Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

Давление
Тема: Давление
Цель урока: Ввести новую физическую величину «давление», определить способ его нахождения.
Оборудование: две дощечки с гвоздями, вбитыми шляпками наружу и остриями наружу; набор грузов; динамометр
Демонстрации: зависимость давления от действующей силы и от площади опоры (по рис. 81,82 учебника).
Ход урока
В кратком вступлении можно отметить, что на уроках физики ученики уже успели познакомиться с некоторыми физическими явлениями и физическими величинами. На этом уроке будет изучена новая физическая величина, называемая давлением.
I. Демонстрация опытов.
Прежде, чем начать объяснение нового материала, желательно продемонстрировать опыты по рис. 81, 82 учебника. Анализ результатов опытов приводит к следующим качественным заключениям:
1. Если дощечка с гвоздями погружается в песок шляпками совсем не¬много, то с гирей, массой 1кг, погружение заметно больше. Т.е. глубина погружения зависит от величины действующей силы - чем больше сила, тем погружение больше.
2. Второй опыт показывает, что глубина погружения зависит не только от силы, но и от площади опоры. Дощечка с гвоздями, которые направлены острием, погружается в песок значительно больше, чем в первом опыте.
П. Новый материал - лекция учителя.
Результат действия тела на опору, таким образом, зависит и от площади опоры и от действующей силы. Все это учитывает физическая величина, которая называется давлением.
Под давление понимают физическую величину равную отношению перпендикулярно действующей силы к площади поверхности.

где - давление;
F - сила давления;
S - площадь поверхности, к которой приложена сила.
Согласно (1), давление при постоянной силе F тем больше, чем меньше площадь поверхности, и - наоборот. Кроме того, чем больше сила давления, тем давление больше.
Как любая физическая величина давление измеряется в определенных единицах.

За единицу давления в СИ принят Паскаль (Па).
Если на поверхность с площадью 1м2 перпендикулярно действует равномерно распределенная сила в 1Н, то давление в этом случае 1Па. Есть и кратные единицы:

Очень часто сила давления создается собственной силой тяжести тела. Тогда давление можно рассчитать как:

Сила давление из (1) находится как:
III. Решение задач.
С целью закрепления изученного можно коллективно разобрать решение одной-двух простых задач. Один ученик выписывает решение на доске.
Пример. Определить давление танка массой 60т на землю, если площадь гусеницы равна 1,5м2.

Домашнее задание: §43; ответить на вопросы к параграфу; задачи
Задачи на смекалку:
1. Трактор оказывает на землю примерно такое же давление, что и чело¬век. Почему же тогда человек легко может стоять на кирпиче, в то время как трактор этот кирпич раздавит?
2. Один литературный герой, закаляя свою волю, спал на доске, утыкан¬ной гвоздями (острием вверх). Оцените, из скольких гвоздей должно было состоять ложе героя, считая, что масса героя 70кг, острие каждого гвоздя имеет площадь 0,1мм2, а человеческая кожа может выдерживать давление 3МПа. (Ответ: 2287шт.)

Дополнительный материал к уроку
Почему на простом табурете сидеть жестко, в то время как на стуле, то¬же деревянном, нисколько не жестко? Почему мягко лежать в веревочном гамаке, который сплетен низ довольно твердых шнурков?
Нетрудно догадаться. Сиденье простого табурета плоско; наше тело со¬прикасается с ним лишь по небольшой поверхности, на которой и сосредоточивается вся тяжесть туловища. У стула же сиденье вогнутое; оно соприкасается с телом по большей поверхности; по этой поверхности и распределяется вес туловища: на единицу поверхности приходится меньший груз, меньшее давление.
Итак, все дело здесь в более равномерном распределении давления. Когда мы нежимся на мягкой постели, в ней образуются углубления, соответствующие неровностям нашего тела. Давление распределяется здесь по нижней поверхности тела довольно равномерно, так что на каждый квадратный сантиметр приходится всего несколько граммов...
Когда же мы лежим на голых досках, то соприкасаемся с опорной плоскостью лишь в немногих маленьких участках..., и мы сразу ощущаем разницу на своем теле, говоря, что нам «очень жестко».
Но даже на самом твердом ложе нам может быть вовсе не жестко, если давление распределяется равномерно на большую поверхность. Вообрази¬те, что вы легли на мягкую глину и в ней отпечатались формы вашего тела. Покинув глину, оставьте ее сохнуть. Когда она сделается твердой как камень, сохранив оставленные вашим телом вдавленности, лягте на нее опять, заполнив собой эту каменную форму. Вы почувствуете себя, как на, нежном пуховике, не ощущая жесткости, хотя лежите буквально на камне.
Категория: Физика | Добавил: Любашка (2015-01-07) E
Просмотров: 1229 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 1:12 PM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru