок охватить все. Мы с вами лишь в начале пути.
- Итак, нам сегодня потребовалось и знание теории, и умение ее применить; мы нашли знакомые процессы и явления в самых разнообразных примерах.
- «Отыщи всему начало, и ты многое поймешь» - говорил Козьма Прутков. Сегодня мы только начали изучать мир, многое еще поймем в дальнейшем. Главное - хотеть действовать, думать, строить гипотезы, их проверять.
Домашнее задание.
- Домашнее задание у вас тоже будет необычным. (Слайд 12).
1. «Кроссворд наоборот»: у вас есть ключевое слово кроссворда – «тяготение». Вам надо составить кроссворд, содержащий вопросы по теме «Силы в природе», содержащий 9 вопросов ( по числу букв в слове «тяготение»).
2. Предложите опыт, доказывающий, что сила трения скольжения больше, чем сила трения качения.
Рефлексия.
- Давайте оценим себя, свой вклад в работу группы, деятельность всей группы в целом. (Слайд 13).
- Для этого у вас есть специальный листок. Изобразите на нем свое эмоциональное состояние по результатам урока.
- Насколько для каждого из вас был полезен и результативен урок? Оцените себя и свою группу по десятибалльной шкале.
- Всего доброго вам, спасибо за урок! Молодцы! (Слайд №8)
Категория: Физика | Добавил: Jek@555 (2014-11-18) | Автор: Евгений
Просмотров: 1677 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru