Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

конференция, посвящённая ВОВ
Учитель физики СШ № 16 г. Кокшетау Сазонов С.П.

70 - летию Победы советского народа
в Великой Отечественной Войне посвящается…

Цель : показать роль физики в создании оружия используемого в Советской Армии в
годы ВОВ, формировать познавательную активность учащихся;
выяснить физические принципы действия некоторых видов оружия и средств
защиты;
воспитывать чувство патриотизма на основе героического прошлого советских
учёных- физиков.

Оформление: плакат «Люди мира! Будьте бдительны! Против войны нужно бороться,
пока она не началась!»

Сопровождение: песни военных лет, фрагменты фильмов о войне.

Ход конференции:

Ведущий:

Уважаемые гости!
Наша конференция посвящена борьбе учёных- физиков за мир на разных этапах истории. В годы ВОВ ковалось оружие победы- оружие мира, в создании которых участвовали учёные многих стран. Но не по воле миролюбивых сил одно из самых страшных видов оружия- атомное- угрожает земной цивилизации. Избавление человечества от угрозы ядерной войны- дело всех и каждого, здесь не может быть посторонних и безучастных, важен вклад каждого человека.
В конце 20-ого столетия подписано соглашение правительств разных стран о сокращении ракетного вооружения и запрещение применения ядерного оружия. Но в наше время продолжается гонка вооружений и создание ядерного оружия . Наша конференция начинается с рассказа о далёких днях Второй мировой войны.

Июнь 41-ого года начался как обычно. Работали в привычном трудовом режиме фабрики и заводы, дети разъехались на летние каникулы, а выпускники готовились к прощальному школьному балу. Учёные трудились в научных библиотеках, лабораториях, архивах. Прекрасный мир окружал людей. Но на рассвете воскресного дня 22 июня на страну обрушилась беда: грозный враг вероломно перешёл границу и напал на нашу Родину. Началась война.

Чтец:
От крови горячей трава под росою дымилась.
Горела вода от бензина, река обмелела и тлела резина.
А немцы валили вперёд…Огнём поливали по крышам, по окнам.
У наших границ гитлеровцы сконцентрировали огромные силы: 5,5 млн. солдат и офицеров, свыше 3700 танков, почти 5000 боевых самолётов, 47260 орудий и миномётов. Никогда прежде, ни одно государство мира не создавало такой военной машины для нападения на другую страну.
Заколыхали пожары, с рёвом неслись снаряды, падали бомбы, рушились, как игрушечные здания, горел хлеб, стонали искалеченные и…. падали, падали мёртвые люди- и солдаты, и женщины, и малые дети.
Чтец:
И сто, и двести лет спустя, кляня событье роковое,
Помянут старец и дитя июньский день, 22 –ое.
Земля как мать в кольце огня кричала-
Ужас исступленья.
Тот ужас в сердце у меня живёт-
И нет ему забвенья.
Не уставали бомбы выть и падать вниз,
За сотней сотня…

Ведущий:
Сурово, как приказ, прозвучал призыв, обращённый ко всем гражданам: « Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой…» ( Звучит песня)
И народ встал по велению своего сердца, движимый огромной любовью к Родине, чувством долга, он взял в руки оружие, чтобы защитить свободу и честь своей страны..

Чтец:
Товарищ, ты видишь, над краем родимым
Распластанной свастики тень.
Товарищ, ты слышишь, сквозь гул орудийный
Надорванный стон деревень.

Смотри- под фашистской пятою кровавой
Томятся, как узник в цепях,
И наши луга, и леса, и дубравы,
И наш урожай на полях…

Вперёд же, товарищ, отвагой и смёткой
Мы сломим фашистский редут!
Враг зол и хитёр , но стреляем мы метко
И силы народа растут

Ведущий:
Вот строки из обращения « К учёным всех стран», подписанного действительными членами Академии Наук СССР. «В дни, когда по вине фашистских правителей земля заливается кровью, может ли кто-нибудь из нас- работников науки- спокойно смотреть на то, что фашистский солдатский сапог угрожает во всём мире яркому свету человечества, свободе человеческой мысли, праву народов самостоятельно развивать свою культуру. В этот час решительного боя советские учёные идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны – во имя защиты своей Родины и во имя защиты свободы мировой науки, спасения культуры, служащей всему человечеству». Под этим обращением, в числе других, стоят подписи крупнейших советских физиков. А.Ф. Иоффе, П.А.Капицы, механиков А. Крылова, И. Чаплыгина.
Учёные сделали решительный выбор: от сосредоточенной тишины библиотеки, от налаженных лабораторных исследований они шагнули в жестокие военные будни. Повинуясь патриотическому порыву, многие ушли на фронт, вступили в отряды народного ополчения, чтобы с оружием в руках защищать Родину.
Академия Наук получила от ЦК КПСС задание: пересмотреть тематику научно- технических работ, ускорить исследования. Вся её деятельность была подчинена 3 целям: поиску и конструированию новых средств обороны и наступления; научной помощи промышленности, производящей оружие и боеприпасы; изысканию новых сырьевых и энергетических ресурсов, замене дефицитных материалов более простыми и подручными.
Учёные активно включились в новую для них работу. « Я ещё ни разу в жизни не видел такого единения науки и труда и мощной волны трудового энтузиазма как теперь», - писал секретарь Президиума АН Стеклов. Рассказать о всех героических делах, совершённых советскими учёными в годы великой битвы невозможно. Мы остановимся только на нескольких эпизодах.

1. На голубых морских дорогах.
Один из жесточайших ударов фашисты обрушили на наш Военно-морской флот. ( песня о флоте)
Готовясь к войне с СССР фашисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую- «запереть» на морских базах с помощью различного типа мин и ликвидировать постепенно. Мины были секретным и грозным оружием. В ночь с 21 на 22 июня 1941 года ( а на Балтике ещё раньше - 18 июня ) гитлеровцы приступили к установке минного заграждения в бухтах Севастополя, на Днестровско- Бугском лимане у Очакова, у Одессы и Феодосии, на подходах к Таллину и Крондштату, вблизи Мурманска и Архангельска, в Рижском заливе. И тем самым создавали реальную угрозу уничтожения нашего флота. Однако, удалось обнаружить, что мины- магнитные, т.е. такие, которые срабатывали под действием магнитного поля проходящего корабля.
Адмирал Кузнецов отмечал: « Новые электро-магнитные мины, сконструированные гитлеровцами, действительно являлись грозным оружием на первом этапе войны… Мы столкнулись с минной опасностью на всех морских театрах… Кардинально помочь флоту могла только квалифицированная научная сила.» И эта помощь пришла.
Ещё до войны,в ленинградском физико- техническом институте под руководством профессора А.П.Александрова, группой учёных, в которую входилиБ.Гаев, П.Степанов, Р.и А. Регели, Ю.Лазуркин, были начаты работы, направленные на уменьшение возможности поражения кораблей магнитными минами. В процессе их работы был создан обмоточный метод размагничивания судов. Заключался он в следующем: с помощью положенной на палубу или подвешенной с наружной стороны бортов большой летки и специального кабеля, по которому пропускался ток, вокруг корабля создавалось искусственное магнитное поле, противоположного направления по отношению к собственному магнитному полю корабля; в итоге результирующее магнитное поле судна становилось незначительным и не вызывало срабатывания магнитной мины.
Однако, для создания надёжной системы защиты всех судов нужно было получить картины собственных магнитных полей кораблей разного типа ( линкоров, эсминцев, крейсеров, тральщиков и др.). Работа была очень трудоёмкой и требовала большой точности.
27 июня 1941 года был издан приказ об организации бригад по срочной установке размагниченных устройств на всех кораблях флота. В их состав входили офицеры, учёные ленинградского Физтеха, инженеры, монтажники. Научным руководителем работ был назначен Анатолий Петрович Александров. В состав группы учёных добровольно вошёл профессор Курчатов. Бригады размагничивания приступили к выполнению задания.
Работа «велась почти повсеместно круглосуточно, в труднейших условиях… при нехватке специалистов, кабеля, оборудования, зачастую под бомбёжками и обстрелами, по жёстко ограниченному графику»,- вспоминали её участники. Но самоотверженно преодолевая трудности, специалисты уже к августу 1941 года защитили от вражеских магнитных мин основную часть боевых кораблей на всех действующих флотах и флотилиях. Это была героическая победа научных знаний и практического мастерства.
Партия и правительство по достоинству оценили героический труд учёных, благодаря которому были сохранены для Родины сотни кораблей и многие тысячи человеческих жизней. ( песня « Прощайте, скалистые горы»)

2. « Нам разум дал стальные руки- крылья…»
( песня « Марш авиаторов»)
С началом войны начался величайший в истории поединок воздушных армий. Утром 22 июня 1941 года, приступив к выполнения приказа о налёте на военные объекты и мирные города Советского Союза, фашистские лётчики не подозревали, как быстро оправится страна от, казалось- бы , смертельного удара, сколь страшная участь ожидает их «непобедимый» воздушный флот. Уже в первые часы боевых действий, столкнувшись с сильным сопротивлением, фашисты убедились, что русские располагают новейшими самолётами всех назначений.
Авиаконструкторы опирались на исследования, выполненные несколько раньше нашими учёными. Член- кор. АН СССР С.А. Христианович, профессоры А.А. Дородницын и Л.Г. Лойцянский, М.В.Келдыш и другие внесли большой вклад в развитие авиационной техники.
« Я не вижу моего врага- немецкого конструктора, который сидит над своими чертежами, в глубоком убежище. Но не видя его, я воюю с ним… Я знаю, что бы там ни придумал немец, я обязан придумать лучше. Я собираю всю свою волю и фантазию. Все мои знания и опыт… чтобы в день, когда два новых самолёта- наш и вражеский- столкнутся в военном небе, наш оказался победителем.» Эти слова принадлежат знаменитому конструктору С.А. Лавочкину. Но так думал каждый создатель новой боевой техники.
Вот некоторые из самолётов, созданные в военные годы.
- истребитель высокого класса Ла- 5 конструкции Лавочкина обладал скороподъёмностью, маневренностью, огневой мощью и большим потолком подъёма
( свыше 11 км)
- Як- 3 – самый лёгкий и маневренный истребитель второй мировой войны, сконструированный А.С.Яковлевым; его взлётная масса 2650 кг, высота подъма- 12 км, для подъёма на 5 км ему требовалось 4,1 мин.
- штурмовик Ил- 2 конструкции Ильюшина, созданный во второй половине 1942 года; имел форсированный двигатель и крупнокалиберный пулемёт: развивал скорость 430 км /ч, его хвостовая часть защищена стрелковой установкой. Фашисты прозвали его «чёрной смертью».
- пикирующий бомбардировщик Ту- 2 , созданный в конструкторском бюро Туполева, имел 2 двигателя мощность по 1850 лошадиных сил, потолок полёта- 9,5 км и дальность 2100 км; развивал скорость до 570 км/ч, его бомбовая нагрузка составляла 1000 кг. Специальное оборудование позволяло прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полёта.
На завершающем этапе войны количественное и качественное превосходство нашей авиации было абсолютным: в небе уничтожался любой самолёт врага! И в этом героическая заслуга советских учёных, конструкторов, инженеров.

3. « За рекою грянула Катюша».
В книге Б.В. Левшина « Советская наука в годы Великой Отечественной войны» о ней написано так: « Учёные вложили свои знания и труд в создание новых артиллерийских установок- реактивных, которые обеспечивали мощный маневренный огонь, массированные залпы и были любовно названы в народе « катюшами».
Реактивные снаряды имели ряд преимуществ перед обычными: заряд, сообщающий движение, находился внутри них, отсутствовала отдача при выстреле и поэтому не требовались дорогие орудийные стволы из высококачественной стали. По сравнению с тяжёлыми орудиями эти установки были малогабаритными и монтировались на автомобилях. Созданию реактивного оружия предшествовала длительная работа учёных и конструкторов: Н.И. Тихомирова, Г.Э. Лангемака, В.А.Артемьева, Б.С. Петропавловского и многих других. К началу войны были разработаны боевые ракеты и специальные порохи. Созданы пусковые установки.
Новое оружие впервые было применено в бою 14 июля 1941 года. Батарея капитана И.А. Флёрова произвела залп из 7 пусковых установок по железнодорожной станции Орша. Генерал- лейтенант Г.Д. Плесков вспоминал об этом: « Мы на наблюдательном пункте оцепенели, когда услышали первый залп. С оглушительным рёвом, свистом и раскатистым скрежетом вслед за огромными клубами красно- чёрного дыма прочертили небо над нашими головами горящие кометы. И всё это в какое-то мгновение. Я прильнул к стереотрубе. Уму непостижимо, что творилось км в 4 от нас. Не то, что танки и машины, горела даже земля! Сердце захватывала радость, гордость за Родину, за творцов грозного оружия. Перепуганные гитлеровцы назвали это оружие « адской мясорубкой»
Враг не знал его устройства и любой ценой хотел разгадать тайну. Были назначены большие награды тем, кто захватит хотя бы одну установку, «метающую ракетообразные снаряды». Но советские воины свято хранили секрет. Когда батарея «катюш» под Смоленском попала в окружение и не смогла выйти из него, воины по приказу своего командования взорвали боевые установки. При этом капитан Флёров и многие бойцы погибли.
Для улучшения этого оружия, ещё очень несовершенного из- за своего нового устройства, было создано конструкторское бюро во главе с В.П. Баршиным- крупным учёным в области механики и машиностроения. В результате, в снаряды смогли закладывать вдвое больший заряд. Была разработана, причём за несколько дней, 36- зарядная установка. Первые «катюши» выпускали только 16 снарядов. Эти установки участвовали в боях под Москвой. Осенью 41 года специально для обороны Москвы были сконструированы 16, 48 и 72- зарядные установки на железнодорожных платформах. Группа В.А. Тимофеева совместно с сотрудниками реактивного НИИ сделали 24- зарядную установку, смонтированную на шасси лёгких танков, которая принимала участие в боях под Сталинградом, в Крыму, на Северо- Западном и Волховском фронтах.

Чтец:
Говорит пехота: - чистая работа!
Где ударит «Катя» фрицу не пролезть.
Воевать охота- говорит пехота-
Раз у нас такая пушка есть!

Влево и направо бьёт врагов на славу.
Впереди- горячий бой.
Огненную лаву на врагов ораву
Сыплет « Катя» щедрою рукой.

Голосок- что надо, он для нас – отрада.
А для немцев это- замогильный бас.
Как услышат «Катю»- удирают гады
И бросают танки, прибавляют газ.

Прозвучали стихи из « Песни о Катюше», написанной военврачом С.Сёминым на фронте в июле 1942 года.
Во всех военных операциях, начиная с лета 1944 года, реактивная артиллерия уже выступала как мощное средство подавления врага. И в этом- творческий подвиг создателей такого оружия.

Ведущий: Советская наука в годы войны боролась за великую цель: « бросить на врага неисчислимые силы техники, беспредельные естественные ресурсы страны, всю мощь исследовательского и конструкторского творчества» Так сформулировал эту цель президент АН СССР В.Л.Комаров. И она достигла её. Достигла ценой огромного напряжения всех творческих, духовных и физических сил. Академик А.Ф.Иоффе в 1942 году в докладе « Физика и война» не общем собрании АН СССР говорил: « Я лично был свидетелем того, как целая группа сотрудников в течение 3 недель не выходила из лаборатории, работая там день и ночь. Иногда, свалившись, люди спали тут же на стульях, за 3 недели они закончили громадную работу так, что она направлена на испытания. Я видел, как работали у нас в Казани при 40-45 градусах мороза на открытом воздухе с приборами, к которым прилипали руки, сдиралась кожа, но тем не
отставал….».
4. « Разработки учёных в области металлургии и металловедения ».

Чтец:
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели:
Этот день мы приближали, как могли.
( припев песни День победы)
Сталь- спав железа с углеродом применялся для изготовления танков, пушек и др.
Успешное решение задачи по созданию бронированной техники- заслуга многих литейщиков, сварщиков и других специалистов.
В результате исследовательских и экспериментальных работ на заводах- изготовителях
бронекорпусов созданы брони средней и высокой прочности, из которых изготовлялись
башни танков Т-34 и КВ.
Сплав меди и цинка- латунь хорошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость, применяли для изготовления патронов и гильз снарядов.
Разработанный членом – корреспондентом Академии наук В.П.Вологдиным метод закалки стали токами высокой частоты уменьшил сроки изготовления стволов орудий.

5. « Дорога жизни ».
В истории обороны Ленинграда, когда город 29 месяцев, почти 2 года находился во вражеском кольце, есть эпизод, связанный с деятельностью учёных во время блокады
по созданию « Дороги жизни».
Эта дорога пролегала по льду замёршего Ладожского озера и связывала город с Большой землёй. От неё зависела жизнь. Скоро выяснилось странное обстоятельство:
Когда грузовики шли в Ленинград максимально нагруженные лёд выдерживал, а на обратном пути, когда вывозили из города больных, раненых и детей, то есть имели меньший груз, лёд ломался и грузовики часто уходили под воду.
Перед учёными поставлена задача выяснить причину этого явления и разработать рекомендации, избавляющие от этой опасности.
Учёные под руководством Павла Павловича Кобеко провели исследования и выяснили причины: главную роль играет деформация льда. Эта деформация и возникающие от неё упругие волны зависит от скорости движения машин. Критическая скорость
35 км/час при движении даже одной машины вызывала гибельный резонанс и пролом льда.
( Фильм Дорога Жизни.)

Чтец.
За этот мир платили мы в боях
Ценой немалою, большой ценой.
Четыре страшных года на плечах
Пронёс не кто- ни будь, а мы с тобой.

А теперь несколько цифр и фактов, подобных статистическим сводкам.
1. К началу войны промышленная база фашистской Германии вместе с базой её союзников и порабощённых стран, превышала советскую в 1,5-2 раза., а в 1942 году, в связи с захватом богатейших районов СССР, в 3-4 раза.
2. Хотя СССР располагал значительно меньшей военной промышленной базой, чем противник, но превзошёл его в производстве военной техники. В январе 1945 года мы имели в 2,5 раз больше танков и САУ , чем гитлеровцы, в 3,2 раза больше артиллерии и миномётов, в 7,4 раза больше авиации.
Как впечатляют эти, казалось бы, сухие цифры! Как о многом они говорят. Они свидетельствуют о том, что обеспечить нужды фронта и добиться технического превосходства в тех сложных условиях, можно было только благодаря огромной организационной работе партии и правительства, только благодаря героическим усилиям советского народа!
Категория: Физика | Добавил: космос (2015-01-29) | Автор: Сергей Сазонов E
Просмотров: 1153 | Комментарии: 2 | Теги: учёные, конференция, война, физика | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:17 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru