Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Тема: Проверка справедливости условия равновесия рычага и правила момента сил «Я слушаю и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю» (Ван Мейтс) Цель урока: Закрепить определение момента силы, единицы момента силы; правило моментов; применение правила моментов при решении задач; развивать умения и навыки выполнения эксперимента при выяснении условия равновесия рычага. Задачи урока: Образовательные: - экспериментально подтвердить правило моментов. - выработать умения и навыки в практическом применении правила моментов и рычага. Развивающие: - научить выделять существенные признаки физических понятий; - развивать умение сравнивать, обобщать изучаемые факты; - развивать познавательную активность, создавая на уроках эмоциональные ситуации занимательности, парадоксальности. Воспитательные: - подвести к пониманию важности применения физических законов для решения практических задач; - мотивировать необходимость знания физических законов Тип урока: урок изучения нового материала. Средства обучения: экспериментальная задача. Методы обучения: проблемно- поисковый, наглядный, репродуктивный. Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, набор грузов, рычаг лабораторный План занятия: 1. Организационный момент. 2. Этап постановки целей и задач. 3. Этап получения новых знаний. 4. Этап практической работы учащихся. 5. Этап обобщения и закрепления нового материала. 6. Рефлексия. 7. Заключительный этап. ХОД УРОКА I. Организационный момент Проверка готовности класса к уроку. Настрой на работу Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Посмотрите на стол. Перед вами находятся приборы, так как сегодня у нас не обычный урок а исследовательский . Работу будут выполнять 3 группы. По рядам 1 –исследовательская, она будет доказывать справедливость условия равновесия рычага и правило момента сил практически с помощью приборов 2- математическая, она будет доказывать справедливость условия равновесия рычага и правило момента сил с помощью математических вычислений 3- группа будет доказывать справедливость условия равновесия рычага и правило момента сил через соотношение сил и их плеч. Задания будут одни и те же, но способ их решения будет различный. Прежде чем мы приступим к изучению новой темы. Я хочу, чтобы все настроились на урок. Расслабьтесь, прислушайтесь к своим ощущениям и скажите себе: "Я нахожусь на уроке и хочу узнать что-то мне неизвестное." Готовы? А сейчас давайте приступим к работе. «Я слушаю и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю» (Ван Мейтс) Посмотрите на эпиграф нашего урока, на приборы перед вами и скажите, чем мы займёмся на уроке. Мы займёмся исследовательской работой . II. Этап постановки целей и задач урока. На прошлом уроке мы познакомились, с какими новыми понятиями ? • Верно момент сил и условие равновесия рычага. • Как называется твёрдое тело , способное вращаться вокруг своей оси? • Как называется место рычага, на которое мы действуем с какой то силой? ( точка действия силы) • Как называется кратчайшее расстояние от оси вращения до точки действия силы? • Какой буквой мы обозначаем плечо силы? • Что такое момент сил? • Какой буквой обозначается момент сил? • Единица измерения? • Формула для определения момента сил? • Запишите правило момента сил • Формула условия равновесия рычага III. Этап закрепления новых знаний Открывайте свои рабочие тетради, запишите число и тему урока . Проверка условия равновесия сил на рычаге и правила момента сил . ( слайд 4) Чтобы продолжить урок самостоятельно в тетрадке ответим на следующие вопросы. Смотрим на доску. В течении 1 минут ответьте на них и поменявшись тетрадками проверьте , верно или неверно вы дали ответ. Работаем в рабочих тетрадках. Проверим домашнее задание 1. Какой отрезок является плечом силы F1? а) АО; б) ОВ; в) АВ . 2. Как называется равенство: а) правило моментов; б) условие равновесия рычага; в) определение момента. 3. Какую физ. величину определяют по формуле: M=F .d а) работу; б) силу; в) момент силы. 4. В каких единицах измеряют момент силы? а) Дж; б) Н; в) Н . м. 5. Вычислить силу F2 , уравновешивающую силу F1. а) 10 Н; б) 20 Н; в) 30 Н. Проверили молоды. I. А сейчас приступаем к работе в группах. Посмотрите на доску . Перед вами задания. Найдите недостающие величины. Каждая группа выполняет задание своим методом , если будете готовы, поднимите руки я проверю. F1 Н d1 см F2 Н d2 см 1Н 5 см 1Н ? 2Н 5 см ? 10 см • Во сколько раз отличаются силы? Какая сила больше? • Во сколько раз отличаются плечи сил? Какое плечо больше? • Сравните отношение сил и их плеч. • Вывод:( сила больше, плечо меньше, сила меньше, плечо больше) • Зачитать условие равновесия рычага. • Записать формулу F1\F2= d2\ d1 или F1 d1=F2 ld2 • Что следует из этого правила? • (Записать в тетрадь). Вывод: меньшей силой можно уравновесить при помощи рычага большую силу. В качестве закрепления знаний, полученных на уроке мы , проведём 2 эксперимента, проверим справедливость условия равновесия рычага или правило момента сил Работать будете в паре. Результаты своих следований записывайте в таблицу, она находиться в листе ответов. Перед вами таблица, в которой необходимо заполнить пустые клетки. А чтобы их заполнить, вам необходимо провести эксперимент. Чтобы как-то немного отдохнуть проведём физминутку Физминутка. Здоровье - не всё, но всё без здоровья – ничто! Сократ Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка - Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Разминаем руки, плечи, Чтоб сидеть нам было легче, Чтоб писать, читать, считать, И совсем не уставать. Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка Эксперимент. Кто выполнит первую часть работы поднимите руки, я проверю, как вы справились с заданием. 1. Укрепите груз весом 1 Н, к левому плечу рычага на расстоянии l1 = 18см от оси вращения. 2. Укрепите на правом плече рычага , груз весом 2 Н, так чтобы рычаг находился в равновесии . Измерьте плечо l2. 3. По формуле М1= F1 I1- рассчитайте момент сил , действующий на левую сторону рычага 4. По формуле М2= F2 I2- рассчитайте момент сил , действующий на правую сторону рычага 5. Заполните первую строку таблицы. F1 Н I1 см F2 Н I2 см М1 Нм М2 Нм 1Н 18 см 2Н ? ? ? 2Н 12 см ? 24 см ? ? 4. Укрепите груз весом 2Н, к левому плечу рычага , на расстоянии l1 = 12см от оси вращения. 5. Определите вес груза , который нужно подвесить к правому плечу рычага, если его укрепили на расстоянии 24 см от оси вращения рычага 6. По формуле М1= F1 I1- рассчитайте момент сил , действующий на левую сторону рычага 7 . По формуле М2= F2 I2- рассчитайте момент сил , действующий на правую сторону рычага 8. Заполните вторую строку таблицы. 9. Сделайте вывод о соотношении моментов сил , условии равновесия рычага и правило момента сил. Вывод: Рычаг находится в равновесии, если произведение силы на её плечо с одной стороны от точки опоры , равняется произведению силы на её плечо с другой стороны от точки опоры , или иначе, когда момент силы вращающий его по часовой стрелке, равен моменту сил, вращающий его против часовой стрелки Заполните в листах ответа ваши результаты экспериментов. Заполните таблицу и перейдём к решению количественных задач. Давайте одну из задач разберём у доски. Кто желает поработать у доски. Задача.На расстоянии 10 см от точки опоры подвешен груз, который на плечо действует с силой 4Н.Какую силу надо приложить на расстоянии 20 см, чтобы рычаг находился в равновесии? Решение:1 способ. Решается через соотношение между длиной плеч, если плечо l2 больше плеча l1 в 2 раза, то сила F2 должна быть в 2 раза меньше силы F2 , т.е. 2 Н2 способ. Записывается, дано, см переводят в м, а затем, используя правило момента сил, находят неизвестную силу. Проверка решения: Задачи для самостоятельного решения у вас помещены в листах ответов. Посмотрите на них и решите те 1 из них, которая вам больше нравятся. Решите любую из задач по выбору: 1. На меньшее плечо рычага действует сила 300 Н, на большее – 20 Н. Длина меньшего плеча 5 см. . Определите длину большего плеча. Сделайте рисунок. 2. Задание: написать условие равновесия рычага 3.Можно ли предсказать поведение рычага в этой ситуации ? 4. Решите задачу самостоятельно F1 , H l 1 , м F2 , H l 2 , м 20 0,4 5 Ученик выполнил лабораторную работу по исследованию условий равновесия рычага. Результаты для сил и их плеч, которые он получил, представлены в таблице. Чему равно плечо l 2 , если рычаг находится в равновесии ? 5. Решите самостоятельно: N опыта Сила F2, H Плечо силы l2 Сила F1, H Плечо силы l1 1 1 40 см 2 2 1 60 см 2 6. Где нужно поместить опору, чтобы рычаг был в равновесии m1 =50 г m2 =150 г Интересно знать что ...пока ребята решают учитель делает сообщение: Условие равновесия рычага было открыто Архимедом. Вы уже знакомы с некоторыми из открытий этого учёного. Достоверные факты и многочисленные легенды говорят о том, что Архимед изобрёл немало интересных машин и приспособлений. Например, известен такой факт: царь Гиерон приказал построить огромный корабль «Сиракосия». Но он был так тяжёл, что множество воинов не смогли даже сдвинуть его с места. Тогда Архимед сконструировал механизм, который позволил это сделать одному человеку. Царь сам спустил корабль на воду и в восторге закричал: «Отныне, чтобы не сказал наш великий Архимед, мы всё будем считать истинным» А ещё говорят, что Архимед, открыв условие равновесия рычага, воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!». Продолжим нашу с вами работу. -Придя домой, отдохнув, набравшись жизненного опыта, Петя решил удивить своих друзей и удержал гирю массой 16 кг на весу одним пальцем! -Как он это сделал? -Сможем ли мы повторить опыт Пети? -Кто может показать, как он это сделал? (Он надел гирю на палку, один конец которой закрепил о твердую опору, а за другой конец взялся одним пальце). -Друзья спросили у Пети, а может ли он удержать гирю массой 30 кг? Петя задумался, какой же длины ему нужна палка? Можно ли помочь Пете? (Дети затрудняются ответить на этот вопрос). VI. Итог урока. Что мы узнали на уроке? Продолжите фразу Рычаг – это… Рычаг находится в равновесии, если… Плечо силы – это… Сила измеряется в … Плечо силы измеряется в … Момент сил , физическая величина равная произведению ….. Момент сил измеряется в ….. Правило момента---- Рефлексия Учитель: Наш урок подходит к концу. Каждый из вас на уроке чувствовал себя по-разному. Сейчас я попрошу вас оценить, насколько комфортно вы чувствовали себя на уроке, как каждый из вас, так и как класс в целом, и понравилось ли вам наше занятие. Перед вами находится листок с изображением различных эмоций. Выберите и отметьте то изображение, которое наиболее соответствовало бы вашему настроению. А в таблице ценности, отметьте + те , которые вам дал урок. Лист рефлексии: Фамилия, имя____________________________________________________________ 1. Моё настроение: 2.Ценности для вас данной работы: Получение для вас новой информации Процесс личной деятельности Полученный результат Деловое общение во время работы Возможность проявить себя и услышать слова одобрения Получение оценки Заключительный этап Учитель: Оценивая Вашу работу на уроке, я увидела, что практически каждый из вас внес вклад в наш урок. Мне очень понравилось с вами работать, спасибо за внимание. До свиданья. Домашнее задание: § 69 Творческое задание 1.Познакомьтесь с устройством швейной машинки. Постройте рассказ о назначении и устройстве швейной машинки. 2.Найти пословицы о простых механизмах. Урок я хочу закончить словами Науку все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного ,жаждой томись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет. Фирдоуси | |
Просмотров: 1934 | Комментарии: 1 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|