Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Сила трения в жизни и технике. 7 класс. Урок - исследование
Полежаева Алла Валерьевна
учитель физики
ГУ СОШ №1 им Н.Г.Чернышевского
г. Семей

Тема: Сила трения вокруг нас
Цель:
• Ознакомление учащихся с явлением трения
• Сформировать понятие сила трения
• Экспериментально установить, от чего зависит сила трения
• Продолжить формирование умения пользоваться приборами, анализировать и сравнивать результаты опытов

Этапы урока:
• Первое знакомство с понятием трения
• Классификация сил трения
• Причины, вызывающие появление трения
• Экспериментальное изучение свойств силы трения
• Сила трения в живой природе и технике
• Рефлексия понятия «Трение и сила трения»

Ход урока:
Учащиеся рассаживаются по группам (оптимальное число, на мой взгляд, 5 групп). У каждой группы на столе стоит приготовленное оборудование, лист для расчетов и анализа. Дети имеют при себе рабочие тетради.
Начинается урок с просмотра видеороликов (отрывки из мультфильмов), которые следуют один за другим без комментариев учителя и учащихся. После просмотра учитель задает вопрос, почему именно эти сюжеты показаны, что объединяет их. После короткого обсуждения учитель предлагает вернуться к этим сюжетам в конце урока.
На интерактивной доске показывается карта сказочной страны «Сила трения» (презентация «добывание огня») и учитель предлагает отправиться в путешествие. Первым пунктом путешествия будет пещера древнего человека (слайд 1). Учитель предлагает заглянуть в нее. Учащимся задается вопрос, что было самым главным для древнего человека (добыть пищу и добыть огонь) и предлагается обсудить, как человек добывал огонь в древности. Если учащиеся сами не догадались о влиянии силы трения на процесс добывания огня, учитель рассказывает об этом сам и затем, переходя к следующему слайду, рассказывает о процессе добывания огня жителями Америки и Австралии, Огненной земли и эскимосами. Затем учитель рассказывает, как устроено огниво (слайд 4). Последний слайд предлагает учащимся задуматься над выражением «Чиркнуть спичкой». Можно обсудить данный вопрос, а можно оставить его открытым и вернуться к нему в начале следующего урока.
После этого учитель предлагает продолжить путешествие и следующей остановкой будет башня знаний. Следующим этапом урока будет знакомство с видами сил трения (флипчарт «урок сила трения», щелкнуть по башне знаний). Если класс слабый, то работу с флипчартом нужно начать со второй страницы. На этой странице уже есть картинки-подсказки. Учащимся нужно нарисовать картинки изображающие силу трения покоя (это может любой неподвижно лежащий предмет), силу трения качения (например, скатывающегося с горы лыжника или конькобежца, движущиеся санки) и силу трения качения (это может быть движущийся автомобиль, катящийся мячик и т.д.). Командам дается минута на обсуждение, после этого они выходят к интерактивной доске и рисуют картинки. Если класс сильный, то работа начинается с первой страница, после работы с ней учитель переходит ко второй странице и показывает какие картинки, подобрал он сам. Работая со следующей страницей, учащиеся разбирают природу силы трения на молекулярном уровне. Учитель рассказывает, какие причины вызывают появление силы трения и учащиеся в процессе обсуждения должны прийти к выводу, что неровности поверхности и наличие межмолекулярных сил вызывают ее появление. Так как эти положения должны быть записаны в тетради, показывается следующая страница, и учащиеся записывают причины в тетрадь. Со следующими двумя страницами работают следующим образом: учитель рассказывает причины того, почему разные виды трения отличаются по величине. На страницах делаются пояснительные рисунки ручкой. Учащиеся записывают выводы: сила трения покоя максимальна из-за большого числа межмолекулярных сил, т.к. площадь соприкосновенья достаточно большая. Сила трения качения минимальна т.к. площадь соприкосновения мала, следовательно, число межмолекулярных сил мало, а так же при движении шероховатости не мешают движению. Как следствие записывается формула силы трения с пояснением. Что коэффициент трения зависит от шероховатости поверхности. На следующей странице флипчарта разбирается действие смазки между трущимися телами. Учащимся предоставляется возможность самим найти решение, если возникают трудности, учитель дает подсказку об изменении внутренней энергии тела при совершении над ним работы. В качестве тела в данном случае выступает лед, при этом увеличивается внутренняя энергия, повышается температура, лед тает и образуется слой воды между коньком и льдом. Вот он и выступает в качестве смазки. Следующей страницей осуществляется переход к третьей части урока: экспериментальному измерению силы трения. Учитель предлагает продолжить путешествие и отправиться к звездочету в Наукоград. Следующая часть урока проходит как работа в группах с последующей защитой у доски.
Каждая группа на столе имеет Nova 5000, датчик силы, брусок, машинку. Учитель предлагает проверить на опыте те свойства силы трения, которые были обсуждены ранее. Первым заданием будет проверить на опыте, как завит сила трения от шероховатости поверхности (слайд 2,3). Учащимся показывается видеоролик, в котором объясняется ход проведения урока (слайд 4). Затем учащиеся проводят опыт, измеряя силу трения при движении бруска гладкой стороной по столу, а затем шероховатой стороной. Получая два графика, они в группах анализируют полученные результаты. Так как дети не в первый раз работают с Novoй эта работа занимает не более 5 минут и для анализа еще дается 2-3 минуты. Затем на интерактивной доске учитель показывает свой график (слайд 5) и учащиеся каждой группы сравнивают свои результаты с графиком учителя, фронтально комментируют полученные результаты, одновременно записывая свои выводы в таблицу (слайд 6).От каждой группы выходит по одному человеку, который рассказывает о результате их опыта и записывает в таблицу краткий вывод. Затем учитель предлагает учащимся провести второй опыт и проверить, как зависит сила трения от площади соприкасаемой поверхности. Но предварительно учитель задает вопрос о прогнозе эксперимента, как думают учащиеся, какие результаты у них получатся, и после этого предлагает приступить к выполнению опыта (слайд 7). Так как правила работы с NOVOй уже были оговорены, разумно чтобы не тратить время, сказать просто словами, что в эксперименте ученики должны сделать и видеоролик к данному эксперименту не включать. Учащиеся должны измерить силу трения, двигая брусок узкой, а затем широкой стороной по столу. Сделав экспериментальные замеры, сравнить полученные результаты. Аналогично сравниваются результаты работы каждой группы и делаются записи на доске (слайд 8). При проведении третьего опыта учащимся предлагается измерить силу трения при качении машинки и силу трения скольжения бруска по столу (слайд 9). Что бы не было, однообразия результаты опыта предлагается обсудить, не делая записи в сводную таблицу, т.к. результаты получаются и без того яркие и наглядные.
После экспериментально изучения силы трения учитель задает детям вопрос о том, где мы встречается в жизни с силой трения. После короткого обсуждения дети продолжают путешествие и отправляются к «древу знаний», включается презентация «сила трения в жизни растений». Эту презентацию заранее делала группа самых сильных детей под руководством учителя. Дети заранее получили задание подготовить материал, где встречается сила трения в жизни живой природы и технике. Этот этап урока разумно, на мой взгляд, провести следующим образом: учащиеся, готовившие презентацию, по очереди комментируют каждый слайд, отвечают на вопросы класса по данному явлению, а если появляются у них затруднения учитель приходит им на помощь. Интересен момент, если у класса нет вопросов по слайду, учитель может сам задать интересный вопрос.
Последним этапом урока является тестирование по пройденному материалу. На тестирование приготовлены 5 вопросов. Тестирование проводится с помощью тестирующих устройств.
В качестве рефлексии логично вернуться к видеороликам, показанным в начале урока. Показывать ролики нужно в следующем порядке, (после просмотра каждого ролика его необходимо обсудить)
• Бобик в гостях у Барбоса (Здесь нужно отметить, что катание стало возможным, потому что уменьшилась сила трения за счет смазки из киселя)
• Алеша Попович и тугарин змей (Камень трудно было сбросить, потому что сила трения покоя самая большая)
• Ну, погоди! (Волк легко скатывался на лыжах с горы, потому что сила трения скольжения по снегу очень мала, Так как образуется смазка из воды между лыжами и снегом, аналогично как между коньками и льдом)
• Простоквашино (Машина плохо ехала по глубокому снегу, потому что большая шероховатость поверхности и как следствие большая сила трения)

В качестве домашнего задания предлагаю написать сочинение сказку, сочинение-фантастику, сочинение-детектив или стихотворение на тему: « Мир без силы трения»

Категория: Физика | Добавил: Аллла (2010-02-22) | Автор: Полежаева Алла Валерьевна E
Просмотров: 11714 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 2024-12-18, 1:11 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru