Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Тема урока: Эквивалентность работы и количества теплоты. Опыты Бенджамина Румфорда и Джеймса Джоуля. Закон сохранения энергии. Цель урока: сформировать понятие о значимости данных теорий. Установить взаимосвязь между работой и количеством теплоты. Сформулировать закон энергии. Тип урока: изучение нового материала. Оборудование: интерактивная доска, бруски, карточки. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания. А) Что такое внутренняя энергия тела? Б) Какие изопроцессы вы знаете? В) Что такое количество теплоты, обозначение и единицы измерения? Г) Теплоемкость вещества, формула и единицы измерения? Д) На основе какого вида передачи теплоты работает школьное отопление? 3. Всесторонняя проверка знаний учащихся – опрос Работа по карточкам (разноуровневые задания) по теме «Термодинамика» 1 уровень 1. При обработке алюминиевого бруска его температура поднимается от 20 до 4200С. Если масса алюминия 5 кг, на сколько изменится его внутренняя энергия? С=920 Дж/кг0С. 2. При сгорании пороха массой 3 кг было выделено 11400 кДж энергии. Вычислите удельную теплоту сгорания пороха. 2 уровень 1. Какова будет температура смеси, если перемешать 39 л воды температурой 200С с 20 л воды температурой 600С? 2. В один из одинаковых металлических сосудов налита вода, а в другой – глицерин. Массы этих жидкостей равны. Сосуды нагревают так, чтобы их температура повысилась на одно и то же число градусов. Одинаковое количество теплоты должны получить в этом случае сосуды? Почему? 3. 1) 340С; 4. 2) Нет, у них разная теплоёмкость 1) 1840000 Дж = 5. 1,84 МДж; 6. 2) 3800000 Дж = 7. 3,8 •106 Дж/кг. 4.Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению Экспериментальные задания • Потрите руки; • Потрите друг о друга бруски; • Гвоздь можно нагреть, стуча по нему молотком. Выделение теплоты за счёт совершение работы, за счёт силы трения. Как можно сравнить количество теплоты и работу? Q=A 5. Изучение нового материала 1798 год Б.Румфорд При сверлении пушечного ствола, производимого с помощью лошадей, вращавших большое сверло, ствол сильно нагревался. Совершение работы 1799 год Г. Деви Два куска при трении один о другой начали таять и превратились в воду. середина 19 века Джоуль решил исследовать связь между теплотой и энергией всех видов и попытаться установить количественное соотношение между теплотой и механической энергией. В ряде опытов было установлено, что при совершении работы 4,2 Дж происходит такое же повышение температуры, как и при сообщении телу количества теплоты в 1 кал. Величина 4,2 Дж/кал получила название механический эквивалент теплоты. Работа и количество теплоты являются мерой изменения внутренней энергии Закон сохранения энергии 1843 год Р. Майер Совершение человеком большой физической работы сопровождается появлением в крови продуктов сгорания. Потенциальная и кинетическая энергии - связь ? Г.Гельмгольц Строгая математическая формула Q=∆U + A, Где А-работа, ∆U-изменение внутренней энергии Энергия в природе не возникает из ничего и никуда не исчезает; она только переходит из одной формы в другую, от одного тела к другому, а полная энергия в замкнутой системе тел остается неизменной 6. Проверка понимания изученного материала Чипсы 541 ккал (2230200 Дж) Молоко 58 ккал Пельмени 170 ккал Подсолнечное масло 899 ккал Коржи на торт 434 ккал 1 ккал составляет 4200 Дж 7. Закрепление Какова роль опытов Румфорда, Деви, Джоуля в изучении природы теплоты? В чём заслуга Майера и Гельмгольца? Почему закон сохранения и превращения энергии носят универсальный характер? 8. Домашнее задание: § 5.6, дом.эксп.задание | |
Просмотров: 1846 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|