Коллеги - педагогический журнал Казахстана

Учительские университеты

Главная » Статьи » В помощь учителю » Физика

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

Инновационные процессы в сфере образования, возрастающая роль физических знаний в формировании активной жизненной позиции и социализации у подрастающего поколения, обуславливают важность проблемы личностно ориентированного обучения и требуют переосмысления форм проектирования учебного процесса как управления познавательной деятельностью ученика. Это в свою очередь определяет необходимость использования технологий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности учащихся. Основная цель педагогических технологий – организация взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая направлена на обеспечение планируемых результатов. Решение этих проблем я реализую через применение интерактивных технологий. Любая педагогическая технология обладает той или иной степенью интерактивности, но некоторые из них содержат интерактивный режим как обязательный компонент. К такой категории относится коллективная (групповая) форма организации учебной деятельности.
Использование интерактивных технологий в обучении позволяет достигнуть высокого уровня коммуникативной активности учебной деятельности школьников. Основной педагогической идеей является самостоятельное конструирование новых знаний и опыта участниками образовательного процесса через общение и взаимодействие.
Обучение протекает в сотрудничестве учеников и педагога. Качество такого взаимодействия зависит от эмоционального уровня познавательной деятельности, а также от качеств субъектов образовательного процесса, их личностно-социальной деятельности, построенной на основе диалога.
Интерактивные подходы в обучении, которые я использую в практике своей работы, организую через групповую форму учебной деятельности учащихся. Я считаю, что такая форма организации учебной деятельности стимулирует умственное развитие учащихся и способствует их воспитанию. Прогрессивная тенденция в развитии урока физики состоит в расширении места, занимаемого коллективной формой организации обучения, так как она опирается на совместную самостоятельную работу, которая сочетается с дифференцированным подходом к учащимся с учетом их индивидуальных способностей.
Совместная деятельность учащихся в процессе познания, усвоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Главное правило групповой формы обучения – это должно происходить в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Коллективная работа имеет следующие признаки:
1. Класс делится на группы для решения конкретных задач.
2. Каждая группа имеет индивидуальное задание (либо одинаковые, либо дифференцированное) и выполняют его сообща под руководством лидера группы или учителя.
3. Задания выполняются таким образом, что можно учитывать и оценивать вклад каждого.
При работе в малых группах обязательно распределяю роли, или же члены группы делают это самостоятельно. В составе группы учащиеся могут выполнять следующие роли:
Фасилитатор – помощник, он же лидер группы.
Регистратор – записывает результаты.
Докладчик – докладывает результаты работы всему классу.
Журналист – задает уточняющие вопросы, которые помогают группе лучше выполнить задание.
Активный слушатель – старается пересказать своими словами, то о чем только что говорили.
Наблюдатель – может выставлять оценки или баллы каждому участнику группы.
Хронометрист – следит за временем, отпущенным на выполнение задания.
Групповые формы обучения я использую при изучении нового материала, закреплении и обобщении изученного, при выполнении практических работ.
В зависимости от выполненной работы, группы могут быть временными или постоянными, гомогенными или гетерогенными. Но все-таки, в практике своей работы, я отдаю предпочтение постоянно-действующим группам. Руководителей групп и их состав подбираю по принципу объединения школьников разной обученности, информированности по данному предмету, психологической совместимости, что позволяет им взаимодополнять и обогащать друг друга.
При групповой форме работы учащихся на уроке, возрастает индивидуальная помощь ученику со стороны учителя и своих товарищей. Причем руководитель группы (это, как правило, сильный ученик) имеет наименьшую помощь, чем ученик слабый, поэтому его знания активизируются, приобретают гибкость, закрепляются при объяснении своему однокласснику.
В зависимости от типа урока и поставленных целей, я составляю дифференцированные или одинаковые задания. Характер выполнения заданий в каждой группе подводит учащихся к решению поставленной проблемы.
Практикую также индивидуальные и групповые опережающие задания: учащиеся готовят краткие сообщения, доклады, проекты по отдельным вопросам. В 7 классе по теме «Природные явления», учащиеся получают опережающие задания – рассказать о причинах и природе землетрясений, о затмениях. В 8 классе после прохождения темы «Передача теплоты», для закрепления используется метод проектов «Система отопления дома» и другие.
Выполнение таких заданий, развивает у учеников приемы самостоятельной и исследовательской деятельности, личную ответственность.
На уроках-семинарах, которые провожу с целью самостоятельного изучения нового материала, составляю одинаковые задания. По завершении выполнения работы ребята оценивают друг друга. Ответ в группах строится от сильного к слабому. Каждому выставляется оценка. Это дает возможность в короткие сроки изучить новый материал, обсудить его и оценить работу каждого. Для экономии времени и снятия психологической напряженности, проверки объективности выставленных оценок, использую сигнальные карточки: «Делегат», «Выбор», «Доверие», «Все все», каждая карточка имеет свой смысл. При выборе карточки «Делегат», группа самостоятельно определяет, кто будет отвечать, и подтверждать правильность выставленных оценок. Сигнальная карточка «Выбор» - отвечающего выбирает учитель, это, как правило, более слабый ученик. Карточка «Все все» - перед классом вся группа подтверждает правильность выставленных оценок. Карточка «Доверие» нравится всем, так как полученные оценки учитель выставляет всем без подтверждения.
Мною разработана система изучения темы «Магнитное поле» в 8 классе по типу уроков – практикумов.
Перед началом изучения материала, сообщаю, сколько учебных занятий отведено на изучение темы, перечисляю знания, умения и навыки, которыми учащиеся должны овладеть. Объясняю, что на изучение данной темы отведено 6 часов.
Каждая группа получает определенное задание (инструктивные карточки, на которых дан алгоритм выполнения работы) и выполняют ее сообща под руководством лидера группы. Способ выполнения работы может быть коллективным или же распределяют обязанности, когда каждый выполняет определенный раздел задания. Затем проверяют уровень усвоения материала и выставляют каждому оценку. На эту работу отводится два урока. Последующие два урока идет на обмен информацией, изучение формул, решения задач. На данном этапе проверяю уровень усвоения материала и объективности выставленных оценок с помощью сигнальных карточек. Пятый урок – итоговый, зачетный, на котором проверяется уровень усвоения всей темы.
Примеров таких уроков в моей педагогической практике много: деловые игры (например, урок пресс-конференция «Ядерная энергия – за и против», при выполнении практической работы «Электрические явления»), встречи с интересными людьми, брейн-ринги, тренинги. Я считаю, что такая организация учебного процесса превращает «учение в увлечение», соответствует современным требованиям образования, имеет социологическое и психологическое обоснование. Результаты анкетирования в экспериментальном классе подтверждают данное положение.
Таблица 1. Результативность учебной деятельности в групповой форме обучения

№ п/п Вид деятельности Результаты
6 кл. 9 кл.
1 Я считаю, что групповая работа развивает самостоятельность ученика А. Да – 60%
Б. Нет – 50% А. Да – 78%
Б. Нет – 22%
2 При групповой работе я не так напряжен А. Да – 55%
Б. Нет – 45% А. Да – 85%
Б. Нет – 15%
3 Умение вести диалог лучше развивается при работе в группе А. Да – 58%
Б. Нет – 42% А. Да – 75%
Б. Нет – 25%
4 При групповой работе ученики учатся лучше взаимодействовать А. Да – 62%
Б. Нет – 38% А. Да – 88%
Б. Нет – 12%
5 Я считаю, что научиться публично говорить, делать выводы проще при групповой работе А. Да – 63%
Б. Нет – 37% А. Да – 75%
Б. Нет – 25%

Решение многих важных проблем в обществе носит коллективный характер, так как совместный труд более рационален. Групповая форма организации учебной деятельности также учитывает возрастные особенности подростков, которые расположены к различным видам совместной деятельности, формирует положительные нравственные качества личности. Такие уроки несут большой объем информации, так как при их подготовке использую научно-популярную литературу, материалы периодической печати, справочники, фотоиллюстрации, использование информационно-коммуникативных средств обучения (подготовка презентаций, использование слайдов, просмотр видеофрагментов)
Итак, достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке и во внеурочной деятельности очевидны. Но только в сочетании с другими формами обучения, фронтальной и индивидуальной, групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого сочетания я, как учитель, определяю сама, в зависимости от решаемых на уроке учебно-воспитательных задач, специфики содержания, объема, сложности, от стиля отношений, сложившихся в классе (учитель – ученик, ученик – ученик и много других факторов)
Интерактивные технологии обучения – это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности, которые позволяют трансформировать обучение в самообразование, реализовать компетентностный подход в обучении.
Учебные и личностные достижения моих учеников характеризуются позитивной динамикой. В качестве индикаторов, подтверждающих данное утверждение, являются результаты анкетирования, мотивация учебной деятельности, выбор будущей профессии, связанной с физикой, результаты ЕНТ.
Категория: Физика | Добавил: Аяужан (2015-03-31) | Автор: Калижарова Аяужан Асылбековна E
Просмотров: 1221 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 2024-11-18, 11:18 AM
Приветствую Вас Гость

Форма входа

Категории раздела

Русский язык и литература [1611]
Школьный психолог [547]
История [783]
Опыт [554]
Научная кафедра [234]
Воспитание души [262]
Мастер-класс [251]
Семья и школа [201]
Компьютер-бум [271]
Английский язык [874]
Великие открытия [30]
Университет здоровья [142]
Математика [1278]
Химия [406]
Классному руководителю [701]
Биология [612]
Думаем, размышляем, спорим [113]
Казахский язык и литература [1894]
Краеведение [108]
Начальная школа [4177]
Беседы у самовара [26]
Мировая художественная культура [49]
Новые технологии в обучении [409]
Сельская школа [84]
Профильное обучение [89]
Демократизация и школа [34]
Физика [323]
Экология [198]
Дошколенок [1768]
Особые дети [330]
Общество семи муз [66]
Школа и искусство
Уроки музыки [668]
Авторские разработки учителя музыки СШ № 1 г. Алматы Арман Исабековой
География [494]
Мой Казахстан [248]
Школьный театр [84]
Внеклассные мероприятия [1275]
Начальная военная подготовка, гражданская оборона, основы безопасности жизнедеятельности [107]
ИЗО и черчение [233]
Физическая культура [591]
Немецкий язык [61]
Технология [321]
Самопознание [445]
Профессиональное образование [133]
Школьная библиотека [93]
Летний лагерь [26]
Дополнительное образование [70]
Педагогические программы [24]

Социальные закладк

Поиск

Друзья сайта

Академия сказочных наук

  • Теги

    презентация Ирина Борисенко открытый урок информатика флипчарт животные новый год 9 класс 5 класс творчество Казахские пословицы проект конспект урока 6 класс физика язык класс педагогика стихи Казахстан математика урок праздник наурыз познание мира музыка доклад программа литература география природа сценарий семья воспитание классному руководителю осень игра казахский язык и литература викторина Начальная школа тест конкурс ИЗО внеклассная работа литературное чтение Русский язык 3 класс технология воспитательная работа сказка Здоровье Оксана 8 марта искусство независимость английский язык психология учитель 3 класс биология статья внеклассное мероприятие классный час ЕНТ выпускной школа 1 класс Русский язык ЕГЭ тесты химия начальные классы Дети экология Дошкольники любовь разработка урока казахский язык самопознание Английский родители br конспект спорт критическое мышление патриотизм дружба дошколенок История обучение тренинг разработка 7 класс физическая культура игры КВН занятие детский сад физкультура Абай коучинг

    Статистика

    Рейтинг@Mail.ru