Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика |
Матюшонок Елена Владимировна преподаватель физики КГУ “Петровский аграрно-технический колледж” Тема: «Оптические явления» Урок соревнование Цель: Проверка знаний и умений, учащихся по теме «Оптические явления» Задачи урока: Образовательная. Продолжить работу по формированию навыков учащихся в группе, умения решать задачи. Воспитательная. Воспитать мировоззренческие понятия ( причинно-следственные связи в окружающем мире; познаваемость окружающего мира и человечества) нравственное воспитание - любви к природе, чувство товарищеской взаимовыручки. Развивающая. Развивать навыки и умения классифицировать и обобщать, формировать выводы по изученному материалу; развивать самостоятельность мышления и интеллекта, устной речи. Эпиграф: «Науку все глубже постигнуть стремись, Познанием вечного жаждой томись. Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь: предела для знания нет (Фирдоуси, персидский поэт 940-1030) Оформление: плакат с эпиграфом, жетоны для победителей(цветные звездочки), пенванд. Оборудование: линзы на подставке, модель собирающей линзы, модель рассеивающей линзы. Подготовка к уроку: группа предварительно делится на 2 команды, примерно равные по силам, в каждой команде выбирается капитан. Учащиеся получают творческое домашнее задание (найти пословицы и поговорки о глазах и зрении). Ход урока. Вступительное слово учителя. «Оптика в переводе с греческого означает - наука о зрении». 1 конкурс «Подбери слово». На пенванде вывешиваются для каждой команды два листа с заданиями. Из левого столбца берут слово, в правом подбирают другое слово, чтобы получилось правильное словосочетание. Команды выполняют задания на время. Затем задание проверяется с помощью листа самоконтроля. Победитель получает звезду. 2 конкурс. « Кто как смотрит». Учащиеся зачитывают сообщения. Затем команды получают рисунок на котором изображены поля зрения. Им нужно определить, кому оно принадлежит. За правильный ответ получают звезду. 3 конкурс «Творческий» Учащимся нужно было найти пословицы и поговорки о глазах и зрении. У какой команды больше та и получает звезду. 4 конкурс « Все о линзах» В данном конкурсе учащиеся должны показать свои знания по данной теме. Им учитель задает вопросы, затем они получают по три рисунка, где нужно указать ход лучей в линзе и написать, какое она дает изображение. Затем участники команд меняются рисунками и проверяют правильность выполнения (на пенванде таблица, в которой имеется правильное изображение, даваемое линзой, и характер изображения). От каждой команды выходит участник и объясняет, какие ошибки были допущены другой командой. 5 конкурс « Порешаем». Капитаны команд получают задачи. Пока они решают у доски, остальные отгадывают загадки по теме «Оптика». 6 конкурс «Оптические явления» Участники получают тест (задания у все одинаковое) и, работая в команде, совещаются. Тесты пишут на предварительно подписанных листах, затем капитаны команд обмениваются выполненными тестами. На пенванде - коды ответов и разбаловка. Учащиеся сами проверяют тесты и ставят оценки. Задания и вопросы к конкурсам. 1 конкурс «Подбери слово». 1к левый 1к правый Источник Пучок Световой Аппарат Зеркальное Приборы Фокусное Предмета Проекционный Света Изображение Расстояние Угол Отражение Оптические Линзы Плоское Зрения Собирающие Зеркало 2 к левый 2 к правый Геометрическая Отражения Закон Микроскопа Абсолютный Линзы Рассеивающая Линз Объектив Оптика Система Линза Человеческий Показатель Тонкие Затмение Линейное Глаз Солнечное Увеличение 2 конкурс. « Кто как смотрит». 1 команда. Лягушка. Ее глаз- превосходная биологическая система, выбирающая только ту информацию, которая представляет интерес. Например: летящая муха. Курица. Она воспринимает мир одним глазом. Она все время поворачивает голову набок, чтобы увидеть что- нибудь впереди. Заяц. Заяц- « косой». Не поворачивая головы, заяц своими широко расставленными глазами видит не только то, что впереди, но и то , что позади. Оба поля зрения смыкаются и спереди и сзади. Поэтому к зайцу трудно подкрасться, не спугнув его. Зато он не видит того, что непосредственно перед мордой. Ему приходится поворачивать голову набок, чтобы видеть близкий предмет. 2 команда. Лошадь. Копытные и жвачные имеют «всестороннее зрение». Поле зрения позади не сходится, но животному достаточно лишь слегка повернуть голову, чтобы увидеть предметы, расположенные позади. Зрительные образы не отчетливы, зато малейшее движение далеко кругом не ускользает от него. Пчела. Она видит форму, размеры, тени объектов, оценивает скорость объекта. Пчелы воспринимают ультрафиолетовое излучение, что помогает ориентироваться в пространстве. 3 конкурс «Творческий» 1.Хоть глаз выколи. 2. Один глаз - на печь, а другой - в Галич 3.Кто старое помянет, тому глаз вон. 4.Глаза, как плошки, а не видят ни крошки 5.Одним глазом спи, а другим стереги. 6.Свой глаз лучше родного брата. 7. Не верь брату своему, а верь своему глазу кривому. 8.На смерть, что на солнце, во все глаза не взглянешь. 9. Где больно - там рука, где мило - тут глаза. 10. Бровь в бровь, глаз в глаз. 11. На затылке глаз нет. 12.Выше лба не живут глаза. 13. В глаза ласкает, а позаглазью лает. 14.За глаза и про царя говорят. 15.В глаза не льсти, а за глаза не брани. 16.Глаза завидущи, а руки загребущи. 17.Свинные глаза грязи не боятся. 18. Глаза боятся, а руки делают. 19. У страха глаза велики. 20. Правый глаз чешется - радоваться, левый- плакать. 21. Свой глаз всего дороже. 22.Чужому глазу не верь. 23. Правда, глаза колит. 4 конкурс « Все о линзах» 1.Дайте определение, что такое линза? 2. Назовите виды линз? 5 конкурс « Порешаем». Задача №1. Расстояние от линзы до предмета 30см, фокусное расстояние 9см. Определите расстояние от линзы до экрана и оптическую силу линзы? Задача№2. Расстояние от линзы до экрана 8 см, оптическая сила линзы 14 дптр. Найдите расстояние от линзы до предмета и фокусное расстояние линзы. Загадки для 1 команды. 1.Два соседа- непоседы, день - на роботе, ночь- на отдыхе ( Глаза) 2.Сам верхом, а ноги за ушами. (очки) 3.Не смотрел в окошко-был один Антошка, посмотрел в окошко - там второй Антошка! Что это за окошко, куда смотрел Антошка? (Зеркало) 4.В кружке - точка, в точке - точка, что ни встретит, все заметит (глаза) 5.В прозрачном озере озеро себя видно, а дна не найдешь (зеркало) 6.Сидит Пахом на коне верхом. Сам неграмотный, а читать помогает (очки) 7.Языка нет, а правду скажет (зеркало) 8.На ночь два оконца сами закрываются, а с восходом солнца сами открываются. (глаза) 9.Два близнеца, два братца на нос верхом садятся. (очки) 10.Под мостом – мостищем, под соболем – соболищем два соболька разыгрались. ( брови и глаза) Загадки для 2 команды. 1.Возле озера камыши растут. (глаза и ресницы) 2.Что острее меча? (взгляд) 3.Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят. (глаза) 4.Что такое перед нами: две оглобли за ушами, на глазах по колесу и сиделка на носу ( очки) 5. Есть у меня вожжи- до неба достанут, а вокруг себя – нет. (глаза) 6. На носу сидели, на мир глядели, за уши держались. (очки) 7.Под двумя мостами два родника. Придет беда - потечет вода. (глаза) 8.Коротенькие вожжи, а далеко хватают (Взгляд) 9.Летом греет, а зимой холодит. (солнце) 10.Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной. (глаза 6 конкурс «Оптические явления» Проверочное тестирование по теме «Оптические явления» 1.При каких условиях за непрозрачным телом наблюдается одна тень с чёткими границами? А) если свет идёт от яркого источника любых размеров; Б) если свет идёт от слабого источника любых размеров; В) если источник света один и малых размеров; Г) если источник света один, но больших размеров; Д) нет правильного ответа 2.На вершине Останкинской телевизионной башне в Москве горит яркая электрическая лампа. Почему свет от неё нельзя увидеть во Владивостоке даже в самый большой телескоп в совершенно ясную погоду? А) световые лучи под действием силы тяжести постепенно искривляются и падают на Землю; Б) световые лучи под действием конвекции поднимаются в верхние слои атмосферы; В) из-за шарообразности Земли и прямолинейности распространения света; Г) свет на больших расстояниях постепенно теряет свою энергию; Д) световое излучение очень недолговечно, оно исчезает раньше, чем пройдёт такое большоё расстояние. 3.Какова скорость света в вакууме? А) примерно 300000 м/с; Б) примерно 300000 км/ч В) примерно 300000 км/ мин. Г) примерно 300000 км/ с Д) в вакууме свет распространятся, не может 4. На рисунке представлены поперечные сечения четырех стеклянных линз. Какие из них являются собирающими? А) только 1 Б) только 1 и 2 В) только 4 Г) 1, 2, и 3 Д) 3 и 4 5. Луч света падает на зеркальную поверхность и отражается. Угол падения 30º. Каков угол отражения? А) 120º Б) 90º В) 60º Г) 30º Д) 40º 6. Линза дает изображение Солнца на расстоянии 10 см. от своего оптического центра на главной оптической оси. Каково фокусное расстояние линзы? А) 5 см. Б) 10 см. В) 20 см. Г) бесконечно велико Д) 15 см, 7. Между электрической лампой и стеной находится мяч, на стене - круглая тень от мяча. Изменится ли радиус тени, если мяч переместить ближе к лампе? А) не изменится Б) увеличится В) уменьшится Г) при небольшом перемещении увеличится, при большом – уменьшится Д) при небольшом перемещении уменьшится, при большом – увеличится 8. Оптическая сила глаза человека 58 дптр. Каково его фокусное расстояние? А) 58 м. Б) около 0.017м В) около 17 см. Г) около 1.7 мм. Д) 53см, 9. Какое изображение получается на сетчатке глаза человека? А) действительное прямое; Б) мнимое прямое; В) действительное перевернутое; Г) мнимое перевернутое; Д) среди ответов а), г) нет правильного. 10. Отчего происходят лунные затмения? А) между Луной и Землей иногда проходят другие планеты; Б) это результат падения тени от кометы на Луны; В) это результат падения от Земли на Луну; Г) это результат отклонения солнечных лучей от прямолинейного направления под влиянием притяжения Земли; Д) нет правильного ответа 11. Человек, стоящий прямо перед зеркалом, приближается к нему на 20 см. На сколько он приблизился к своему отражению? А) на 20 см. Б) на 10 см. В) на 40 см. Г) расстояние до изображения не изменилось Д) 30 см, 12. Угол падения луча света на зеркало увеличилось на 5º. Как изменился при этом угол отражения? А) уменьшится на 5º Б) увеличится на 5º В) уменьшится на 10º Г) увеличится на 10º Д) не изменился 13. Свет Солнца проходит через отверстие квадратной формы в непрозрачном экране. Какой будет форма светлого пятна на листе белой бумаги за экраном? Поверхность листа перпендикулярна световым лучам. А) квадрат Б) круг В) на малых расстояниях от отверстия – квадрат, на больших - круг, Г) на малых расстояниях от отверстия – круг, на больших квадрат Д) элипс 14. Для того, чтобы свет от огня маяка был виден как можно дальше, какое зеркало лучше поставить позади источника света? А) плоское Б) вогнутое В) выпуклое Г) Лучше зеркало не ставить Д) нет правильного ответа Ответы к тесту « Оптические явления» 1-А 2-В 3-Г 4-Б 5- Г 6-Б 7-В 8-В 9-А 10-В 11-А 12-Г 13-В 14-Б Баллы: «5» 13-14 «4» 11-12 «3» 9-10 «2» 8-1 Итог урока (рефлексия). Учитель ставит оценки за урок, комментируя их. Домашнее задание: Повторить конспект Используемая литература. Л.А.Горлова: «Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия», Москва «Вако» 2006г Н.И Зорин: Элективный курс « Элементы биофизики», Москва, « Вако» 2007 В.А. Волков: « Поурочные разработки по физике», Москва, « Вако» 2007 С. В. Боброва: « Нестандартные уроки», Волгоград, « Учитель» 2000 Г. И Ряболов: « Сборник дидактических заданий по физике», Москва, «Высшая школа»1986 | |
Просмотров: 4537 | |
Форма входа |
---|
Социальные закладк |
---|
Поиск |
---|
Друзья сайта |
---|
Теги |
---|
Статистика |
---|