Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Тема: «Испарение и конденсация. Насыщенные и ненасыщенные пары». Цель урока: – создать условия для развития ключевых компетенций учащихся через учебно-познавательную деятельность. Тип урока: изучение нового материала. Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, опытно-экспериментальный. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Целеполагание а) Мотивация В лощинах и лугах становится белее, Звучнее лес, безжизненней луна И серебро росы на стеклах холоднее. или Высоко в просторе неба, Всё сияя белизною, Вышло облачко на полдень Над равниною водяною. Из болот оно восстало, Из холодного тумана - И замлело, засияло В синей стали океана И.А.Бунин В наше время этими красивыми явлениями природы интересуются не только поэты и художники. Пожалуй, особенно сильно туманы волнуют диспетчеров аэропортов, работников морских и речных судов, летчиков, капитанов кораблей, водителей автомашин и, конечно же, огромную армию метеорологов, синоптиков. Туманы и облака имеют одинаковую физическую природу. В толковом словаре В.Даля дано короткое и в тоже время достаточно точное определение облака: “Облако- туман в высоте”. Как и туман, облако представляет собой взвесь в воздухе мелких и мельчайших капелек воды. Чтобы понять, как возникают эти явления, научиться управлять ими и предсказывать их появление, надо изучать их. Природа появления туманов, облаков, и многих других интересных явлений природы связана с явлениями испарения, конденсации водяного пара. У вас на столах лежат прозрачные стеклышки. Подышите на них. • Что вы наблюдаете? (стекла запотели) • Как называют происходящие явления? • Какой будет тема урока? (Испарение и конденсации. Насыщенные и ненасыщенные пары) • Откройте тетради. Запишите число и тему урока. б) Постановка цели урока: • Где вы могли наблюдать эти явления в природе, быту? (уч-ся приводят примеры).- (мокрое бельё сохнет, лужи после дождя исчезают) Какова же цель нашего урока? ( Изучить явления испарения и конденсации. Рассмотреть понятия насыщенного и ненасыщенного пара). 3. Актуализация имеющихся знаний: Для достижения цели урока необходимо вспомнить изученный ранее материал (фронтальный опрос): • Каковы основные положения МКТ? (В основе молекулярно-кинетической теории лежат три основных положения: 1Все вещества – жидкие, твердые и газообразные – образованы из мельчайших частиц – молекул, которые сами состоят из атомов («элементарных молекул»). 2.Атомы и молекулы находятся в непрерывном хаотическом движении. 3.Частицы взаимодействуют друг с другом.) • В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? (твердое, жидкое, газообразное) • Изменяются ли молекулы при переходе вещества из одного состояния в другое? (нет) • Одинаковы ли скорости движения молекул вещества, находящегося в любом агрегатном состоянии? (нет) • Какой энергией обладают молекулы вследствие своего движения? ( Кинетической энергией (потому что имеют скорость) и потенциальной энергией (при движении изменяются их расстояния, вследствие чего меняются силы взаимодействия между молекулами или атомами, а значит и их потенциальная энергия). • Какую энергию называют внутренней? От чего она зависит? ( Энергия движения и взаимодействия частиц, из которых состоит тело, называется внутренней энергией Особенностью внутренней энергии является то, что она всегда больше нуля, ведь тепловое движение частиц никогда не прекращается. При этом величина внутренней энергии не зависит от механической энергии тела ) 4.Изучение нового материала: а) Явление испарения давайте порассуждаем: • По каким внешним признакам можно обнаружить испарение жидкостей? • Как вы думаете, какая молекула может покинуть жидкость? • Какие молекулы остаются в жидкости? • Куда девались молекулы покинувшие жидкость? • Что происходит с температурой жидкости при интенсивном испарении? (Учащиеся отвечают на поставленные вопросы). Давайте проверим наше предположение о том, что температура испаряющейся жидкости уменьшается. Для этого проведем эксперимент ( эксперимент № 1, см. приложение) и на основании его сделаем вывод. 1.Работа в парах Ход работы: - измерить температуру воздуха в классе; - капнуть каплю спирта на термометр; - измерить температуру через несколько секунд. Сделайте вывод. Температура понизилась, следовательно внутренняя энергия уменьшилась. При испарении энергия поглащается. Итак. Под парообразованием, или испарением, понимают процесс перехода из жидкого состояния в парообразное с поверхности жидкости. От поверхности жидкости могут оторваться только молекулы, имеющие очень большую скорость. Это позволяет им преодолеть силы притяжения с молекулами нижних слоев. Таким образом, жидкость покидают самые « энергичные» молекулы, а в жидкости остаются молекулы, которые движутся с меньшими скоростями. Поэтому при испарении внутренняя энергия жидкости уменьшается. Молекулы, которые покинули жидкость, и ушли в воздух, образуют пар. От чего же зависит скорость испарения? ( Экспериментальное исследование причин изменения скорости испарения ). Работа в группах: (Учащиеся выполняют самостоятельно, работая в группах по 4-5 чел., Каждая группа получает карточку с индивидуальным заданием, и по итогам работы один из учащихся от имени всей группы делает вывод.) Итак, запишем в тетради: Скорость испарения зависит: 1. от рода жидкости: (там, где сила притяжения между молекулами жидкости меньше, скорость испарения выше). 2. от температуры жидкости: (чем выше температура жидкости, тем больше молекул со скоростями, достаточными для ухода с поверхности жидкости в воздух). 3. от площади свободной поверхности: (чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетает в воздух). 4. от наличия или отсутствия ветра: (отдельные молекулы жидкости, попавшие в воздух, могут упасть обратно в жидкость, но если есть ветер, то он снесет эти молекулы в сторону). Ребята, а если закрыть сосуд крышкой, будет ли происходить испарение? (Ответы учащихся). Домашний эксперимент. (Инструкция по выполнению) в) Явление конденсации Оказывается, что одновременно с испарением, происходит переход молекул из пара в жидкость – конденсация. Создание проблемной ситуации: Учитель: Пусть на столе находится сосуд с водой. Что происходит с жидкостью? Изменяется ли масса жидкости? Закроем сосуд крышкой. Будет ли теперь изменяться масса жидкости? Почему масса жидкости при этом не изменяется? Ученики дают ответы. При необходимости учитель делает общий вывод о том, что одновременно с переходом молекул из жидкости в пар происходит и обратный процесс. Беспорядочно двигаясь над поверхностью жидкости, часть молекул, покинувших её, снова возвращается в жидкость. Довольно скоро число молекул, вылетающих из жидкости, станет равным числу молекул пара, возвращающихся обратно в жидкость. Наступает так называемое динамическое равновесие между паром и жидкостью. А пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью, называется насыщенным паром. Пар превращается в жидкость. Учитель просит учеников дать определение явления конденсации и что происходит с энергией при этом. Явление превращения пара в жидкость называется конденсацией. Конденсация сопровождается выделением энергии. 5. Закрепление знаний учащихся: Цель: научить применять полученные знания при решении качественных задач. Ребята, мы рассмотрели явления испарения и конденсации. Что теперь необходимо сделать? ( применить при решении задач) Используя изученные явления испарения и конденсации, решите следующие задачи: а) Задание: При нагревании вода превращается в пар. В процессе испарения… А. поглощается энергия, температура воды не меняется Б. поглощается энергия, температура воды повышается В. выделяется энергия, температура воды не меняется Г. выделяется энергия, температура воды повышается б) «Для любителей литературы» Владимир Солоухин в одном из произведений писал: «Ранее утро… Стоит густой туман, и стало сразу ясно. Трава, деревья, кусты покрылись капельками сверкающих бриллиантов». Какое явление описано в произведении? (Туман в воздухе и роса на траве – это конденсация водяных паров) Отрывок из произведения И.С.Тургенева «Записки охотника» «Через полчаса появился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый. Он прописал мне обычное потогонное» Для чего больному понадобилось потогонное средство? Информация: через поры выполняющего обычную работу взрослого человека обычно испаряется 0,7л пота в день. У жителей тропиков выделяется 4л в день. За всю жизнь мужчина выделяет 18 тысяч литров пота, а женщина 20 тысяч. Отгадайте загадку: «Заря – заряница, красная девица по миру ходила, слезы оборонила; месяц видел – солнце скрало». Почему «месяц видел – солнце скрало»? Роса выпадает к утру, когда воздух становится прохладнее, поэтому месяц ее еще не видел, а как только солнышко взошло, роса испарилась. Отрывок из рассказа Г.В. Короленко "Соколивец" «Тяжелая, обитая конской шкурой, дверь юрты приподнялась в наклонной стене; со двора хлынула волна пара, и к камельку подошел незнакомый пришелец. Голова и шея были закутаны большою шалью. Вся шаль, обильно усыпана хлопьями крепкого, плотно смерзшегося инея. У. Найдите физическую ошибку, обоснуйте ее. в) «Для любителей биологии» 1. У слона нет ни одной потовой железы. А так и перегреться на жаре можно. Но водоём у слона всегда под рукой, то есть под хоботом. Набирает слон слюны изо рта хоботом и размазывает по телу. Зачем слон обмазывает себя слюной? 2. В пустынях температура земной поверхности может повышаться до 70-80°С днем и падать до 4°С ночью. В этих условиях большинство ящериц ищет убежище, кроме зарывания в землю, она способна менять положение тела, окраску, уменьшать поверхность тела, выпячивать глаза. Объясните поведение ящериц? в) Блиц – опрос: • При выходе из реки мы ощущаем холод. Почему? • Почему канистру с бензином нельзя оставлять открытой? • Когда бельё высохнет быстрее при открытой или закрытой форточке? • Для чего вы дуете на горячий чай? • Как вы будите жарить картофель: накрывая сковороду крышкой или нет? Если хотите получить хрустящий картофель? • Какие щи остынут быстрее постные или жирные? • Учитель: Процесс испарения может происходить не только с поверхности жидкости, но и внутри жидкости. Пузырьки пара внутри жидкости расширяются и всплывают на поверхность, если давление насыщенного пара равно внешнему давлению или превышает его. Этот процесс называется кипением. • 6. Оценка качества знаний. Для того чтобы оценить приобретенные знания, предлагаю тест. Тест: Вариант 1 1. Испарение происходит… А. при любой температуре Б. при температуре кипения В. при определенной для каждой жидкости 2. При увеличении температуры жидкости скорость испарения… А. уменьшается Б. увеличивается В. не изменяется 3. При наличии ветра испарение происходит... А. быстрее Б. медленнее В. не влияет на испарение Вариант 2 1. Если нет притока энергии к жидкости извне, испарение сопровождается… температуры жидкости. А. понижением Б. повышением 2. При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость испарения… А. не изменяется Б. увеличивается В. Уменьшается 3. При конденсации жидкости происходит… энергии. А. поглощение Б. выделение (установить соответствие): Испарение пар, не находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью Насыщенный пар процесс перехода из газообразного состояния вещества в жидкое Кипение от рода вещества, площади поверхности, температуры Давление насыщенного пара зависит температура, при которой жидкость кипит Температура кипения процесс перехода из жидкого состояния вещества в газообразное пар, находящийся в динамическом равновесии со своей жидкостью Конденсация процесс парообразования, происходящий во всем объеме жидкости при определенной температуре. Ненасыщенный пар от внешнего давления содержание водяных паров в атмосфере (самопроверка результатов) 7. Подведение итогов урока: Давайте вспомним нашу работу на уроке. - Какова была цель урока? - Как вы считаете, достигли мы цели? 8. Домашнее задание: §15, 16, сообщения по теме: « Использование знаний о процессах испарения и конденсации в быту и технике» «Испарение воды листьями», Домашний эксперимент: «Исследовать испарение в закрытом сосуде» 9. Рефлексия. Учащимся розданы карточки для оценки своей деятельности на уроке. ( Молекула на дне – учащийся не понял тему, на поверхности – частично понял, покинула жидкость – хорошо понял тему) | |
Просмотров: 2169 | Комментарии: 2 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|